ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

  • docx
  • 01.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.docx

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Они всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения, поэтому мы взрослые: родители и педагоги должны отрабатывать с ними стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать воспитание и обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте следует начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. Обучение и воспитание детей личному безопасному поведению в транспортной среде занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Возросшее количество транспортных средств, их высокая скорость передвижения и плотность транспортных потоков требует повышенного внимания к реализации задач по обеспечению профилактики дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

Она является не просто актуальной, но и, с учётом её специфики, - жизненно необходимой учебно-воспитательной деятельностью. Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. Чтобы снизить дорожно-транспортный травматизм у детей дошкольного возраста, необходимо формирование культуры общественного поведения, через знания и соблюдения норм и правил ППД. Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. В связи с этим работа по воспитанию правил личной безопасного поведения детей на улицах и дорогах города не должна быть проводиться один или несколько раз в год. Ее нужно проводить постоянно, планово и систематически. Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию. Должны быть охвачены все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала. Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и предметно-развивающей среды. Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. Воспитание личной безопасности осуществляла через наблюдения, экскурсии, целевые прогулки по улице, беседы, досуги, развлечения, консультации для родителей и др. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД. Они знакомятся с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой государственной инспекции безопасности дорожного движения и др. после чего у детей сформировалось умение предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать. После постоянно проведенной совместной с родителями работы, дети проявляют осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на улице города, проявляют познавательную активность, что способствует развитию коммуникативных навыков, у них повышается уровень развития речи детей, что способствует пополнению активного и пассивного словаря детей, повышается уровень развития связной речи, так же навыки личной безопасности и чувство самосохранения как на улицах, так и на дорогах города. А самое главное повышается уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных ситуациях; обладает установкой положительного отношения к миру. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: Ребенок – пешеход; Ребенок – пассажир городского транспорта; Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.). Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно: - расширить представления детей о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах. - пробуждать эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. - воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.