Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1Теоретические основы воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ средствами внеурочной деятельности….5
1.1 Сущность понятия «толерантность»….………………………...……………...5
1.2 Специфика воспитания толерантности младших школьников к одноклассникам с ОВЗ ……………………………………………………………..9
Глава 2 Формирование и развитие толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ во внеурочной деятельности………………………………………………………………………..16
2.1 Организация внеурочной деятельности младших школьников как средство воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ………………………………………………………………………………….16
2.2 Активные формы и методы воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ во внеурочной деятельности..………….20
Заключение…………………….………………………….………………………...26
Список использованных источников…………………….………………………..28
Приложения…………………………………………………………………………31
Введение
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания равных условий жизнедеятельности лиц с ОВЗ, содействия их независимой жизни. Появляются новые тенденции развития образования, подразумевающие его доступность для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Очевидна необходимость обеспечить данной категории детей возможности для самореализации. Ведь среди них множество талантливых, желающих учиться и работать. Именно в младшем школьном возрасте стоит обратить внимание на воспитание толерантного отношения к людям с ОВЗ. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе. Дети приходят в класс, где может оказаться ребенок с ОВЗ. Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного воспитания в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучающиеся обязаны:
- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершен ствованию;
-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Одной из личностных характеристик выпускника является:
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Только толерантная личность, готовая плодотворно взаимодействовать с другими, готова жить и работать в постоянно изменяющемся обществе, умеет смело развивать свои собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять моральный выбор и нести ответственность за него перед самим собой и обществом в целом.
Таким образом, тема является актуальной, она востребована на практике.
Вопрос толерантности волновал ученых издавна, но современные условия жизни людей с ОВЗ требуют дополнительного исследования. Методологическую основу исследования составили концепции Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других. [11, 17]
Проблема исследования: при каких условиях внеурочная деятельность становится средством воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ?
Объект исследования – воспитание толерантного отношения.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ.
Цель исследования - разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность становится средством воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ?
Гипотеза – внеурочная деятельность будет являться средством воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- обобщить опыт по внеурочной деятельности как средстве воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; синтез, анализ, обобщение.
1 Теоретические основы воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ средствами внеурочной деятельности
1.1 Сущность понятия «толерантность»
Одним из центральных понятий нашего исследования является понятие «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста.
Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например: нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).[4]
В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью». Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «…терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».[11] Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий, групп. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции». Более полным представляется определение терпимости, данное в словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения…» Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности. [5,12]
Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.
Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Ведь все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга.[18,33]
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом под процессом воспитания толерантности педагогом подразумевается целенаправленная организация позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.
Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.[10, 26]
Проявления терпимости включает в себя такие качества личности, как:
- равноправие;
- взаимоуважение;
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- возможность следовать своим традициям;
- свобода вероисповедания;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.
Проявления нетерпимости включают:
- оскорбления, насмешки;
- игнорирование;
- негативные стереотипы, предубеждения ( составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик);
- этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);
- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);
- преследование, запугивание, угрозы;
- дискриминация, расизм;
- национализм;
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);
- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.[10, 43]
Таким образом, толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношения к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
1.2 Специфика воспитания толерантности младших школьников к одноклассникам с ОВЗ
На современном этапе развития российское государство претерпевает крупномасштабные изменения в сфере образовании. В современном образовательном пространстве практика совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ (инклюзия) признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования. Инклюзия дает право на образование каждому, независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально - техническую основу, но психологическую, морально - этическую. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников.
Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к детям, которые отличаются от нормы, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому задача социального педагога именно на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.[8, 25]
Формирование у детей толерантности - одна из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями. И чем раньше начинается это процесс, тем эффективнее будет результат, поэтому именно с младшего школьного возраста различными специалистами ведется воспитание толерантного отношения к одноклассникам. Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей.
В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
- педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
- родители (законные представители);
- воспитанники, обучающиеся.
Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.[10, 112]
В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
1. Диагностика:
- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
- изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.
2. Консультирование:
- психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
- формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.
3. Коррекция:
- проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
- разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.[13, 17]
Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями. В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития. Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:
- знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;
- проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:
- формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);
- умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
- развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
- прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
- стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям. Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».[13, 22]
Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.[18,34]
Таким образом, своей деятельности воспитатель должен использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогают росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.
