Воспитание сказкой
Оценка 4.9

Воспитание сказкой

Оценка 4.9
docx
16.03.2020
Воспитание сказкой
Воспитание сказкой.docx

« Воспитание сказкой»

 

 

         

               

Сказки воспитывают у ребенка  дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою».

 

К.И.Чуковский      

     Любая деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. На занятиях, в совместной деятельности мы исследуем в основном  окружающий мир, природу, предметы.

     Я в своей работе исследую сказку. Дети любят сказки. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать  храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

     В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться с сказочному материалу: познакомить  ребенка с содержанием сказки, побеседовать о  том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. А можно подвергнуть сказку изучению, исследовать ее.

     Не  возможно переоценить роль сказки в дошкольном возрасте. Сказки и их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки к детскому мироощущению. Дети, не знающие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме

в сказке отражена борьба темного и светлого  « если  слушая сказку ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит , что в в детской душе что- то не ладно и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу»  - В.А Сухомлинский

   

 

 

 

Целью такой работы является:

     развитие личности ребенка через  глубокое     исследование сказки

Задачи:

 1. Учить детей рассказывать сказки с помощью мнемотехники, логически выстраивать взаимосвязь развития всего в природе. Учить решать проблемные вопросы.

2. Развивать речевые и математические способности детей,  мышление и воображение,  мелкую моторику рук.

3.                Воспитание добрых чувств, умения сопереживать и сочувствовать, желания трудиться.

 

 

Исследование сказки состоит из нескольких направлений:

1. Нравственный урок. В чем нравственный урок, главный смысл  сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе , в его сознании. Не зря существует поговорка: « Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный 

« намек», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача.

2. Воспитание добрых чувств. Нет  необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем понятно , что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящего помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств.

  В этой связи следует обратить внимание на значимые моменты:

                     учить детей сравнивать, сопоставлять;

                     формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

                     ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым

давая малышу возможность выбора собственной позиции;

                     упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая

значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам   героев.

3. Речевая зарядка. Трудно отрицать  роль сказок в воспитании правильной устной речи. Эти литературные произведения расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, делают нашу речь эмоциональной, образной, красивой.

    Этому способствуют следующие методы и приемы:

                     умение задавать вопросы;

                     конструирование слов, словосочетаний, предложений ( придумать несколько однокоренных слов, срифмовать два слова кузнец — удалец, составить распространенное предложение, в игре « От каждого - по словечку», сочинить телеграмму, письмо);

                     придумывание  новых названий  сказок;

                     введение вместо главного героя придуманного нового персонажа, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло ( метод « введение частицы « не» - не Красная Шапочка, а …);

                     « из сказки извлекают все глаголы или существительные, попробуй отгадать сказку, в которой некоторые слова убежали;

                     найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

                     объяснить этимологию слова;

                     определить лишнее слово;

                     изменить конец сказки.

 

 

4.                Развитие мышления и воображения.

Воображение делает жизнь ребенка индивидуально — творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам изобрести новую сказку или какой -то ее эпизод. ( например:  помощью волшебной палочки помочь Колобку стать невидимкой, или великаном).

     Еще один метод — объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом.

     Мышление и воображение развивает метод « Постановка проблемного вопроса» ( вопросы поискового характера  - почему, зачем, а если бы, всегда ли).

        Метод аналогий помогает формировать ассоциативное мышление ( в каких сказках еще встречаются такие же добрые, трудолюбивые герои).

      Метод шифров помогает развивать смекалку, сообразительность. ( Зашифровать название сказки, перевернув буквы, прочитав справа налево ….).

5.                Сказка и математика.

         В этой рубрике находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространенный вопрос « Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходства и  различия — это логика, но математика без логики не существует. Именно поэтому детям полезно поупражняться в ответах на вопросы типа : « Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»

 Когда ребенок 4 лет и старше познакомиться с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки,

которые легко можно угадать по форме  и величине.

    С помощью  геометрических фигур можно моделировать знакомые сказки:

 

« Волк и семеро козлят»      

 

         “ Два жадных медвежонка»                 

           На основе сказки можно придумать задачку или считалку, задачка с  числами или  рифмованная строчка о цифре.

            Формируются кинестетические способности, которые заложены внутр нас, способности воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т. д. Барическое чувство ( веса), а также верное восприятие времени проходит в заданиях, связанных со сказкой:

                     Сколько весит булава?

                     За какое время пробежит лиса  10 метров?

                     12 суток летела булава — это сколько дней?

                     Сколько иголок у ежика — как можно ответить на этот вопрос?

       Вопросы: чем похожи или отличаются — развивают логическое мышление.

В группе я создала центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. В центре разместила разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре «Занимательная математика» организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Это дало свой результат, так как дети на занятиях могут самостоятельно использовать учебно-игровые пособия.

 

         

6.                Сказка и экология.

Сказка сама подсказывает,  какой же вопрос задать детям в этой рубрике. Главное - не упустить  объяснение эволюции, динамику развития предмета или явления.

