Восемь принципов инклюзивного образования:
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.
Инклюзия
– более гибкая система. Она основана на том,
что все дети разные, что они не должны отвечать
нашим требованиям и стандартам, но при этом
все могут учиться. Это значит, что школа должна быть
предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная
образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли,
что если ребенок не может ходить на физкультуру, то
его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо
приспособить под ребенка. И когда все бегут
стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет
в мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с
помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но
соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же
как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для
достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным
членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в
детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными
потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для
удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница
между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть
приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение,
каким должен быть темп и характеристик обучения
Что дает инклюзивное образование?
Новый
социальный подход к инвалидности.
Приветствует разнообразие.
Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
Личностное развитие и социальные навыки.
Развитие самостоятельности и самоопределения.
Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что
все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. В
инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Акцент на оказание
помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности
ребенка как ограничений на то, как нужно изменить среду, чтобы она не
ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на поддержке в обучении будет
способствовать развитию школами широкого спектра вспомогательных услуг, вместо
помещения ребенка в учреждение особого образования. Развитие поддержки в
обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности в обучении
заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к
обучению.
Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия,
равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного
отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от
доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные
отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.
Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое
образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки
учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся.
Накопление профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет
непрерывное совершенствование специалистов.
Задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.
Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.
Так же необходимо обеспечение:
Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием.
Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.