Глава 2 Формирование и развитие толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ во внеурочной деятельности
2.1 Организация внеурочной деятельности младших школьников как средство воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ
Воспитание толерантной личности - сложный процесс, осуществляемый всей социальной реальностью, окружающей ребенка. Огромная роль в воспитании ребенка в духе толерантности принадлежит именно педагогу. Но это не происходит спонтанно. Чтобы сделать его целенаправленным, необходимо создать организованную педагогическую деятельность в классе, работу учителя с учениками. Когда в классе есть ребенок с ОВЗ, перед учителем начальных классов возникает задача образования у детей толерантных основ взаимодействия, которая развивается, подвергается стимуляции и коррекции.
Учебные курсы: «Литературное чтение», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Мир вокруг» и т. д. имеют большой потенциал в формировании у младшего школьника толерантного поведения к одноклассникам с ОВЗ. В ходе этих курсов рассматриваются темы, выполняющие отличные образовательные задачи, такие как «Не оставаться в стороне», «Моральный долг» и пр. В содержание образования вносятся специальные этнические и культурные материалы, дающие информацию о разных группах людей, учащиеся формируют представления о правах и свободах каждого человека. Образование в духе толерантности во время осуществления образовательного процесса способствует формированию у младших учеников навыков независимого мышления, критического суждения и развития суждений, основанных на нравственных ценностях. Кроме того внеурочная деятельность имеет не меньший потенциал в сплочении классного коллектива. Дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования базовая образовательная программа начального общего образования осуществляется учебным заведением, в том числе через внеурочные мероприятия. Под внеурочной деятельностью следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». В ходе внеурочных занятий положение ученика значительно меняется: косвенное педагогическое руководство заменяет непрямое давление учителя на школьника посредством взаимодействия с ученическим коллективом, что повышает активность школьников во всех видах деятельности. Роль самого ученика в выборе способов использования свободного времени, в реализации самообразования, формировании определенных жизненных установок значительно возрастает.
В настоящее время признаются основные задачи внеурочной деятельности: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; оптимизация учебной нагрузки школьников; улучшение условий для развития ребенка; учет возраста и индивидуальных особенностей учащегося.[7]
Оценка собственной позиции и регулирование поведения способствуют формированию высокого уровня внутренней мотивации, готовности ориентироваться на приобретенные знания. В этой связи важно, чтобы преподаватель начальной школы являлся организатором такой деятельности, которая создавала бы ситуации морального выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности. Одной из форм такой оценочной деятельности является рефлексия, направленная на понимание собственных действий человека, своих внутренних состояний, чувств, опыта, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Рефлексия означает процесс мышления индивида о том, что происходит его собственном сознании. Это включает в себя не только знание человеком себя в определенной ситуации или в определенный период времени, но и выяснение отношения к окружающим, а также разработка идей об изменениях, которые могут произойти.
Внеклассная практическая деятельность младшего школьника предполагает его непосредственное участие в том или ином занятии, организованном вне урока, в качестве выполнения конкретных заданий или поручений. В организации практической деятельности при воспитании толерантного отношения к одноклассникам с ОВЗ можно исходить из следующих направлений педагогической работы:
- отработка первичного опыта толерантного поведения
- фиксация опыта гуманного поведения
- формирование гуманных отношений в классе.[12]
Особое внимание в толерантном поведении уделяется формированию навыков общения детей и заботе о другом. Формирование толерантного и гуманного поведения младшего школьника невозможно без организации действий и поступков, которые способствуют консолидации способов взаимодействия людей, приобретению опыта гуманного толерантного поведения на основе эмоционального опыта и понимания свои собственные и другие действия.
Первичный опыт толерантного отношения приобретается детьми в процессе участия в благотворительных акциях, подготовке праздников, походов и в процессе организации занятий и поведения учеников в специально созданных условиях. Это организационная и социальная работа, которая позволяет не только развивать организационные навыки, но, самое главное, расширять социальные контакты, учитывать не только свою, но и с чужой точкой зрения.
М.И. Рожковым выделяются следующие приемы деятельности детей в классе:
1. «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп, включая детей с ОВЗ.
2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
3. «Акцент на лучшее». Педагог в беседе с детьми старается указать лучшие черты каждого, причем его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
4. «Обмен ролями»- обучающиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.
5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений школьников, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос подсказка и т.п.)
