Одно из важнейших требований современной школы - максимальная активизация познавательной деятельности учащихся.
Считать работу самостоятельной и творческой можно только в том случае, если учащиеся применяют свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений отыскивают неизвестные им ранее причинно-следственные связи или определяют новый способ решения, т. е. получают новый для себя результат в знаниях и умениях.
География взаимодействует со всеми учебными дисциплинами: биологией, математикой, химией, физикой, литературой, историей, обществознанием и другими предметами.
Здесь открывается значительный простор для развития творчества учащихся, и необходимо всячески поддерживать и активно использовать их в своей педагогической практике.
Сущность работы учителя заключается в создании наиболее комфортных условий для формирования творческого мышления и плодотворной работы учащихся на уроках.
Руководствоваться можно задачами современного образования:
-содействие развитию универсальных умений, позволяющих выпускникам школ самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы;
-организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьника, используя две системы обучения: традиционную и развивающую.
Цель любого и учителя, и моей педагогической деятельности, обеспечить:
-качество знаний учащихся;
-развить навыки самостоятельной учебной деятельности;
- овладение географической грамотностью;
- развивать творческие способности.
Вся работа по воспитанию и развитию творческих способностей направлена на решение следующих задач:
развитие интереса к предмету географии;
развитие более гибкого мышления;
тренировка памяти, внимания;
содействие формированию умения самостоятельно приобретать знания;
создание ситуации успеха;
содействие развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
А для решения каждой из поставленных задач необходимо руководствоваться такими принципами:
активность школьников;
системность;
последовательность;
научность;
доступность;
посильность;
сознательность в овладении знаниями.
В своей педагогической практике мы должны использовать самые разнообразные методы обучения:
словесные (например, лекция при изучении нового материала, дискуссия с классом, создание проблемного вопроса…),
наглядные или объяснительно-иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме, кстати, дети могут сами готовить презентации),
практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-м,6-м классе, например, когда проходим тему: «Мир, в котором мы живем» (коллаж), «Соседи Солнца» (творческая работа), «Мир звезд», «План местности». В более старших классах практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),
исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),
репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы
В педагогической практике особое внимание необходимо уделять следующим приёмам обучения:
постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;
решение географических задач;
ассоциативные загадки;
творческие задания;
контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;
похвала, поощрение, создание ситуации успеха.
-по географическому положению определить объект;-найти географические координаты;- по координатам найти объект;- совершить «путешествие»;- отметить на контурной карте объект;- составить кроссворд или викторину, используя определенные объекты;- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов;- придумать рекламный проспект в какую-либо страну мира;
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить.
Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.