Например: проследим вместе с ребенком  динамику    семя — яблоко

- семя  - дерево — цветущее  дерево — плоды — варенье

( можно изучить путь от конечного результата к начальному). Это помогает детям понять, что в природе все взаимосвязано и все находится в развитии

      Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает  заметать следы и т. д.) Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказку, помогая любимым героям в их бедах ( колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве)

    Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра « А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:

  - А если бы не наступила весна7

  -  А если бы пропал ветер?

 -  А если бы погасло солнце?

Используется  в работе игра « Хорошо — плохо» ( аналогия « Вред — польза»).

Например: болото  - это плохо (можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое)

Но болото — это и хорошо ( из него добывают торф, болото питает ближайшие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т. д.)

7.                Сказка развивает руки.

« Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю»

Детям предлагается:

- вырезать;

-склеить;

- изобразить сказку схематично или методом пиктографии;

- показать эпизод текста с помощью мимики и жестов;

- изобразить что — то  или кого — то из сказки, но нестандартно.

Приемы, используемые в работе : объемная аппликация, пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, волшебный рисунок, монотопия,  «живая» капля, коллаж.

 

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями: знакомлю с занимательными и развивающими играми, провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика», в проведении математических развлечений.

 

            

Работа с родителями

1.                Родительские собрания по теме: « Сказка»

2.                Информация в уголке

     

3.  Открытые мероприятия  по работе со сказкой.

    

 

 

    Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных разделов.

Может в какой то сказке не оказаться материала для раздела « экология»  или «математика». Использую такую методику работы , легко перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для  него направление. Это может быть и географическое путешествие, возвращение в историческое прошлое, воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т. д. Направление можно сформировать бесконечное множество.

 

Перспективное планирование формирование элементарных математических представлений через сказку. /под.гр./

месяц

тема

 Задачи

сентябрь

«репка»

-развивать у детей пространственные отношения: впереди, сзади, между, рядом, слева, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения.

октябрь

«гуси-лебеди»

-формировать у детей умение видеть равенство и неравенство количества предметов, разного цвета. Закрепить навыки счёта, воспитывать чувство уверенности в своих силах.

ноябрь

«три поросёнка»

-совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры через моделирование сказки, развивать умственные способности.

декабрь

«дюймовочка»

-упражнять детей на основе сказочных героев упражняться в решении логических задач, побуждать к созданию игровых образов воспитывать интерес к сказке.

январь

«красная шапочка»

Формировать у детей умение путешествуя по сказке обозначать словом своё местонахождение, а также положение одного сказочного героя по отношению к другому, закрепить понятие «длинный» , «короткий».

февраль

«три медведя»

- упражнять детей в определении пространственного расположения предметов /справа, слева, впереди, сзади/. Уметь сравнивать предметы мебели по высоте и длине.

март

«два жадных медвежонка»

-формировать понятие о том, что предметы можно разделить на несколько равных частей /2, 4/. Называть части сравнивать целое и часть. Понимать, что целое больше каждой своей части.

апрель

«мешок яблок»

- упражнять детей в счёте на ощупь, воспроизведение данного количества по названному числу.

май

«волк и семеро козлят»

-формировать умение с помощью геометрических фигур зашифровывать сказку, учитывая цвет, форму, и размер сказочных героев.

 

 

 

 

 

 

Диагностика подготовительной группы 2018-2019 учебный год

 

          Начало года                                                             Конец года

                                                
   
Математические                                          Математические        

    представления                                              представления      

        

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

         Учение должно быть радостным!

 

 

 

 

Литература

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. Стереотип. – М.: издательский центр «Академия». 1999. – 336с. 

 


 

Воспитание сказкой»

Воспитание сказкой»

Целью такой работы является: развитие личности ребенка через глубокое исследование сказки

Целью такой работы является: развитие личности ребенка через глубокое исследование сказки

От каждого - по словечку», сочинить телеграмму, письмо); – придумывание новых названий сказок; – введение вместо главного героя придуманного нового персонажа, чтобы повернуть сюжет сказки…

От каждого - по словечку», сочинить телеграмму, письмо); – придумывание новых названий сказок; – введение вместо главного героя придуманного нового персонажа, чтобы повернуть сюжет сказки…

С помощью геометрических фигур можно моделировать знакомые сказки: «

С помощью геометрических фигур можно моделировать знакомые сказки: «

Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы и т

Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы и т

Открытые мероприятия по работе со сказкой

Открытые мероприятия по работе со сказкой

Формировать у детей умение путешествуя по сказке обозначать словом своё местонахождение, а также положение одного сказочного героя по отношению к другому, закрепить понятие «длинный» ,…

Формировать у детей умение путешествуя по сказке обозначать словом своё местонахождение, а также положение одного сказочного героя по отношению к другому, закрепить понятие «длинный» ,…

Диагностика подготовительной группы 2018-2019 учебный год

Диагностика подготовительной группы 2018-2019 учебный год

Литература Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:

Литература Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2020