6. «Общаться по правилам». В период выполнения творческой задачи устанавливаются правила, регулирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, согласно каким требованиям могут делать предложения, дополнять, критиковать или опровергать мнение своих товарищей. При надлежащей организации внеурочная деятельность позволяет детям участвовать в общем деле, устранять существующее межличностное напряжение в отношениях между детьми, демонстрирует достоинство и проблемы школьников, учит их идти на компромисс, умело, тактично, оценивать и, следовательно, помогать им приобретать опыт толерантного взаимодействия со своими сверстниками по обучению и учебному процессу в школе.[14, 26]
В начальной школе можно провести школьную библиотечную выставку «Проблемы толерантности в литературе». Учителя могут также моделировать поведение младших школьников в особых игровых ситуациях, где сами младшие школьники берут на себя роль представителей разных групп, в том числе ставить себя в ситуации людей с ОВЗ. Подобные игровые ситуации также могут быть организованы в рамках школьной деятельности: на уроках окружающего мира, литературного чтения, классных часах и т. д.
Самой благоприятной является внеурочная совместная деятельность с социально значимым значением, когда ее границы расширяются, а младшие школьники могут показать свое личное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Образовательный потенциал совместной деятельности возрастает, если он носит творческий характер, когда дети объединяются в поисках идей и решений привлекательной задачи.
2.2 Активные формы и методы воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ
Работа педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения занятий в инклюзивных и обычных классах внеурочных мероприятий, которые формируют у детей позитивную «Я - концепцию» и помогают самореализации, включению всех членов коллектива в работу.
Формы мероприятий разнообразны:
- классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности,
- анкетирование и диагностирование обучающихся (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению интересов и мотивации внеурочной и досуговой деятельности),
-соревнования, викторины, «Веселые старты», «Дни здоровья», «Спортивные праздники»,
- организация социально-значимой деятельности в классе, школе, дома и в социуме.
- организация творческой, поисково-исследовательской, проектной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах, творческих мастерских, поисковых маршрутах.
Цель таких мероприятий:
создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя
любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека,
вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через
создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой
деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям,
прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою
индивидуальность. Преимущества интеграционной системы для личности и
когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и
детей без подобных ограничений:
1) преимущества социального характера:
- развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
- обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
- развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
2) преимущества психологического характера
- исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
3) преимущества медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
- исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
4) преимущества педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
- активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.
Работа по формированию толерантных отношений у детей с ОВЗ в коллективе осуществляться с помощью метода игротерапии, а именно проведения сюжетно-ролевых игр, занятий с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия», арт – терапевтических занятий, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения у детей с ОВЗ и помогают включиться в работу коллектива.
Сюжетно – ролевые игры по формированию толерантного отношения к окружающим у детей с ОВЗ включают в себя:
- Игры на знакомство: «Как тебя зовут?», «Кто я?» помогают помочь детям быстрее познакомиться друг с другом и почувствовать свою принадлежность к группе.
- Игры на раскрепощение: «Давайте расслабимся», «Зеркало» устраняют скованность, снимают напряжение.
- Игры на сплочение: «Скажи, покажи и повтори», «Друг к дружке» обеспечивают возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом (Приложение 1).
Арт – терапевтические занятия формируют толерантные отношения и коммуникативные навыки у детей с ОВЗ, снимают психическое напряжение. (Приложение 2). Это метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году, который представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре, лечение творчеством.[7]
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Занятия с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия» (Приложение 3) также помогают воспитанию толерантности. Выбирая художественный текст, важно учитывать несколько условий.
Во-первых, текст должен быть адресован детям соответствующего возраста, а жизненная ситуация, лежащая в основе сюжета, должна соответствовать жизненному опыту детей.
Во-вторых, мотивы поступков персонажей должны быть достаточно очевидны для ребенка.
