Павлов Александр Константинович –
Директор НИО АНИУ ДНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова
(Российская Федерация, Северо-западный регион, республика Карелия, город Петрозаводск), - доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАН, заслуженный деятель науки, Почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель.
Pavlov Alexander Konstantinovich –
Director of NIO ANIU DNIA "MAPI"
of a name of the academician A. K. Pavlov
(The Russian Federation, Northwest region, the Republic of Karelia, the city of Petrozavodsk), - the doctor of pedagogical sciences, professor,
corresponding member, academician of MAN, honored worker of science, Honorary worker of the general education of the Russian Federation, honored teacher.
ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
EDUCATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AND COMPETENCE
Аннотация: в данной научной статье содержится творческий анализ процесса воспитания социальной ответственности и компетентности
Summary: this scientific article contains the creative analysis of process of education of social responsibility and competence
Ключевые слова: воспитание, социальная ответственность, компетентность
Keywords: education, social responsibility, competence
Основное содержание воспитания социальной ответственности и компетентности:
· осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
· усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
· освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
· приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
· осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
· формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Воспитание социальной ответственности и компетентности обучающихся.
Формирование социальной ответственности является важнейшей проблемой воспитания учащейся молодежи, которая особенно в последние годы вновь остро обсуждается в российском обществе как на уровне законодательной и исполнительной власти, так и на уровне ученых и практических школьных работников. Это отражено во многих государственных нормативных документах и в педагогической печати. В частности, в документах о ФГОС нового поколения отмечается указание на нацеленность системы образования на решение этой задачи как одной из основных. Воспитательный компонент ФГОС ориентирует педагогов на «реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у несовершеннолетнего гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1].
Подросток в силу своей природной активности стремится к саморазвитию, самореализации. Отсутствие этой возможности в социальном пространстве заставляет подростка самоутверждаться в ситуациях асоциальных. Особенно остро эта проблема стоит перед образовательными организациями.
Понятия «ответственность» и «социальная ответственность» применимы к любому явлению социальной жизни и присутствуют во всех сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, праве, образовании, культуре.
На мой взгляд, в процессе воспитания социальной ответственности необходимо научить молодого человека понимать себя и других, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность двух важнейших событий: рождения и смерти человека.
Понятие социальной ответственности рассматривается как ожидания по отношению к действиям отдельных лиц, групп, общественных и молодёжных объединений и осознания ими своего долга.
Учитывая психологические особенности развития и проявления ответственности подростков, представляется необходимым использовать так называемый превентивный контроль (это испытания и поверка самих средств) опережающий, суть которого заключается в специально продуманной организации общественно полезной деятельности, направленной на создание ситуаций, благоприятствующих усвоению подростками социальных ценностей и образцов поведения. Только создание подобных условий создает предпосылки для того, чтобы человек стремился превратить ответственность за свою собственную жизнь в ответственность за жизнь других. Кроме того, превентивный контроль способствует непроизвольному усвоению подростками социально-педагогических стереотипов, в которых закреплен моральный опыт общества, что помогает им ориентироваться в различных социальных ситуациях.
Таким образом, качественное своеобразие ответственности подростков определяется различными сочетаниями основных ее показателей - дисциплинарной ответственности, ответственности за себя и за другого в общем деле. Показательно, что, отвечая за других, современный подросток не всегда умеет нести ответственность за себя. А говорить о социально ответственной личности можно лишь в том случае, когда ответственность за другого базируется на самоответственности, то есть ответственность за себя в общем деле составляет основу данного качества.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации. –М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.