2.5. Результаты работы над методической темой:
"Формирование основ правовой грамотности у обучающихся среднего звена".
Школьные годы имеют решающее значение в становлении гражданственности личности учащегося с ОВЗ. Именно в эти годы формируются взгляды и убеждения, дисциплинированность, правдивость. честность, принципиальность, требовательность к себе и друг к другу. Правовая культура человека формируется во время обучения. Многие ученики часто не знают элементарные правовые положения или знают. но не соблюдают.
Одной из поставленных задач является формирование чёткого понимания у подростков об уголовной ответственности за тяжкие преступления именно с 14 лет, за остальные - с 16 лет, административной - с 16 лет, частичная ответственность по гражданскому праву - с 15 лет. Иногда подростки думают, что за правонарушения могут предстать перед судом только при совершеннолетии.
Правовая культура - сложное психологическое явление, отражающее важные стороны личности воспитанника коррекционной школы. Трудности заключаются и в том, что курс предмета обществознания начинается только в 8 классе и многие юридические понятия формируются достаточно долго.
Для воспитание основ правовой культуры у подростков необходимо: во-первых, привить правовые знания и умения пользоваться ими; во-вторых, сформировать правильное отношение к праву; в-третьих, закрепить эти полученные знания и умения в поведении и дальнейшей деятельности воспитанников в ситуациях, имеющих правовое содержание. От того, насколько полно и качественно привиты и сложены у учащихся нравственные взгляды и убеждения, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте, зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности), готовность исполнять юридические нормы.
Под влиянием окружающей жизни и в результате воспитания у школьников появляются представления о том, что можно делать, а чего - нельзя, о добре и зле, о простых. но необходимых правилах взаимоотношений между людьми.
Основными целями и задачами ставились:
формирование начальных нравственных понятий и убеждений;
формирование основ нравственно-ценностной ориентации личности подростка;
развитие навыков адекватного правового поведения;
формирование основ нравственно-правового поведения;
развитие зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности;
формирование представлений об общепринятых нормах и правилах поведения в социуме;
развитие умений сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.
Для этого по рабочей программе 7 класса проводились воспитательно-коррекционные занятия:
в разделе "Духовно-нравственное воспитание"
"Думай о хорошем, говори о хорошем, поступай хорошо";
"Отдавая, не ожидай чего-то взамен";
"Контроль над мыслям, словами, чувствами, делами";
"Прежде, чем сделать, подумай";
"Основные обязанности гражданина России";
"Происхождение морали";
"Неконфликтность, толерантность, уважение";
"Как избежать конфликта?";
"Хорошие мысли ведут к хорошим поступкам";
"Культура поведения в семье";
в разделе "Основы гражданского и правового воспитания":
"Правила и нормы поведения. Правила поведения в школе";
"Что такое Кодекс? Виды кодексов. Кодекс товарищества";
"Что такое закон?";
"Закон и справедливость";
"Единство прав и обязанностей";
"Царство Закон";
"Царство Беззаконие";
"В гостях у мадам Декларация";
"Что мы знаем о правах человека?";
Викторина "По праву я хочу всё знать!";
"ООН и всеобщая декларация прав человека";
"Труд и человек. Зачем нужно трудиться?"
"Правила поведения на уроке, на самоподготовке";
"Знакомство с Уголовным Кодексом";
"Прав и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте";
"Семейный кодекс";
"Моральная и юридическая ответственность";
Итоговое занятие:"Мои дела и поступки как человека и гражданина".
Изучение личности воспитанника является необходимым звеном правового воспитания, которое неразрывно связано с нравственным просвещением. Важно объективно оценивать общий уровень сформированности нравственных и гражданских качеств учащихся в старших классах. Приступая к планированию работы по правовому воспитанию, необходимо составить характеристику класса воспитанников. Важно выявлять и анализировать типичные проявления и индивидуальные особенности нравственного мира подростков. Правовое воспитание невозможно без этической грамотности школьников.
Изучение личности учащихся в процессе нравственного и правового воспитания - это анализ проявления в их деятельности и поведении усвоенных норм морали. Они выражаются в отношении подростков к социуму, Родине, к труду, к правдивость, ответственность, долг, совесть, товарищество, добросовестность, коллективизм. В силу нарушений в эмоционально-волевой сфере затрудняется формирование таких необходимых качеств школьников, как принципиальность. решительность, настойчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.
