«Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности»
Подготовила Дворянкина О.Р.,
Учитель иностранного языка
Каждый класс для педагога - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Концептуальные основы воспитательной системы класса
В
настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному
процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства
сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и
адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего
образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных
факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и
педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого
педагога. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут
равнодушные и безразличные люди. Классный руководитель, который творчески, с
интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и
ориентирован на «зону успеха» каждого ученика и класса в целом, добьется, рано
или поздно, успеха в своей работе.
Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том
случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей.
Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения,
основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах
формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен
увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению
главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка.
Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса.
Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких
принципов, как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и
ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает
создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы
внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика,
вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.
Цели и задачи воспитательной работы
Основной целью работы классного руководителя является формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика,
• развитие
познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным
предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности,
• воспитание
активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг
с другом и окружающими,
• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
Этапы формирования дружного коллектива
Процесс
формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача
этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение
интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся,
проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного
коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие
правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений.
Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для
ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного
коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие
творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях.
Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения
детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно,
планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами
коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе.
Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на
первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то
на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление,
общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.
Разнообразие форм и методов работы классного руководителя
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:
- тематический классный час;
- классное собрание;
- час общения;
- информационный час;
- игры;
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- марафоны;
- состязания.
Формы часов общения:
- беседа (этическая, нравственная)
- дискуссия
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- КВН
- театрализации
- интерактивные игры
- тренинги
- читательские конференции
Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном в классе проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как Масленица, Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества и т.п. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми.
Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.
Подводя
итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система
должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:
§ выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,
§ развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,
§ формирование потребности в здоровом образе жизни,
§ воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,
§ воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.
Критерии эффективности воспитательной системы класса:
v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
v развитость креативных способностей учащихся;
v проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
v сформированность классного коллектива.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель позволяет целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.