Воспитание патриотизма на дагестанских традициях
Дагестан - уникальная страна гор, природный и человеческий феномен со своими обычаями и традициями, самобытной культурой, материальными и духовными ценностями. Мы, дагестанцы, составляем одну большую семью, но мы все разные, по-разному носим папаху, по-разному танцуем, по-разному говорим. Наши народы - что звезды на небе, одна больше, другая меньше, но сверкают и светят все. И мы едины в главном в своих идеалах и устремлениях. Нас всех объединяет общая забота о благополучии Дагестана. И главная идея - это дагестанский патриотизм.
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот - по Далю любитель отечества, ревнитель о его благе, отчизне, отечественник или отчизник.
Патриотизм включает:
1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном
формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и ее обитателей, тем больший патриот, данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.
2. Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помочь им.
3. Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и обустройства, взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам и по делам. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники.
Процесс воспитания молодого поколения призван сформировать патриотические чувства к малой и большой Родине. Предельную актуальность эта проблема приобретает в политических регионах, одним из которых является Дагестан.
Одна из задач - помочь детям не потерять своей национальной самобытности, раскрыть им глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям. Воспитать в учениках чувство уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.
Проявление патриотических чувств во многом определяется реалиями конкретного региона, этнической принадлежности человека. В содержание понятия «патриотизм» применительно к Дагестану, помимо любви к родному
краю и России в целом, входит уважение к родному языку и понимание ценности русского языка.
К сожалению, в наши дни молодое поколение не знает не только своей семьи, но и часто и историю своего родного края. Привить любовь к своей малой родине можно через осознание собственных корней, историю свою рода. «Родословное дерево», составленное школьником с помощью членов своей семьи дает возможность соприкасаться со своими истоками, узнавать много интересного о жизни предков.
Дети не должны терять свою национальную принадлежность. В недалекие прошлые требования обучать детей нерусских народов на их родном языке воспринималось, как проявление национализма.
Лишение возможности овладеть родным языком, многовековой культурной своего народа породило опасность деградации и исчезновения этой культуры. В школах мало кто хочет изучать родной язык. В результате дети стесняются своего происхождения, молодежь не знает своего языка. Многие дагестанцы между собой не говорят на родном языке. Вместе с языком забываются и народные обряды, традиции, а это очень больно. Если мы не будем признавать свой родной язык, забудем его, станем пренебрегать традициями, то также сможем забыть и своих родителей, свою Родину.
Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры стала приоритетной. Учителя знают, что возрождение традиций - дело непростое: многое ушло в прошлое, потерялось, поменялся хозяйственный уклад, произошло стремительное развитие техники, транспорта, связи. На наших глазах повышается образовательный уровень населения, появляются новые города, школьники отрываются от своей среды обитания, теряя родной язык и традиции.
В этой связи проблемам воспитания в нашей республике придается большое значение. В условиях становления гражданского общества,
формирования системы гражданских институтов патриотизм - один из важнейших духовно-нравственных факторов общественной стабильности, независимости и безопасности государств. Поэтому патриотическое воспитание учащихся, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как речь идет о завтрашнем дне республики, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения.
Дагестан всегда считался особым традиционно-патриотическим воспитанием. Когда Родина оказывалась в опасности, народ сам становился армией. Большое место в героической истории народов Дагестана занимает борьба с жестоким завоевателем Надыр-шахом. До присоединения Дагестана к России наш народ под руководством Имама Шамиля 20 лет боролся с царским игом. Даже царь восхищался героизмом дагестанцев: он считал, что если бы наш народ имел понятие о военном искусстве, то никто не смог бы его одолеть.
Каждый человек хочет, чтобы он и его семья, его род, народ, село, район, жили бы спокойной жизнью. Только благополучие Дагестана может это нам принести, значит любовь Дагестану, думы о его благополучии и процветании составляют стержень наших патриотических идей и созидательных дел. Именно эти чувства, не разделенные националистическими, и прочими различиями, а объединенные многообразием национально-культурного, патриотического потенциала, способны обеспечить республике благополучие и мир.