Главный показатель морали человека и его правовой культуры в дальнейшем - его дела, поступки. Даже внешне одинаковые поступки, реакции подростков могут быть вызваны совершенно противоположными мотивами и, следовательно, имеют далеко не адекватную моральную и правовую основу.
Наиболее распространённый метод диагностики, используемый в нравственно-правовом воспитании, можно считать опросы. Формы опроса: простейшие вопросники, анкетирование, тесты.
Устные опросы:
Для выявления правовых знаний об отношении подростка к закону можно поставить перед ним следующие вопросы:
ü Нужны ли правила и законы в жизни?
ü Уважаешь ли ты существующие законы в стране?
ü Как ты понимаешь: "Конституция - основной закон страны?
ü Как бы ты хотел(а), чтобы люди относились к друг к другу?
Все полученные ответы объединяются в группы по содержанию и подсчитывается количество ответов по каждой группе.
Схема обработки.
Что значит уважать законы? |
||||
Хорошо их знать |
Иметь дома сборники законов |
Следовать им |
Рассказывать о них другим |
Не нарушать их и т.д. |
9 |
5 |
10 |
4 |
11 |
Для выяснения представлений учащихся о том, какого человека можно назвать законопослушным? и почему? можно провести опрос.
Схема обработки.
Кого можно назвать законопослушным гражданином? |
||||
Защищает слабых. |
Помогает соседям. |
Соблюдает правила дорожного движения. |
Сообщает о правонарушениях в полицию. |
Пишет жалобы в прокуратуру и т.п. |
10 |
5 |
11 |
4 |
4 |
Диагностика отношения подростка к законам и их соблюдению.
Цель: изучить особенности ценностного отношения подростков к праву и правовой культуре.
Для достижения обозначенной цели используется методика "Неоконченные предложения". воспитатель приглашает подростка к беседе. Он начинает предложение, а учащийся его заканчивает первым пришедшим в голову предложением.
1. Гражданин своей страны - это...
2. Для меня закон - это...
3. Я иногда нарушаю правила, потому что...
4. Когда человек совершает правонарушение, то...
5. Когда меня обижают, то я...
6. Если в моей семье случается беда, то мы ...
7. Если бы у меня была волшебная палочка, то я ...
8. Если человек не знает законы, то ...
9. Правонарушения совершают только те подростки, которые ...
10. Когда я попадаю в опасную ситуацию, то...
11. Иногда можно не знать законы, потому что ...
12. Когда к нам приходит участковый, то я ...
Результаты оформляются в таблицу:
Направленность отношения. |
№ предложения. |
Суждения( комментарии) воспитанников. |
Отношение к закону. |
2,11. |
|
Отношение к их исполнению. |
3,8 |
|
Отношение к правонарушениям. |
4,9 |
|
Отношение к опасным ситуациям. |
5,6,10 |
|
Направленность стремлений к правовой культуре. |
1,7, 12 |
|
Диагностика проводится по определённым методикам, в том числе методикам С.Розенцвейга, А.Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач ( о чём уже упоминалось).
Практическое задание.
1. Понимать свой статус гражданина.
Класс 7-а: количество 11 человек.
2013-2014 учебный год.
Задание. |
Результат выполнения (%). |
|
Верно |
Неверно |
|
1. Из нескольких вариантов выбрать: § герб своей страны; § герб своего города; § флаг своей страны. |
99%
81%
100% |
1%
19%
- |
2. Написать или назвать: · название своей страны, столицу; · что такое Конституция РФ; · кто является главой государства; · основные права гражданина. |
81% 81%
72%
72% |
19% 19%
28%
28% |
81 % подростков данного класса понимают свой статус гражданина;
18 % - недостаточно осознают;
1 % - плохо понимают свой статус.
Опросный лист.
