Автор:
учитель истории и права ГКОУ РД «РЦДОДИ»
Сефербеков Ф.Ш.
«Воспитание патриотизма и гражданской идентичности учащихся с использованием информационных технологий.»
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.Лихачёв
Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы.
Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину. Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско- патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
Учитель — непосредственный проводник знаний, умений, навыков направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитать ребёнка социально адаптированного и социально ориентированного. Именно поэтому роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна. Надо не только дать сумму необходимых знаний, но и научить рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей. Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает подлинное духовное содержание. Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.
В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи, является патриотизм. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества . Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума. Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание.
Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством . Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране. Следует отметить, что годы обучения в школе — это время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Обществоведческие дисциплины выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики история, обществознание и уроки православной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как духовность, гражданственность и патриотизм. Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно-духовное явление, не сводимое только к учебной деятельности. Сущность процесса воспитания гражданской позиции личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии её реализации. Для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены: на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу); на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства; на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа; на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание; на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России . Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа. Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы. Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий. Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки). Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др. Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы. Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Школа — обязательная ступень в жизни каждого человека и любого поколения, его пути к совершенству.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.Лихачёв
Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, обратимся к основным понятиям данной темы.
Патриот - любитель Отечества, человек, который любит свою Родину. Патриотизм – в переводе с греческого, означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность – это понятие, которое характеризует гражданско- патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России.
Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации –
Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.
Во-первых, отметим главный закон Российской Федерации - Конституция.
В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности:
-ценности демократии,
-нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков,
-ценности российской государственности,
-ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Эта идея заложена во ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования», основным назначением которого в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
И, конечно, это Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для:
-повышения гражданской ответственности за судьбу страны,
-повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ,
-укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
-воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеклассная деятельность, которая проводится в лицее, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.
Классным руководителям необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения.
Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как:
- проектно-исследовательская деятельность; - коллективно-творческие дела; - педагогика сотрудничества; - информационно-коммуникационные технологии.
Эти педагогические технологии реализуются через системно - деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС второго поколения, который предполагает использовать в образовательном процессе активные формы деятельности учащихся. Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них проектная деятельность или метод проектов.
Метод проектов – это система учебно-познавательных и воспитательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В рамках патриотического воспитания в школе могут использоваться следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированный проект. Такие проекты направлены на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико- ориентированных проектов может быть разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию.
Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре и содержанию является настоящим научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика таких проектов может быть примерно такой: «Наши земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Я и мой город», «Загляните в семейный альбом» и многие другие.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка».
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть инсценировки, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал.
Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом и квалификации, и профессионализма педагога в частности.
Педагог должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.
В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи: - воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
- развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;
- формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.
Воспитательные возможности коллективной творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.
Основное средство патриотического воспитания – социально- ориентированная направленность коллективных творческих дел. Это взаимодействие учащихся с социальными объектами, такими как общество, люди, Родина, народ, культура, природа. К коллективной творческой деятельности по воспитанию патриотизма относятся формы работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную патриотическую деятельность: смотр строя и песни, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, военно-спортивные игры, конкурсы патриотических песен.
Информационно-коммуникационные технологии.
Современное человечество включилось в процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность источников информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Информационные технологии предоставляют возможность:
- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса;
- сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания;
- вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей;
- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
В дополнительном образовании работа по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ подразумевает три этапа:
- докомпьютерный, когда педагоги активизируют внимание учащихся на определенной теме, вводят их в тему, стимулируют познавательный интерес;
- компьютерный, когда осуществляется работа с электронными ресурсами;
-презентационный, на этом этапе подводятся итоги работы, представляется презентация.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Использование ИКТ всегда интересно, необычно и эмоционально окрашено.
Системно-деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения и воспитания, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в обрзовательном процессе.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом своей деятельности значит: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Основываясь на практическом опыте, можно с уверенностью сказать, что, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что он может, а что ему еще нужно узнать или какие сделать для себя новые открытия.
Системно-деятельностный метод обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности. Ученик, активно участвует в воспитательном процессе, что способствует активному успешному формированию его личности.
2) Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
3) Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире, природе, обществе, самом себе.
4) Принцип психологической комфортности. Принцип предполагает снятие всех стрессовых факторов и создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5) Принцип вариативности. Предполагает умение адекватно принимать решения в ситуациях выбора.
6) Принцип творчества. Приобретение собственного опыта творческой деятельности.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание патриотического воспитания, расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые методы воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Социальное пространство для развития патриотизма не должно ограничиваться стенами лицея. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации.
Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы человек, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба его родины.
9 мая 2016-2018 года около 100 учащихся, родителей и педагогов школы приняли участие в патриотической акции «Бессмертный полк», которая стала Всероссийской, они несли портреты родственников – фронтовиков, сохраняя память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой учащихся и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, через включение в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Так как основным структурным элементом в лицее является класс, то именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется основная работа по патриотическому воспитанию. Классный руководитель – основной и главный организатор гражданско-патриотического воспитания.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.