Возрождение патриотической традиции в воспитании молодого поколения невозможно без обращения к сознанию и переживаниям конкретной личности. Воспитывающие воздействие на учащихся усиливается за счет максимального использования традиций, существующих в нашем крае, городе.
Наша страна гор во все времена славилась своими вековыми традициями, основными из которых являются трудолюбие и мужество.
История Дагестана показывает, что только благодаря своему мужеству, готовности защищать свою землю, жертвуя собой Дагестанцы, спасли малую Родину от разорения и захвата чужеземцами. Наша история помнит всякое: и насильственное расчленение страны гор, и катастрофические разрушительные нашествия, и гибель людей от меча иноземцев, эпидемии, голода. Но никогда не бывало только одного - разделения и противопоставления дагестанцев друг другу по этническим признакам. Чувство любви к родной земле прививалось и воспитывалось в дагестанцах с раннего детства, это было обязательным требованием горского этикета. Элементом воспитания являлось героическая жизнь предшествующих поколений, народные традиции, славные деяния предков, защищавших свою землю.
Особая роль отводится воспитанию младших школьников на примерах изучения жизни знаменитых земляков.
Велика роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся. Важнейшая задача музея - осуществления связи поколений, подрастающих и непосредственных участков исторических событий, героев войны и труда. Большую роль в патриотическом воспитании играет также выставка. На них демонстрируются изделия лучших мастериц и мастеров родного края. Среди них и предметы старины, бережно хранящиеся в семьях, передающиеся от поколения к поколению. Их можно потрогать руками, расспросить о назначении, что пробуждает интерес к историко-культурному наследию расширяет знания о предметном мире, учит ориентироваться в нем.
Для воспитания патриотизма необходимы такие условия жизни, при которых человек будет чувствовать свою неразрывную связь с Родиной, которая должна вступать как гарант свободы и социального равноправия.
Первый шаг к познанию - это изучение своей семьи, песен родителей, бабушек, вклада в дело Победы.
Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, ее традиций, истории. Осознание, осмысление и испытание любви к Родине нацеливают личность школьника на конкретные и целенаправленные патриотические проявления: гордость за свою Родину и свой народ, боль и ответственность за свободу окружающих в переломные моменты нашей истории, когда патриотизм выражается особой жертвенностью и высокими благородными порывами.
Патриотизм, как свойства духовной сферы личности, предполагает живое ощущение своей причастности к Родине, народу, готовность действовать во благо отечества, без колебания принести свою жизнь в жертву во имя Родины. Однако в условиях такой страны как Россия невольно возникают вопросы:
• большая или малая родина: две родины или два уровня единой отчизны?
• Любовь к малой и большой родине - два чувства или одно?
На наш взгляд дагестанец не может питать разные чувства к Дагестану и России. В августе-сентябре 1999г. Воевал с чеченскими боевиками, защищая и родную республику, и родную страну, одинаково любя их и не деля свое чувство между ними.
Богатейшим воспитательным потенциалом обладает этническое разнообразие народов Дагестана, поскольку погружает человека в сложноорганизованное пространство.
Гражданин-патриот не мыслит себя отдельно от Родины. Педагоги должны заботиться о том, чтобы, во-первых, эта связь развивалась с ранних лет, и во-вторых, чтобы каждый молодой гражданин Дагестана осознавал долг перед Родиной и обязанность бережно относиться к ее природе, народу.
Воспитание патриотизма неразрывно связано с ее этнической идентификацией. При этом соотнесение себя с отдельными народами не означает пренебрежения к представителям других наций. Этническая идентификация дагестанца предполагает понимание единства со своим народом России в целом.
В учебно-воспитательном процессе необходимо моделировать культурно исторический процесс в его целостности. История, литература, политика, экономика, сама жизнь малого российского народа так тесно переплетены с русской культурой и культурными традициями других народов, что отделить их друг о друга невозможно.
История-это сложный и непрерывный процесс, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, и ничего бесследно не исчезает, а опыт предшествующих поколений, связь времен и преемственность традиций становятся тем «базисом», на котором строят свою жизнь, и свое будущее все новые и новые поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.