1 п/п |
Долг - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным): |
Правильный ответ (%). |
1. |
Хорошо учиться. |
|
2. |
Любить свою родину. |
|
3. |
Правильно питаться. |
|
4. |
Любить классическую музыку. |
|
5. |
Соблюдать правила для учащихся школы. |
|
6. |
Беречь природу. |
|
7. |
модно одеваться. |
|
8. |
Уважать старших. |
|
1 п/п |
Ответственность - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным): |
Правильный ответ (%). |
1. |
Соблюдать график дежурства. |
|
2. |
Выполнять домашние задания. |
|
3. |
Всегда улыбаться. |
|
4. |
Выполнять свои обязанности. |
|
5. |
Отвечать за свои слова и поступки. |
|
6. |
Регулярно посещать дискотеку. |
|
7. |
Своевременно возвращать взятые вещи. |
|
8. |
Дарить подарки на день рождения. |
|
1 п/п |
Свобода - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным): |
Правильный ответ (%). |
1. |
Целый день играть за компьютером. |
|
2. |
Самому выбирать профессию. |
|
3. |
Употреблять пиво. |
|
4. |
Курить в общественных местах. |
|
5. |
Посещать только те уроки, которые нравятся. |
|
6. |
Самому определять место жительства. |
|
7. |
Дружить с теми, с кем хочется. |
|
8. |
Приходить в любое время в гости. |
|
___72__ % подростков 7-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".
___90_ % подростков 8-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".
Класс: 7-а. Количество: 11человек.
Учебный год: 2013-2014.
№ п/п |
Содержание задания. |
Правильные ответы (%). |
1. |
Ты оказался в кампании незнакомых людей, разных по возрасту. Что ты сделаешь, чтобы тебе не было скучно? |
|
2. |
Идущий тебе навстречу прохожий неожиданно схватился за сердце и упал. Твои действия. |
|
3. |
Ты ехал в автобусе без проездного билета. В это время к тебе подошёл кондуктор. Твои действия. |
|
4. |
Ты зашёл в супермаркет для того, чтобы купить модную обувь. Увидев огромное количество обуви на прилавках, ты теряешься и хочешь посоветоваться с продавцом. Но она в это время разговаривает с другим продавцом, не обращая на тебя внимания. Твои действия. |
|
63 % подростков 7-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.
82 % подростков 8-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.
В работе по правовому воспитанию неоценимую помощь оказывают методики Н.Е.Щурковой и Н.П.Капустина.
Методика "Ценностные ориентиры" (для подростков 15-16 лет).
Проведено в 8-а классе: май 2015 года.
Количество: 11 человек.
Цель: определение отношения старшеклассников у предлагаемым ценностям.
Ценности |
Балл |
Ценности |
Балл |
1.Верность поставленной цели |
|
17.Великодушие |
|
2.Способность к состраданию |
|
18.Готовность придти на помощь. |
|
3.Участливость |
|
19.Святость. |
|
4.Чувство надёжности, безопасности |
|
20.Честность |
|
5.Убеждённость |
|
21.Смирение |
|
6.Стремление сотрудничать с другими. |
|
22.Инициативность и находчивость |
|
7.Мужество |
|
23.Жизнерадостность. |
|
8.Упорство в достижении цели |
|
24.Доброта |
|
9.Активное отношение к жизни |
|
25.Любовь |
|
10.Справедливость |
|
26.Преданность в дружбе. |
|
11.Вера |
|
27.Послушание |
|
12.Верность |
|
28.Терпение |
|
13.Чувство товарищества |
|
29.Миролюбие |
|
14.Способность прощать |
|
30.Настойчивость |
|
15.Дружелюбие |
|
31.Положительное восприятие окружающего. |
|
16.Вежливость |
|
32.Долг по отношению к обществу. |
|
Подсчёт результатов по значимости оценок:
очень значимы - 4 балла; значимы - 3 балла; не очень значимы - 2 балла; неприемлемы - 1 балл; непонятны - 0 баллов.
Выводы по классу: наибольшее количество выборов получили те ценности. которые наиболее понятны подросткам: чувство товарищества, дружелюбие, вежливость. честность, доброта, преданность в дружбе. на втором месте по количеству принятия - справедливость и любовь, затем - верность и долг перед обществом, на 4 месте - стремление сотрудничать с другими и положительное восприятие окружающего. Менее всего понятны подросткам более сложные нравственно-этические категории - святость, великодушие. Категория "оптимизм" (в оригинале) заменена мною на жизнерадостность (более понятную воспитанникам). Трудно подросткам признать необходимость способности прощать для себя, смирение, терпение, послушание, способность сострадания, о чём свидетельствует небольшое количество выборов учащимися. Это объясняется и нарушениями у многих воспитанниках в эмоционально-волевой сфере, когда на первом месте стоит позиция самого подростка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.