Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
|
Воспитание интереса к двигательной деятельности через организацию и проведение народных подвижных игр с детьми подготовительной группы
Исследовательская работа
Дзержинск–2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР........................................
1.1. Характеристика двигательной деятельности детей дошкольного возраста и ее значение...................................................................................
1.2. Народные подвижные игры как средство воспитания интереса к двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста..........................................................................................................
1.3. Методика проведения народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста...................................................................................
Выводы по главе 1..............................................................................................................
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР...................................................................................
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №120».…..................................................................................................
2.2. Подбор и проведение народных подвижных игр с детьми подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №120», направленных на воспитание интереса к двигательной деятельности...................................................................................
2.3. Анализ опытно-практической работы. Методические рекомендации по воспитанию интереса к двигательной деятельности через организацию и проведению народных подвижных игр………………………………………………………..........................
Выводы по главе 2......................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
Двигательная деятельность является необходимой биологической потребностью и важным фактором роста и развития ребенка. Воспитывать интерес к ней – одна из основных задач в работе воспитателя. Некогда забытые народные игры будут являться средством для решения этой задачи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования, «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)». [1]
Нeобходимо привить рeбёнку дошкольного возрacтa вкуc к cпортивно-оздоровитeльным мeроприятиям, игрaм, физичecкой культурe и потрeбноcти в таких зaнятиях. Одним из таких средств воспитания является народная подвижная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры.
Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Большой вклад в разработку методических проблем в изучении подвижных игр внесли такие исследователи, как Э. Я. Степаненкова, Ф. М. Литвинова, Д. Б. Эльконин и другие.
Э. Я. Степаненкова писала: «Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства».
Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский уделяли большое внимание играм, которые выступали в качестве средств физического развития ребенка. На практике ими было доказано, что на развитие физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и силы, большое влияние оказывают подвижные игры, к их числу относятся русские народные подвижные игры. Учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, они разъясняли их значение для физического развития ребенка и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.
Несмотря на то, что проблема физического воспитания дошкольников нашла свое отражение в многочисленных исследованиях педагогов, однако вопрос использования народных подвижных игр, направленных на развитие интереса к двигательной деятельности детей 5-7 лет представлен недостаточно.
Учитывая
вышесказанное, была определена тема исследования.
В
связи с этим, данная проблема основывается на существующем противоречии между:
эффективностью условий, способствующих развитию интереса к двигательной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостатком знаний,
способствующих данному процессу. Данное противоречие позволило выделить нам
проблему исследования: при каких условиях организация народных игр будет
эффективна в воспитании у детей подготовительной группы интереса к двигательной
деятельности?
Объектом изучения данной работы является процесс воспитания интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы.
Предметом исследования является организация народных игр как средство воспитания интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическая проверка условий организации народных игр для эффективного воспитания интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы.
Гипотеза: воспитание интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы через организацию народных игр будет успешно, если:
- регулярно планировать и проводить разнообразные мероприятия с включением народных подвижных игр;
- использовать эффективные методы и приемы привлечения детей к народным подвижным играм;
- привлекать детей к изготовлению атрибутов для отыгрывания их в народных подвижных игр.
Согласно цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику двигательной деятельности и ее значение в жизни детей подготовительной группы.
2. Описать методику организации и проведения народных подвижных игр с детьми подготовительной группы.
3. Проанализировать знание народных подвижных игр в воспитании интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы.
4. Выявить уровень интереса к двигательной деятельности у детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №120»;
5. Разработать серию народных игр по воспитанию интереса к двигательной деятельности, опробовать их в ходе практики с детьми подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №120»;
6.
