«Воспитание патриотических чувств и гражданского сознания у учащихся-осужденных через урочную и внеклассную деятельность»
«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
К. Д. Ушинский
Воспитательный процесс учащихся-осужденных - важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении (ИУ) важно воспитывать патриотизм и гражданственность у учащихся, т.к. находясь в местах заключения, осужденные не должны забывать, что они граждане страны и оставаться патриотами своего отечества и после своего освобождения из мест лишения свободы.
Важнейшая миссия школы при исправительном учреждении - это прежде всего создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных, средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса, ведь люди, находящиеся в местах лишения свободы, по-прежнему наши соотечественники. В этой связи важно вести воспитательную работу среди учащихся-осужденных, приводить примеры из жизни, показывать патриотизм и гражданственность соотечественников прошлых поколений и современных людей.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся-осужденных в школе при ИК должно быть системным и структурированным, только систематические внеклассные мероприятия, классные часы и открытые уроки помогают донести позицию учителя к обучающимся. Необходимо стремиться привлечь обучающихся участвовать в различных международных и всероссийских патриотических акциях, приуроченных ко Дню народного единства (4 ноября), Дню Победы (9 мая), предметным олимпиадам и др.
Занятия с учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, анализ рассуждений учащихся, на разные актуальные вопросы также должны быть планомерными и систематическими.
Успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности.
В первую очередь воспитание гражданско-патриотического сознания у учащихся-осужденных происходит на уроках истории, обществознания, ОБЖ, литературы и ИЗО. Патриотизм лучше всего воспитывать на примерах прошлого из славных страниц истории нашей страны. История - одна из основных школьных дисциплин, благодаря которой возможно воспитать и привить чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую державу. Не зная прошлого трудно понять и настоящее страны в целом.
Очень важно вести активную просветительскую работу среди осужденных по каждой значимой дате и традициям нашего многонационального народа, приглашать на мероприятия морально-нравственного и патриотического воспитания ученых, творческих людей, писателей, способных внести свою лепту в процесс воспитания.
Стержнем деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот» (патриот - это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счёте оказаться победителем как злой стихии, так и врага).
Учащиеся школы при ИК должны понимать значение Родины для человека. Школа дает необходимый базис для дальнейшего развития личности и формирование патриотического мировоззрения. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся-осужденных и характер изучаемого материала.
Воспитание патриотизма и гражданской позиции в школе достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Слова и объяснения учителей должны быть подкрепляются наглядными изображением, примерами, видеозаписями, для более благоприятного воздействия на сознание учащихся-осужденных, вызывают эстетическое наслаждение, а следовательно, остаются в памяти и в сердце учащихся на долго.
На уроках приводить примеры, которые вызывают чувство гордости за свою страну и соотечественников. В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется технология комбинированных (интегрированных) уроков.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания подразумевает использование широкого спектра форм и методов работы (устное изложение и обсуждение патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.).
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся-осужденных важно в первую очередь тем, что после освобождения они будут лучше социализироваться в современном обществе, снизится риск рецидива преступления и человек будет чувствовать себя частью страны и общества.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Важно показать учащимся, находящимся в заключении, что они граждане своей страны.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.