Воспитание основ правовой культуры у обучающихся с ОВЗ среднего звена в условиях группы продлённого дня.а
Оценка 4.6

Воспитание основ правовой культуры у обучающихся с ОВЗ среднего звена в условиях группы продлённого дня.а

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
11 кл
01.05.2022
Воспитание основ правовой культуры у обучающихся с ОВЗ среднего звена в условиях группы продлённого дня.а
Рассматривается проблема становления подростка гражданином, диагностика выявления уровня сформированности основных понятий и знаний.
2.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДТЕМЕ..docx

2.5. Результаты работы над методической темой:

"Формирование основ правовой грамотности у обучающихся среднего звена".

Школьные годы имеют решающее значение в становлении гражданственности личности учащегося с ОВЗ. Именно в эти годы формируются взгляды и убеждения, дисциплинированность, правдивость. честность, принципиальность, требовательность к себе и друг к другу. Правовая культура человека формируется во время обучения. Многие ученики часто не знают элементарные правовые положения или знают. но не соблюдают.

Одной из поставленных задач является формирование чёткого понимания у подростков  об уголовной ответственности за тяжкие преступления именно с 14 лет, за остальные - с 16 лет, административной - с 16 лет, частичная ответственность по гражданскому праву - с 15 лет.  Иногда подростки думают, что за правонарушения могут предстать перед судом только при совершеннолетии.

Правовая культура - сложное психологическое явление, отражающее важные стороны личности воспитанника коррекционной школы. Трудности заключаются и в том, что курс предмета обществознания начинается только в 8 классе и многие юридические понятия формируются достаточно долго.

Для воспитание основ правовой культуры у подростков необходимо: во-первых, привить правовые знания и умения пользоваться ими; во-вторых, сформировать правильное отношение к праву; в-третьих, закрепить эти полученные знания и умения в поведении и дальнейшей деятельности воспитанников в ситуациях, имеющих правовое содержание. От того, насколько полно и качественно привиты и сложены у учащихся  нравственные взгляды и убеждения, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте, зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться, характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности), готовность исполнять юридические нормы.

Под влиянием окружающей жизни и в результате воспитания у школьников появляются представления о том, что можно делать, а чего -  нельзя, о добре и зле, о простых. но необходимых правилах взаимоотношений между людьми.

Основными целями и задачами ставились:

*      формирование начальных нравственных понятий и убеждений;

*      формирование основ нравственно-ценностной ориентации личности подростка;

*      развитие навыков адекватного правового поведения;

*      формирование основ нравственно-правового поведения;

*      развитие зрелого чувства гражданского самосознания и гражданской ответственности;

*      формирование представлений об общепринятых нормах и правилах поведения в социуме;

*      развитие умений сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.

Для этого по рабочей программе 7 класса проводились воспитательно-коррекционные занятия:

в разделе "Духовно-нравственное воспитание"

*      "Думай о хорошем, говори о хорошем, поступай хорошо";

*      "Отдавая, не ожидай чего-то взамен";

*      "Контроль над мыслям, словами, чувствами, делами";

*      "Прежде, чем сделать, подумай";

*      "Основные обязанности гражданина России";

*      "Происхождение морали";

*      "Неконфликтность,  толерантность, уважение";

*      "Как избежать конфликта?";

*      "Хорошие мысли ведут к хорошим поступкам";

*      "Культура поведения в семье";

в разделе "Основы гражданского и правового воспитания":

*      "Правила и нормы поведения. Правила поведения в школе";

*      "Что такое Кодекс? Виды кодексов. Кодекс товарищества";

*      "Что такое закон?";

*      "Закон и справедливость";

*      "Единство прав и обязанностей";

*      "Царство Закон";

*      "Царство Беззаконие";

*      "В гостях у мадам Декларация";

*      "Что мы знаем о правах человека?";

*      Викторина "По праву я хочу всё знать!";

*      "ООН и всеобщая декларация прав человека";

*      "Труд и человек. Зачем нужно трудиться?"

*      "Правила поведения на уроке, на самоподготовке";

*      "Знакомство с Уголовным Кодексом";

*      "Прав и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте";

*      "Семейный кодекс";

*      "Моральная и юридическая ответственность";

*      Итоговое занятие:"Мои дела и поступки как человека и гражданина".

Изучение личности воспитанника является необходимым звеном правового воспитания, которое неразрывно связано с нравственным просвещением.  Важно объективно оценивать общий уровень  сформированности  нравственных и гражданских качеств учащихся в старших классах. Приступая к планированию работы по правовому воспитанию, необходимо составить характеристику класса воспитанников. Важно выявлять и анализировать типичные проявления и индивидуальные особенности нравственного мира подростков. Правовое воспитание невозможно без  этической грамотности школьников.

Изучение личности учащихся в процессе нравственного и правового воспитания - это анализ проявления в  их деятельности и поведении усвоенных норм морали. Они выражаются в отношении подростков к социуму, Родине, к труду, к  правдивость, ответственность, долг,  совесть, товарищество, добросовестность, коллективизм.  В силу нарушений в эмоционально-волевой сфере затрудняется формирование таких необходимых качеств школьников, как принципиальность. решительность, настойчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.

