Воспитание и обучение у древних славян
VI-IX вв. сформировалась система воспитания – развитие продуктивных сил, раздел труда, брачно-семейные отношения.
Период матриархата и экзогамии: детей до 5-6 лет воспитывала мать, позднее мальчиков отдавали в мужские жилища, а девочки оставались в женских.
Период патриархата и моногамии: мужские и женские жилища трансформировались в дома молодежи, куда родители отдавали детей на воспитание.
Воспитывали: мальчиков – хорошего земледельца, охотника, воина; девочек – рукоделию и умением за себя постоять.
Возрастные периоды в народной педагогике
0-1,5/2 года – общение матери с ребенком;
2-5 – воспитывали пестуны, через игровую деятельность;
5-10 – получение трудовых навыков и овладение нормами нравственного воспитания.
Идеологические основы воспитания основывается на языческой религии: принятие участия со взрослыми в культовых обрядах;
Общий труд, коллективное использование орудий и результатов труда порождали чувство взаимопомощи.
Обучение и школы в Киевском государстве
В XI в. функционировали следующие школы:
Школы «Книжного учения»
Монастырские школы
Школы грамоты
Кормильство
Женские школы
Дети простых людей воспитывались в семьях
Памятники педагогической литературы ХI-XIII вв. переводы и отечественная литература
Переводы: «Пчела» (Византия), «Златоуст», «Изборник Святослава 1073 года», «Изборник Святослава 1076 года»;
Отечественная литература: «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха».
Просвещение и грамотность в Великом Новгороде
Во время раскопок обнаружено несколько сотен берестяных грамот с письменами – свидетельство о высокой грамотности горожан (деловая и любовная переписка, заговоры, ученические упражнения в письме).
Детей с раннего возраста учили грамоте и счету, сохранились детские рисунки.
В 2000 г. обнаружили древнейшую книгу Руси «Новгородская псалтирь» Х в. монаха Исаакия (книга с восковыми страницами).
Лука Вежета – автор «Поучения архиепископа Луки к братьям» обличал пьянство, сквернословие, взяточничество и другие пороки светской жизни.
В Древнюю Русь попадают работы арабских и еврейских философов.
Из представителей белого духовенства и горожан сложились кружки вольнодумцев, критикующих богатство церковников.
Братские школы на Украине и в Белоруссии
Братские школы выступали против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия.
Первая Виленская (Белоруссия) братская школа возникла в 1584 г. В ней впервые использовали печатные учебники.
Существовали братские школы также в Бресте, Минске, Могилеве и др.
Система школы
В школах была строгая дисциплина – пропуск занятий в течении 2 дней без причины приводил к исключению из школы.
Распорядок дня: приходили к 9.00, молитва, ответ урока, новый материал, выполнение заданий, проверка знаний одного ребенка под присмотром педагога, молитва, дома рассказать родителям выученный урок, в субботу повторение пройденного материала за неделю.
В большинстве братских школ давалось среднее образование. Основное внимание уделялось изучению языков – 5 языков (белорусский, церковнославянский, греческий, латинский, польский); семь свободных искусств (изо, музыка, литература), Библия, церковное пение, история, география. Переход на классно-урочную систему.
Львовская братская школа (1586 г.) – организованные братствами которые вели борьбу против высшего католического духовенства. Также действовали подобные школы в Перемышле, Рогатине, Замостье, Киеве, Виннице, Луцке и др. В братских школах помимо чтения, пения, письма и счета, изучали «семь свободных искусств». Изучали на высоком уровне грамматику, риторику, диалектику. Вводили элементы классно-урочной системы, различные методы обучения: беседы, объяснения, самостоятельная работа, диспут, взаимное обучение.
Образование Московского государства в период ХIV-ХVII вв. сохранило общие черты киевской системы образования и лишь к концу этого этапа появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования в России. Обучение грамоте осуществлялось с 7-летнего возраста у всех сословий.
В монастырских школах учились мальчики: чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Проблемы: буквослагательный метод обучения грамоте, рукописные книги, отсутствие интереса к церковным книгам.
В 1632 г. была основана Киево-Могилянская коллегия Петром Могилой (латинский, греческий, славянский).
Во 2 пол. ХVII в. светские идеи в образовании вытесняют монополию церкви – в Москве открыта школа повышенного типа для подготовки чиновников царской канцелярии.
В ХVI-ХVII вв. границы между высшими и средними школами были размытыми.
«Домострой» - посвящен проблемам организации воспитания и обучения детей (воспитание детей в страхе Божьем, соблюдение церковных обрядов, суровой дисциплины, при этом внимательность и заботливое отношение к детям). Воспитание у детей трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности.
В ХVII в. появляются печатные буквари и азбуки, включающие дидактический и нравственный материал («Грамматика» Милентия Смотрицкого).
Азбуковники – рукописные сборники статей нравоучительного, учебного и энциклопедического содержания.
Славяно-греко-латинская академия
Первое в России высшее учебное заведение открыто в 1687 г.
Целью создания академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и холопов.
Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры.
Самый известный выпускник академии – основатель Московского университета – Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, физик, химик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, филолог, занимался генеалогией и историографией.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.