ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Оценка 5

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Оценка 5
docx
12.12.2022
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
10.docx

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

 Ключевые слова: культура поведения, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры. Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурного уровня общества, падение нравственности, появление признаков бездуховности и экстремизма обуславливает необходимость решения актуальных проблем формирования культуры поведения с дошкольного возраста. Обновление системы дошкольного образования в целом ведет к необходимости создания новых подходов и поиска эффективных методов воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста. Важность формирования культуры поведения, основанной на общечеловеческих ценностях и нормах поведения отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Исследователями признано, что фундамент культуры поведения закладывается в дошкольном возрасте, и это определяет дальнейшее нравственное и культурное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями является формирование культуры поведения. Эффективным средством воспитания культуры поведения являются сюжетноролевые игры. В ходе игровой деятельности дети вступают в различные игровые и социальные отношения, учатся взаимодействовать между собой, культурно общаться и поступать, согласно нормам и правилам поведения. Поэтому сюжетно-ролевые игры при грамотном руководстве со стороны воспитателя могут способствовать формированию у детей культуры поведения.

 В психолого-педагогических исследованиях проблеме воспитания у детей дошкольного возраста культуры поведения уделяется достаточное внимание. В работах С. В. Петериной, Р.С. Буре, П. И. Бархатовой и других раскрывается понятие культуры поведения и рассматриваются методы и приемы воспитания культуры поведения у дошкольников. Однако, в педагогических исследованиях не так много работ, в которых разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Культура поведения ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств, повседневных поступков дома и в обществе, которые основаны на соблюдении норм нравственности, этики, эстетической культуры. Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством воспитания культуры поведения старших дошкольников при условии грамотного руководства со стороны педагогов. Воспитателю нужно не только воспитывать культуру поведения дошкольников, но и развивать игровые навыки и навыки культурного взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Эффективности процесса формирования у детей культуры поведения посредством организации сюжетно-ролевых игр зависит от следующих педагогических условий: создание атмосферы взаимного уважения в ходе сюжетно-ролевых игр; доброжелательная помощь детям в распределении ролей в случае затруднительных ситуаций; поддержание дружеских отношений среди детей; поддержка детей в конструировании и развитии общего сюжета; сотрудничество педагога с детьми во время игровой деятельности и обучение их культурному поведению. Экспериментальное исследование развития культуры поведения дошкольников проводилось в старшей группе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №26 комбинированного вида Авиастроительного района г. Казань». Цель данного эксперимента заключалась в следующем: определить особенности развития культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре; осуществить целенаправленный подбор сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих развитие культуры поведения старших дошкольников. На втором этапе (формирующем) происходило непосредственное развитие культуры поведения дошкольников в процессе игр. Был разработан план формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игр. Нами осуществлялось непосредственное развитие культуры поведения дошкольников в процессе игр. Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. В ходе сюжетно-ролевых игр под нашим руководством происходило непосредственное развитие культуры поведения дошкольников. В течении формирующего эксперимента мы вели работу с родителями: рассказывали о проделанной работе, знакомили их с новыми играми, сообщали об успехах их детей в процессе развития их культуры поведения. Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. По 1 методике «Картинки» в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 25%, средний уровень повысился на 20%, низкий уровень понизился на 45%. В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, средний уровень повысился на 5%, низкий понизился на 20%. По 2 методике в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 20%, средний уровень повысился на 15%, низкий уровень понизился на 35%. В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, в средней группе повысился на 10%, низкий уровень понизился на 25%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра при правильной ее организации и стимулирующем воздействии педагога оказывает большое влияние на развитие культуры поведения дошкольников. Список литературы 1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. М. ТЦ Сфера, 2009. 2. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: изд-во НГУ, 2012. – 127 с. 3. Зебзеева В. А., Карева С.М. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshegodoshkolnogo-vozrasta


 

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Культура поведения ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств, повседневных поступков дома и в обществе, которые основаны на соблюдении норм нравственности, этики,…

Культура поведения ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств, повседневных поступков дома и в обществе, которые основаны на соблюдении норм нравственности, этики,…

В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, средний уровень повысился на 5%, низкий понизился на 20%

В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, средний уровень повысился на 5%, низкий понизился на 20%
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022