Главный показатель морали человека и его правовой культуры в дальнейшем - его дела, поступки. Даже внешне одинаковые поступки, реакции подростков могут быть вызваны совершенно противоположными мотивами и, следовательно, имеют далеко не адекватную моральную и правовую основу.

Наиболее распространённый метод  диагностики, используемый в нравственно-правовом воспитании, можно считать опросы. Формы опроса: простейшие вопросники, анкетирование, тесты.

Устные опросы:

Для выявления правовых знаний об отношении подростка к закону можно поставить перед ним следующие вопросы:

ü  Нужны ли правила и законы в жизни?

ü  Уважаешь ли ты существующие законы в стране?

ü  Как ты понимаешь: "Конституция - основной закон страны?

ü  Как бы ты хотел(а), чтобы люди относились к друг к другу?

Все полученные ответы объединяются в группы по содержанию и подсчитывается количество ответов по каждой группе.

Схема обработки.

Что значит уважать законы?

Хорошо их знать

Иметь дома сборники законов

Следовать им

Рассказывать о них другим

Не нарушать их

и т.д.

9

5

10

4

11

 

Для выяснения представлений учащихся о том, какого человека можно назвать законопослушным? и почему? можно провести опрос.

Схема обработки.

 

Кого можно назвать законопослушным гражданином?

Защищает слабых.

Помогает соседям.

Соблюдает правила дорожного движения.

Сообщает о правонарушениях в полицию.

Пишет жалобы в прокуратуру и т.п.

10

5

11

4

4

 

Письменные опросы.

Диагностика отношения подростка к законам и их соблюдению.

Цель:  изучить особенности ценностного отношения подростков к праву и правовой культуре.

Для достижения обозначенной цели используется методика "Неоконченные предложения". воспитатель приглашает подростка к беседе. Он начинает предложение, а учащийся его заканчивает первым пришедшим в голову предложением.

1.       Гражданин своей страны - это...

2.       Для меня закон - это...

3.       Я иногда нарушаю правила, потому что...

4.       Когда человек совершает правонарушение, то...

5.       Когда меня обижают, то я...

6.       Если в моей семье случается беда, то мы ...

7.       Если бы у меня была волшебная палочка, то я ...

8.       Если человек не знает законы, то ...

9.       Правонарушения совершают только те подростки, которые ...

10.   Когда я попадаю в опасную ситуацию, то...

11.   Иногда можно не знать законы, потому что ...

12.   Когда к нам приходит участковый, то я ...

Результаты оформляются в таблицу:

 

 

Направленность отношения.

№ предложения.

Суждения( комментарии) воспитанников.

Отношение к закону.

2,11.

 

Отношение к их исполнению.

3,8

 

Отношение к правонарушениям.

4,9

 

Отношение к опасным ситуациям.

5,6,10

 

Направленность стремлений к  правовой культуре.

1,7, 12

 

 

Диагностика проводится по определённым методикам, в том числе методикам С.Розенцвейга, А.Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач ( о чём уже упоминалось).

Практическое задание.

1. Понимать свой статус гражданина.

Класс 7-а: количество 11 человек.

2013-2014 учебный год.

Задание.

Результат выполнения (%).

Верно

Неверно

1. Из нескольких вариантов выбрать:

§  герб своей страны;

§  герб своего города;

§  флаг своей страны.

 

 

 

99%

 

81%

 

100%

 

 

 

1%

 

19%

 

-

2. Написать или назвать:

·         название своей страны, столицу;

·         что такое Конституция РФ;

·         кто является главой государства;

·         основные права гражданина.

 

 

81%

81%

 

72%

 

 

72%

 

 

19%

19%

 

28%

 

 

28%

81  % подростков данного класса понимают свой статус гражданина;

 18 % - недостаточно осознают;

1  % - плохо понимают свой статус.

 

 

 

2.Ориентироваться в понятиях: "долг", "ответственность", "свобода".

Опросный лист.

1 п/п

Долг - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Хорошо учиться.

 

2.

Любить свою родину.

 

3.

Правильно питаться.

 

4.

Любить классическую музыку.

 

5.

Соблюдать правила для учащихся школы.

 

6.

Беречь природу.

 

7.

модно одеваться.

 

8.

Уважать старших.

 

 

 

1 п/п

Ответственность - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Соблюдать график дежурства.

 

2.

Выполнять домашние задания.

 

3.

Всегда улыбаться.

 

4.

Выполнять свои обязанности.

 

5.

Отвечать за свои слова и поступки.

 

6.

Регулярно посещать дискотеку.

 

7.

Своевременно возвращать взятые вещи.

 

8.

Дарить подарки на день рождения.

 

 

 

 

1 п/п

Свобода - это... (подчеркни, что ты считаешь правильным):

Правильный ответ (%).

1.

Целый день играть за компьютером.

 

2.

Самому выбирать профессию.

 

3.

Употреблять пиво.

 

4.

