Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста в рамках проекта «Разговоры о важном»
Доклад
Учитель начальных классов
Очнева Людмила Александровна
Жердевка 2023
Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовно-нравственным климатом общества, его историческими корнями, которые питают общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются ростом напряженности его граждан. Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет нас говорить о патриотизме как о сложном и, конечно, экстраординарном явлении.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из элементов традиционной системы образования в трудах российских ученых (В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый и другие).
В.А. Сластёнин считает, что «патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине».
Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
В образовательных программах начального общего и базового общеобразовательного образования патриотизм, как личностный результат, является одной из характеристик "портрета выпускника" каждой ступени образования. Так, в "портрете выпускника начальной школы" это отражено в следующих характеристиках – "любящий свой народ, свою землю и свою Отчизну"; на этапе основного общего образования – "любящий свою землю и свое Отечество, знающий русский и свой родной язык"; среднее (общее) полное воспитание – "любящий свою землю и свое отечество, уважающий свой народ, осознающий свою причастность к судьбе Отечества".
В примерных программах дается общее определение патриотизма как "чувства и сформировавшейся гражданской позиции верности своей стране и солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и вырос, готовности служить Отечеству". Следует отметить, что воспитание патриотизма в образовательных программах раскрывается в основном содержании духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Основной составляющей образовательного процесса в современной российской школе являются основы патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и внутреннем развитии личности учащегося.
Укрепление любви к Родине, возникновение чувства ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие личного достоинства возникают на основе высоких чувств патриотизма и национальных святынь.
В нашей школе с младшими школьниками проводят:
1) “Разговоры о важном” каждый понедельник, с торжественным поднятием флага, прослушиванием гимна России. После торжественной линейки с ребятами проводится занятие по тематическому плану;
2) классные часы, основной целью которых является ознакомление учащихся с событиями и объектами, историческими и героическими личностями страны, значимыми событиями.
Классные руководители совместно с завучем по воспитательной работе стараются сделать классные часы и общешкольные мероприятия эмоционально насыщенными, вызвать у детей гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, скорбь по погибшим воинам, желание изучать историю, природу родного края, и ответственность за судьбу семьи, страны.
В зависимости от КТП, “Разговоры о важном” обозначают темы классных часов, содержание которых подбирается с учетом возраста учащихся. В первом классе особенно успешно прошел классный час : "Этот праздник со слезами на глазах»
Большое познавательное и образовательное воздействие оказали интеллектуальные викторины, форма и содержание которых подбирались в зависимости от возраста участников. Турниры "Что? Куда? Когда?", брейн-ринги хороши тем, что предлагаемые вопросы относятся к различным областям знаний, отражая общую тему "Моя Родина".
Нет сомнений в том, что в школе, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы, у ребенка должны формироваться элементы гражданственности, первоначальная идеологическая направленность его развивающегося сознания. С младшего школьного возраста ребенок должен быть знаком со словом "Родина".
Правильно организованная система учебной и внеклассной деятельности - это область, в которой возможно максимизировать или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, наиболее продуктивно проводить это обучение комплексно: в школе и в свободное время.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных. Чтобы помочь решить эту проблему, был создан проект “Разговоры о важном”, который не только дает тему на один классный час, но и помогает учителям организовать внеклассные мероприятия.
Перед российской системой образования стоит очень важная и сложная задача - воспитать молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой проблемы требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.
В широком смысле патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активное участие в ее истории, культуре, современной жизни, ее достижениях и проблемах.
Спектр мнений относительно патриотического воспитания сегодня очень широк: от признания его школьным приоритетом до его трансформации в воспитание национальной, религиозной, культурной исключительности.
Молодому поколению сейчас нелегко, потому что идеологическая и нравственная преемственность между прошлым и настоящим нарушена. Жизненное самоопределение школьников, которое всегда было непростым, в современных условиях стало невероятно трудным. Сложившаяся ситуация вызывает пассивность, нигилизм, агрессию, нравственное безразличие среди детей и создает трудности в усвоении духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. В их преодолении велика роль школы и ее внеклассных мероприятий.
Для школы, имеющей свои специфические социальные особенности, вопрос воспитания патриотических чувств, любви к Родине, к своему народу, служения Отечеству, готовности к самостоятельной жизни в правовом многонациональном государстве стоит очень остро.
Многие школьные дисциплины связаны с вопросами патриотического воспитания и формирования гражданственности. Внеклассные мероприятия значительно улучшают патриотическое воспитание в школе.
Патриотическое воспитание младших школьников является чрезвычайно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Комплексный подход к формированию у них патриотизма поможет снизить негативное влияние человеческого фактора на всестороннее и гармоничное развитие личности.
1. «Закон Российской Федерации об образовании» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. – Москва, 2013. – 79 с.
2. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания / С.В. Барышникова – Текст непосредственный// Воспитание школьников. - 2010. - №1
3. Проект «Разговоры о важном» https://razgovor.edsoo.ru/
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.