Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Моисеева Раиса Ивановна rimoiseeva@list.ru ОГБОУ “Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

  • doc
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ МОИСЕЕВОЙ июль.doc

Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Моисеева Раиса Ивановна

rimoiseeva@list.ru

ОГБОУ “Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

«Современный дошкольник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей» [2].

В настоящее время актуальность воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой стороны – слабо развитая  произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Р.С. Буре). Необходимость воспитания толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В связи с этим принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», где значительная роль отводится системе образования, а именно, воспитанию у дошкольников основ толерантности в условиях реализации ФГОС ДО.

Толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребёнка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художественно-творческой деятельности каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. 

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашёл своё отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Противоречия между необходимостью воспитания толерантного отношения детей дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок, технологий этого процесса и обусловило выбор данной темы: «Воспитание основ толерантности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Гипотезой исследования явилось предположение: использование инновационных методов и приёмов в организации различных видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, создаст благоприятные условия для воспитания основ толерантности.

Ребёнок дошкольного возраста не владеет элементарными основами толерантности, поэтому цель исследования состоит в создании условий для воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста  в условиях ФГОС ДО.

Новизна заключалась в том, что впервые, на базе ОГБОУ «Школы-интерната для детей с нарушениями слуха» освещаются аспекты использования инновационных методов и приёмов нравственного воздействия в процессе организации различных видов деятельности, для формирования основ толерантности у дошкольников.

Отправной точкой по формированию основ толерантности послужила модель, разработанная Е.А. Ильинской «Формирование толерантности у дошкольников».  Совместно с детьми и родителями мы выбрали девиз: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», который прошёл красной линией через весь период деятельности по формированию основ толерантности у детей.

I этап. Информационно-познавательный. Цель формирующего этапа заключается разработке содержания и определении условий формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста. Прежде всего, создали педагогические условия для формирования основ толерантности: разработали, внедрили и реализовали социальный детско-родительский проект «Мой ребёнок самый лучший» с включением:

 подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, бесед, экскурсий, развивающих занятий, музыкальных занятий, предметно-практической деятельности, оздоровительных динамических пауз, физических упражнений, и др.

На данном этапе взаимодействия с родителями согласовывали вопросы, касающиеся организации проекта. Были подготовлены и проведены консультации для родителей: «Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать», «Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования». Это способствовало сплочению семьи ребёнка, обогащению детско-родительских отношений. Родители совместно с детьми оформили альбомы: «Мои бабушка и дедушка», «Мама, папа и я – самая крепкая семья».

В течение данного этапа проводилась организация выставок детских рисунков: «Я и моя семья», «Портрет моего друга», «Моя любимая игрушка», «Я люблю маму» и др., проводились беседы для родителей:  «Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном детстве», «Воспитание семейных ценностей», «Умение определять границы толерантности». Чтение художественно литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человека», устный народный фольклор, беседы о принятии человека таким, какой он есть.

II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка), в процессе которого осуществлялась совместная работа всех участников проекта  в рамках создания коллективных творческих дел: совместная организация и проведение праздников: День открытых дверей, День вежливости, День традиций, День прав ребёнка, День помощников, экскурсии, посещение библиотеки и т.д.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Непосредственно образовательная деятельность строится на гуманистической позиции, что предполагает: активное поведение ребёнка в разных формах педагогического процесса, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта, недопущение насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей. Содержание совместной деятельности ориентировано на развитие интереса у дошкольника к человеку, обществу, окружающей природе.

Формирование личностных качеств в рамках проекта «Мой ребёнок самый лучший», навыков и норм поведения с родителями, способствовало осознанию и накоплению жизненного опыта у дошкольников, позволило активизировать интерес каждого дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, миру. Различные виды деятельности предусматривали баланс между специальными, инновационными видами деятельности и двигательно-интеллектуальной активностью. Данное направление позволило сконструировать педагогический процесс с учётом минимальной психофизиологической нагрузки на детей, но, при этом, максимальной эмоционально-волевой наполняемости, насыщенности.

III этап. Мотивационно-поведенческий. Апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни начиналась с утренних режимных моментов, приёма пищи, включала занятия, настольно-дидактические игры, пальчиковые игры, беседы,  и др.

Все занятия начинали  ритуально, а именно, дети вставали по кругу, выполняли определённые действия, располагающие к общению, принятию и пониманию товарища (например: каждый должен улыбнуться соседу слева и соседу справа). По окончании мероприятия, все дети, вместе с родителями, дружно взявшись за руки, хором проговаривали девиз: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Содержание всех занятий было направлено на воспитание уважительного отношения к себе, к членам своей семьи, к сверстникам, мальчикам и девочкам, к детям другой национальности (в группе воспитываются и обучаются двое детей из республики Тыва: брат Намсрай – 5 лет и сестра Наксылмаа – 6 лет).  В ходе совместной образовательной деятельности актуализировались знания правил поведения в общественных местах, навыки общения, умения поддерживать диалог – давать элементарные ответы. Продолжительность совместной образовательной деятельности 20-25 минут. Заканчивался цикл занятий обобщающим тематическим мероприятием по толерантности, с включением информационно коммуникативных технологий (ИКТ) – фрагментарного показа презентаций по формированию толерантности.

Таким образом, только во взаимодействии с семьей возможно качественно  сформировать в ребёнке такие нравственные нормы, как толерантность и взаимоуважение. Только согласованность в работе образовательной организации  и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

 

Список литературы

 

1.   Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей//дошкольное воспитание. 2002.- № 9

2.   Валиева Г.А. Методы и приёмы воспитания толерантности в ДОУ https://www.scienceforum.ru/2014/360/6128

3.   Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. Изд-во СМЫСЛ, М.: 2005 г.

4.   О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогорск, гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98.

5.   Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека М., «Педагогика» 1990. - 287с.


6.   Скачано с www.znanio.ru