Провести анализ опытно-практической работы и разработать методические
рекомендации для воспитания интереса к двигательной деятельности у детей
подготовительной группы посредством народных игр
Для
решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов:
теоретических (анализ психолого-педагогической и методической литературы,
анализ понятийно-терминологической системы, анализ и синтез, дедукция,
моделирование) и эмпирических (констатирующий эксперимент: наблюдение, беседа,
диагностические методики, метод математической обработки информации,
графический метод, опытная работа, изучение и обобщение массового или
индивидуального педагогического опыта).
Базой для проведения исследования является МБДОУ «Детский сад № 120», подготовительная группа.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности педагогами быстро и без труда
найти материалы и информацию с консультацией в вопросе воспитания интереса к
двигательной деятельности у детей подготовительной группы. Со стороны детей
поможет повысить их интерес к двигательной деятельности, чтобы они занимались
ею не только потому, что так надо, а потому что им это нравится и очень
интересно.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения,
списка литературы и приложений.
Работа имеет опытно-практический характер.
Предполагаемый объем работы 50 страниц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования науки РФ – Москва : ТЦ Сфера, 2018. –80 с. - ISBN 978-5-9949-1024-5. – Текст : непосредственный.
2. От рождения до школы : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.- 368с. – ISBN 9785431516290 Текст : непосредственный.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. — ISBN 978-5-534-06925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491477 (дата обращения: 28.11.2022).
4. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2017. – №4. – С.10-14. - ISBN 978-5-534-14926-5. –Текст: непосредственный.
5. Каптерев, П. Ф. О детских играх и развлечениях / П.Ф. Каптерева // избр. пед. сочинения. – Москва : Издательство, 1982. - ISBN 978-5-784-14926-5. –Текст: непосредственный.
6. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор / Л.Л. Куприянова. - Москва : Мнемозина, 2002. - 79с. - ISBN 978-5-534-149675-5. –Текст: непосредственный.
7. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста / П.Ф. Лесгафт. - Москва, 1952. – 234 с. ISBN 978-5-534-11848-3. – Текст : непосредственный.
8. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста / М.Ф. Литвинова // Практическое пособие. - Москва : Айрис-пресс, 2003.- 368с. - ISBN 978-3-534-10926-5. –Текст: непосредственный.
9. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 167 с. — ISBN 978-5-534-11435-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/495693 (дата обращения: 28.11.2022).
10. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 261 с. — ISBN 978-5-534-10268-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475546 (дата обращения: 28.11.2022).
11. Никитушкин, В. Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 246 с. — ISBN 978-5-534-08021-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492671 (дата обращения: 28.11.2022).
12. Осипенко, Н.С, Титкова, В.Ю. Фестиваль русских народных игр в ДОО / Н.С. Осипенко, В.Ю. Титкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7 - стр.14. - ISBN 978-5-380-14926-5. – Текст: непосредственный.
13. Осокина, Т.И. Детские подвижные игры / Т.И. Осокина // Москва : Просвещение, 2003. -143с. - ISBN 979-5-534-13426-2. – Текст: непосредственный.
14. Панкеев, И.А. Русские народные игры / И.А. Панкеев. - Москва 1998. - ISBN 958-5-594-14426-5. – Текст : непосредственный.
15. Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — ISBN 978-5-534-11990-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496160 (дата обращения: 28.11.2022).
16. Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — ISBN 978-5-534-11990-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496160 (дата обращения: 28.11.2022).
17. Пономарева, Г.Н., Филипповой, С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников / Г.Н. Пономарева, С.О. Филлипова // учебное пособие. – СПб., 2008. – Текст : непосредственный.
18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - Москва: Издательский центр Академия, 2006. - 368 с. – Текст : непосредственный.
19. Таран, А.А. Русские народные игры и их классификация. / А.А, Таран // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. - №1. – Текст : непосредственный.
20. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста / Е.А. Тимофеева. – Москва : Просвещение, 1979. - 96с. – Текст : непосредственный.
21. Филипповой, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С.О. Филиппова. – Москва: 2012. – Текст : непосредственный.
22. Якуб, С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. – Москва : 1990. – Текст : непосредственный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.