Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности

  • docx
  • 10.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности
Иконка файла материала Дворянкина.docx

 

 

 

 

 

 

 «Воспитание классного коллектива через разнообразные формы внеклассной деятельности»

 

 

 

Подготовила Дворянкина О.Р.,

Учитель иностранного языка  

Каждый класс для педагога - особенный и необыкновенный, он навсегда остается в сердце и в душе. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

 

Концептуальные основы воспитательной системы класса

          В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди. Классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу, который заинтересован в результате своего труда и ориентирован на «зону успеха» каждого ученика и класса в целом, добьется, рано или поздно, успеха в своей работе.
           Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. Классный руководитель должен увидеть в родителе единомышленника, готового к совместному осуществлению главной миссии школы – воспитания и обучения ребенка. 

        Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети. Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса. 


          Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципов, как:

• принцип деятельностного и творческого подхода;

• принцип сотрудничества;

• принцип открытости;

• принцип системности;

• принцип взаимоуважения;

• принцип учета возрастных особенностей;

• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.


Формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных и общешкольных дел.

Цели и задачи воспитательной работы

Основной целью работы классного руководителя является формирование полноценного коллектива.

Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:

• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, 

• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,

• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности, 

• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими,

• мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.

Этапы формирования дружного коллектива

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.


Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.


Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.


Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе. 
          Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

                  Разнообразие форм и методов работы классного руководителя

Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах.

Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:

- тематический классный час;                            

-  классное собрание;

- час общения;

- информационный час;

- игры;

- праздники;

- викторины;

- конкурсы;

- марафоны;

- состязания.

Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия                            

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- КВН

- театрализации

- интерактивные игры

- тренинги

- читательские конференции

         Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим.

           В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. 

       Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном в классе проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями, как Масленица, Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества и т.п. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.

         Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми.

    Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.

        Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;

• принцип сотрудничества;

• принцип системности.

         Полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс, который легко учить и которому легко учиться, формируется через:

§  выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,

§  развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,

§  формирование потребности в здоровом образе жизни,

§  воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,

§  воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.

         Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью.

Критерии эффективности воспитательной системы класса:

v сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

v развитость креативных способностей учащихся;

v проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

v сформированность классного коллектива.

        Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

       Созданная модель позволяет целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.