Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста. Методы и приёмы.
Оценка 4.6

Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста. Методы и приёмы.

Оценка 4.6
doc
15.10.2020
Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста. Методы и приёмы.
Воспитание ответственности.doc

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения. С 6-7 лет возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим.

Развитие нравственного поведения детей отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне

Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения. С поступлением в школу. В ученический период возникает потребность в новых или более совершенных ответственных качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим.

Развитие нравственного поведения младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у детей находятся на низком уровне. Это качество находится в процессе формирования.

 

Все методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам .

К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения.

Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения.

К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение.

К четвёртой группе методов относятся методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания.

 

В практике воспитания широко используются разнообразные формы организации воспитательной работы детей. В качестве таких организационных форм выступают, прежде всего, индивидуальные и групповые этические беседы, обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков, встречи.

Так, в качестве основного средства формирования ответственности у детей традиционно используются этические беседы.

Этические беседы являются специальным частным методом воспитания и представляют из себя одну из разновидностей убеждения как важнейшего общего метода воспитания морали. Сущность этической беседы как метода воспитаниясостоит в том, что учитель раскрывает перед учащимися какую-либо развёрнутую оценку, имеющую моральное содержание, пользуясь диалогической формой речи – беседой

Основная задача этических бесед должна заключаться не в том, что они формируют в сознании учащихся только отражение правильных моральных отношений; главная их задача заключается в том, что они выступают как один из элементов формирования событий в жизни учащихся, значимых фактов их биографий, в том, что эти беседы являются педагогическим средством формирования реальных моральных отношений учащихся.

Формируя у учащихся правильные моральные оценки, регулирующие их поведение, этические беседы выступают как средство поучения и выполняют в воспитании профилактическую функцию, предупреждая нарушение учащимися этих норм. Эту профилактическую роль этические беседы выполняют и в тех случаях, когда они связаны с инструктажем и упражнением и выступают как средство приучения.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

 

Однако, сколь не велико значение этических бесед, нельзя их рассматривать как универсальный метод воспитания ответственности и прибегать к нему как к всеспасающему средству при любых обстоятельствах

 

Ответственность, как и любое другое качество, воспитывается лишь в процессе активного участия детей в организованной учителем практической деятельности и общении. Качества личности, и в том числе те, которые принято относить к ее нравственным качествам, никогда не могут сформироваться у человека лишь в результате одних словесных воздействий на него, какими бы яркими эти воздействия ни были. Моральные качества не могут у человека возникать и развиваться вне соответствующим образом организованной конкретной деятельности: добросовестное отношение к труду – вне деятельности, требующей от его участника трудолюбия, ответственности, инициативы, старательности; забота о сохранении и умножении общественного достояния – вне деятельности, связанной с сохранением и умножением обще­ственного богатства; коллективизм между людьми – вне общения.

Важным методическим условием организации практической деятельности в процессе формирования ответственности является постановка общих целей в виде увлекательных перспектив и вовлечение всех учащихся в их реализацию. В качестве перспектив выступают такие воспитательные

мероприятия, как показательные выступления, соревнования, походы. Эти мероприятия привлекают младших школьников своими яркими и красочными формами организации, вызывают желание участвовать в них, способствуют формированию ответственности и социальной активности.

 

Однако самым важным условием и средством воспитания у младших школьников ответственности за свои поступки и поведение является организованный ученический коллектив.

А. С. Макаренко писал: «…переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса» (9, с. 241).

Воспитать ответственность у членов ученического коллектива – значит воспитать у них сознательное и добровольное, основанное на внутреннем убеждении, стремление и потребность неукоснительно соблюдать уставные обязанности, осознанно следовать нормам и требованиям организации, умение добросовестно, своевременно и точно выполнять общественные обязанности, доводить начатое дело до конца, проявлять инициативу и самостоятельность в процессе выполнения поручений, настойчивость в пре­одолении встретившихся трудностей, умение предвидеть результаты своих действий и поступков и готовность отчитаться за них.

Воспитать ответственность – значит воспитать у учащихся способность к самодисциплине, самоконтролю, самооценке, научить их подчиняться коллективной дисциплине, руководствоваться чувством долга, поступать в соответствии с нравственными нормами общества. Воспитать ответственность – это в конечном счете воспитать стремление, готовность и потребность нести ответственность не только за себя, но и за коллектив, его успехи, дела, неудачи и ошибки.

 Чувство социальной ответственности подростка (юноши) проявляется во многом: и в желании заниматься общественно полезной деятельностью и общественной работой, и в активной борьбе с антиобщественным поведением, и в ускорении процесса личностного и профессионального самоопределения (преодоление часто встречающегося инфантилизма), но главное — в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идеалов. 

 

 

 


ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Ответственность как качество личности воспитывается с ранних лет, главным образом поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений

Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика

Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов

Воспитать ответственность у членов ученического коллектива – значит воспитать у них сознательное и добровольное, основанное на внутреннем убеждении, стремление и потребность неукоснительно соблюдать уставные обязанности,…

Воспитать ответственность у членов ученического коллектива – значит воспитать у них сознательное и добровольное, основанное на внутреннем убеждении, стремление и потребность неукоснительно соблюдать уставные обязанности,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020