Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения. Зарисовка с урока (деловая игра).

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад.docx

Тема: Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения. Зарисовка с урока (деловая игра).

 

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Сегодня я хочу остановиться именно на воспитание ответственного отношения к информации. Не секрет, что современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Число пользователей Интернета в России стремительно растёт и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских студентов Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

30 октября 2014 во всех учебных заведениях страны состоялся первый Единый урок безопасности в сети Интернет. Инициатором проведения урока стала временная комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. В этом учебном году по всей нашей стране уже в пятый раз прошли уроки безопасности в сети Интернет.

Главная цель этих уроков - формирование безопасной онлайн-среды для детей и подростков и создание культуры ответственного, этичного и безопасного использования «новых технологий».

Для проведения Единого урока безопасности в сети Интернет я выбрала один из активных методов обучения – Деловая игра.

Игры и разнообразные игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1)    стимулирование мотивации и интереса;

2)    поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;

3)     развитие навыков;

4)     изменение установок;

5)     саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.

Преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:

1)    организация учебной деятельности студентов чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения и занятий;

2)    опрос студентов объединяет в себе функции контроля и закрепления, поэтому носит обучающий характер;

3)    изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;

4)    усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих студентов на эмоциональный путь усвоения знаний;

5)    структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы со студентами в зависимости от творческого замысла учебного занятия;

6)    уход от жёсткой структуры традиционного занятия даёт возможность преподавателю использовать в качестве «скелета» урока разнообразные популярные теле-, радиопередачи, а также, самому придумывать форму проведения учебного занятия.

Урок проводился для студентов первого курса с целью обхвата большой аудитории и создания соревновательного момента.

Цель урока - обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации;

2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

 3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности

4) обучение правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи

5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

 Для проведения урока была проведена большая подготовительная работа. Была изучена тема "Виды угроз в сети Интернет и методы их предупреждения". Домашним заданием было выполнение листовок на тему "Я и безопасный Интернет". Этими работами была оформлена фото-зона, где наши студенты могли сфотографироваться, а лучшие фото были помещены в Инстаграмм. Был проведен социологический опрос для выявления уровня количества пользователей сети Интернет и целей его использования среди наших студентов. Творческой группой студентов и преподавателей был снят видеоролик «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет».

На уроке студенты обобщили свои знания о компьютерных вирусах и методах их предупреждения. Обсудили одну из немаловажных проблем – интернет-зависимость. Навязчивое желание подключиться к интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от него, замена реального мира виртуальным.

Для закрепления полученных знаний группы студентов в соревновательной форме выполнили задания, где необходимо было проявить смекалку и логику.

Основной ожидаемый результат - обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационнотелекоммуникационных сетях, а именно:

- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи;

- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Для итоговой проверки своих знаний по данной теме студенты 1 курса приняли участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности, где показали хорошие результаты.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях обучающиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе занятия.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация, интерактивные доски – позволяют придумывать новые нестандартные уроки.

Но важно помнить, что уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным преподаватель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.