Курить в общественных местах.

 

5.

Посещать только те уроки, которые нравятся.

 

6.

Самому определять место жительства.

 

7.

Дружить с теми, с кем хочется.

 

8.

Приходить в любое время в гости.

 

 

___72__ %    подростков 7-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".

___90_ %    подростков 8-а класса ориентируется в понятиях "долг", "ответственность", "свобода".

 

 

3. Владеть навыками адекватного социального поведения. Тестовые задачи (по методике Рене Жиля).

Класс: 7-а. Количество: 11человек.

Учебный год: 2013-2014.

№ п/п

Содержание задания.

Правильные ответы (%).

1.

Ты оказался в кампании незнакомых людей, разных по возрасту. Что ты сделаешь, чтобы тебе не было скучно?

 

2.

Идущий тебе навстречу прохожий неожиданно схватился за сердце и упал. Твои действия.

 

3.

Ты ехал в автобусе без проездного билета. В это время к тебе подошёл кондуктор. Твои действия.

 

4.

Ты зашёл в супермаркет для того, чтобы купить модную обувь. Увидев огромное количество обуви на прилавках, ты теряешься и хочешь посоветоваться с продавцом. Но она в это время разговаривает с другим продавцом, не обращая на тебя внимания. Твои действия.

 

 

63  % подростков 7-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.

82   % подростков 8-а класса владеют навыками адекватного социального поведения.

В работе по правовому воспитанию неоценимую помощь оказывают методики Н.Е.Щурковой и Н.П.Капустина.

Методика "Ценностные ориентиры" (для подростков 15-16 лет).

 Проведено в 8-а классе: май 2015 года.

Количество: 11 человек.

Цель: определение отношения старшеклассников у предлагаемым ценностям.

Ценности

Балл

Ценности

Балл

1.Верность поставленной цели

 

17.Великодушие

 

2.Способность к состраданию

 

18.Готовность придти на помощь.

 

3.Участливость

 

19.Святость.

 

4.Чувство надёжности, безопасности

 

20.Честность

 

5.Убеждённость

 

21.Смирение

 

6.Стремление сотрудничать с другими.

 

22.Инициативность и находчивость

 

7.Мужество

 

23.Жизнерадостность.

 

8.Упорство в достижении цели

 

24.Доброта

 

9.Активное отношение к жизни

 

25.Любовь

 

10.Справедливость

 

26.Преданность в дружбе.

 

11.Вера

 

27.Послушание

 

12.Верность

 

28.Терпение

 

13.Чувство товарищества

 

29.Миролюбие

 

14.Способность прощать

 

30.Настойчивость

 

15.Дружелюбие

 

31.Положительное восприятие окружающего.

 

16.Вежливость

 

32.Долг по отношению к обществу.

 

Подсчёт результатов по значимости оценок:

очень значимы - 4 балла; значимы - 3 балла; не очень значимы - 2 балла; неприемлемы - 1 балл; непонятны - 0 баллов.

 

Выводы по классу: наибольшее количество выборов получили те ценности. которые наиболее понятны подросткам: чувство товарищества, дружелюбие, вежливость. честность, доброта, преданность в дружбе. на втором месте по количеству принятия - справедливость и любовь, затем - верность и долг перед обществом,  на 4 месте - стремление сотрудничать с другими и положительное восприятие окружающего. Менее всего понятны подросткам более сложные нравственно-этические категории - святость, великодушие. Категория "оптимизм" (в оригинале) заменена мною на жизнерадостность (более понятную воспитанникам). Трудно подросткам признать необходимость способности прощать для себя, смирение, терпение, послушание, способность сострадания, о чём свидетельствует небольшое количество выборов учащимися. Это объясняется и нарушениями у многих воспитанниках в эмоционально-волевой сфере, когда на первом месте стоит позиция самого подростка.


 

Результаты работы над методической темой: "Формирование основ правовой грамотности у обучающихся среднего звена"

Результаты работы над методической темой: "Формирование основ правовой грамотности у обучающихся среднего звена"

Основные обязанности гражданина

Основные обязанности гражданина

Наиболее распространённый метод диагностики, используемый в нравственно-правовом воспитании, можно считать опросы

Наиболее распространённый метод диагностики, используемый в нравственно-правовом воспитании, можно считать опросы

Когда меня обижают, то я... 2

Когда меня обижают, то я... 2

Ориентироваться в понятиях: "долг", "ответственность", "свобода"

Ориентироваться в понятиях: "долг", "ответственность", "свобода"

Курить в общественных местах. 5

Курить в общественных местах. 5

В работе по правовому воспитанию неоценимую помощь оказывают методики

В работе по правовому воспитанию неоценимую помощь оказывают методики

Подсчёт результатов по значимости оценок: очень значимы - 4 балла; значимы - 3 балла; не очень значимы - 2 балла; неприемлемы - 1 балл; непонятны…

Подсчёт результатов по значимости оценок: очень значимы - 4 балла; значимы - 3 балла; не очень значимы - 2 балла; неприемлемы - 1 балл; непонятны…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2022