В-третьих, герои должны найти выход из конфликтной ситуации, проявляя внимание и заботу, друг о друге.[13]
В-четвертых, это должно быть художественное произведение, захватывающее читателя, возбуждающее его эмоции. Этим требованиям в полной мере соответствуют сказки Г. М. Цыферова, которые, по словам Г. Тумаковой, «…учат детей наблюдать, удивляться, понимать человеческие отношения, воспитывают доброту и сердечность. Они учат понимать ту беспредельную красоту, которая царит вокруг нас».[12]
Для примера используем сказку Г. М. Цыферова «Одинокий ослик», в которой ставится проблема выбора проявления толерантных или интолерантных качеств к героям, к их поступкам. Главный герой сказки Ослик одинок. Хотя он и живет в лесу, где у него много знакомых, но друга нет. И маленький читатель невольно начинает сочувствовать Ослику. В тот момент, когда главный герой заскучал, к нему пришел маленький Мышонок. Он появился в то время, когда Ослику понадобились помощь, поддержка, и предложил свою дружбу. Казалось бы, встреча героев меняет положение Ослика: он приобретает друга, готового заботиться о нем, но автор вновь называет главного героя одиноким. Ослик не сумел стать другом Мышонку, он дважды предал дружбу. Стыдясь признаться, что его друг всего лишь маленький Мышонок, он лжет и говорит, что подружился с большим слоном. Но поскольку предъявить слона сомневающимся Ослик не может, то собирается солгать вновь, сообщив, что «его друг ушел по грибы». В кульминационный момент сказки мышонок показывается всем зверям и смело заявляет: «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я», тем самым не давая Ослику солгать вновь. Слова Мышонка написаны заглавными буквами. Его рост оказывается неважным – важно то, что он берет ответственность за свои слова и поступки, а Ослик принижает себя своим обманом. Реакция зверей на обман делает ситуацию, в которой оказался Ослик, не просто обидной, но и позорной. Далее события могут развиваться по-разному. В авторском окончании сказки о Мышонке больше не упоминается, а Ослик отвечает всем, что «это все-таки слон, только не простой, а волшебный. Сейчас он превратился в маленького. Большому в доме тесно. Даже нос приходится в трубу прятать». И герои вместе с автором приходят к выводу, что «даже самый маленький может быть большим другом». А Ослик перестал быть одиноким только тогда, когда сам стал заботиться о других.
В соответствии с целью эксперимента сказка читается детям не до конца. Экспериментатор останавливает чтение в тот момент, когда назрела конфликтная ситуация, и предлагает ученикам самостоятельно придумать и записать окончание сказки. Это задание преследует двоякую цель: определить, видят ли дети конфликтную ситуацию, какие пути для ее разрешения они выбирают, а также узнать отношение учеников к героям сказки. После выполнения задания ученики дочитывают сказку до конца и отвечают на ряд вопросов:
1. Понравилась ли тебе сказка?
2. Чем она тебе понравилась и почему?
3. Почему подружились Ослик и Мышонок?
4. Зачем автор упомянул о том, что Медвежонок был сердитым?
5. Почему слова мышонка «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я» написаны заглавными буквами?
6. Когда Ослик перестал быть одиноким?
Первые два вопроса помогают выявить эмоциональное отношение к произведению, его героям. Третий вопрос связан не только с глубиной восприятия текста, но и с умением понять другого, увидеть мотивы его действий. Вопрос «Зачем автор упомянул о том, что медвежонок был сердитым?» был задан с целью, определить отношение ребенка к герою сказки. Пятый и шестой вопросы призваны были «направить» ребенка на раскрытие главной идеи текста. Данная серия вопросов затрагивает разные стороны читательского восприятия, способствует осмыслению авторской позиции, дает возможность для обобщения прочитанного, а в результате позволяет увидеть читательскую позицию ребенка, его отношение к героям и их поступкам, к конфликту и возможности выхода из него.
Таким образом, используя разнообразные активные методы и формы работы по формированию толерантности, можно добиться положительных результатов. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Заключение
Цель нашего исследования - разрешить выявленную проблему: при каких условиях внеурочная деятельность становится средством воспитания толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ?
В результате проведенного исследования по воспитанию толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ нами было установлено, что воспитание толерантного отношения младших школьников к одноклассникам с ОВЗ возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа даёт возможность в непринуждённой, увлекательной форме способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу, а также является средством воспитания толерантности к одноклассникам с ОВЗ.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что актуальность выбранной нами темы правомерна, т. к. толерантность - это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего гармоничного существования.
Анализ педагогической теории позволил выделить следующее: толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий, групп. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Формирование у детей толерантности - одна из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями. Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе, и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Проблема воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей.
В соответствии с задачами исследования нами были проанализировано такое понятие как толерантность, а также выделены формы, методы и приёмы формирования толерантного отношения младших школьников.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что внеурочная деятельность будет являться средством воспитания толерантного отношения к одноклассникам с ОВЗ, полностью подтвердилась, задачи исследования решены.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 год. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
2. Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях / В. В. Бойко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - СПб. : Питер. 2004. C. 13-21
3. Братченко Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. C. 104-117
4.
Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П.
Зинченко. СПб. : праймЕВРОЗНАК. 2012. - 672 с.
5.
Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства /
В. З.
Вульфов // Внешкольник. 2012. №6. С. 12-16.
6. Безюлева, Г.В. Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003.- 168с
7. Гейвандова,Б.И. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы. http://pravo.vuz-chursin.ru/?d=420
8.
Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое
явление / Н.Ф. Голованов. М. : Эксмо, 2008. - 248 с.
9.
Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики
толерантности / И.Б. Гриншпун // Толерантное
сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) :сб.науч.метод,
ст. / Моск. психол.социал. инт ; под ред. С.К. Бондыревой. М.; Воронеж,
2012. с 3140.
10. Гусейнова, Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4т. / В.И. Даль. СПб.: Динамит, 1998.
12. Дороничева, А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492
13. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
14. Погодина, А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа/История (приложение "1 сентября") – 2002.–№ 11.
15. Социальный
педагог в школе (из опыта работы) / авт.сост. Л.Д.
Баранова. Волгоград: Учитель, 2009. -187 с.
16. Степанов, П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
17.
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений
(теория
и практика): сб. науч.метод, ст. / Моск.
психол.социал. инт ; под ред. С. К.
Бондыревой. М. : Моск. психол.социал. инт ;
Воронеж : МОДЭК, 2012.- 368 с.
18. Трубина Л., Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [Текст] / Л. Трубина // Воспитание школьников. – 2003. – № 3. – С.33–35.
19. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / Глазов. гос. пед. ин-т. Глазов, 2003. — 212 с.
20. Управление процессом нравственного воспитания [Текст] / под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 141 с.
21.
Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе
[Текст] :
метод. материалы / Л.Г. Федоренко. СПб. :
КАРО, 2011. - 128 с.
Приложение 1
Сюжетно – ролевые игры по формированию толерантного отношения к окружающим у детей с ОВЗ
Игры на знакомство
«Как тебя зовут?»
Задача игры: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом.
Необходимые материалы: мяч
Описание игры: Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Полу¬чивший мяч продолжает игру таким же образом.
«Кто я?»
Описание игры: Выбирается водящий, который встает спиной к группе и считает до трех. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого.
Упражнение «Умельцы»
Задача игры: Продолжение знакомства участников, формирование вни-мательного отношения к окружающим людям, развитие внимания, памяти.
Необходимые материалы: Не требуются
Описание игры:
Вариант 1
Ведущий говорит: «Среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы — участника, который это умеет делать». Но прежде, чем назвать имя, нужно быстро поднять руку и попросить у ведуще¬го мяч.
Вариант 2
Проводится аналогично варианту 1, но ведущий называет не дей¬ствие или качество, а имя. Участники вспоминают, что этот конкрет¬ный человек умеет делать.
Вариант 3
Ведущий называет качество или действие и просит встать (похло¬пать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причем присоединиться может любой.
Этот вариант помогает объединить группу, поскольку участники видят, как много у них общих умений и качеств.
«Скажи, покажи и повтори»
Задача игры: Помочь детям познакомиться друг с другом и почувствовать свою принадлежность к группе.
Необходимые материалы: Не требуются
Описание игры: Посадите детей в один общий круг. Скажите им, что каждый из них будет произносить свое имя, делая при этом какое-нибудь движение. Например: Аня поднимает правую руку вверх, остальные должны хором повторить это имя и движение. Сережа хлопает 1 раз в ладоши, и вновь остальные должны повторить имя в движении и т.д. Это упражнение должны проделать все дети. Для того чтобы усложнить игру, учитель может называть имена детей вразброс, а дети должны показать движение, которое соответствует этому имени.
«Сообразительная тройка»
Задача игры: Помочь детям лучше узнать друг друга.
Необходимые материалы: Не требуются.
Описание игры: Предложите детям разбиться по 3 человека. Скажите им, что образовавшиеся тройки должны разойтись по территории и сесть на корточки. По команде дети начинают рассказывать о себе, ища сходства друг в друге. Когда они находят одно из сходств, они должны втроем одновременно подпрыгнуть как можно выше и радостно выкрикнуть «первое». Затем они принимают исходное положение и продолжают игру, рассказывая друг другу о себе, пока не найдется второе сходство. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не найдет 10 сходств.
«Угадай меня»
Задача игры: Помочь детям больше узнать друг о друге.
Необходимые материалы: Бумага и ручка для каждого ребенка, корзинка.
Описание игры: Раздайте каждому ребенку лист бумаги и ручку. Каждый из детей должен написать маленькое сочинение о себе. Например: ребенок может написать, где он живет, что он любит, кто его друзья, есть ли у него брат или сестра, занимается ли он спортом и т.д. Выполненное задание соберите и корзину, сложив при этом листы с заданием вчетверо. Затем корзинка проходит по кругу и каждый ребенок вытягивает себе один из листов (если ребенку попадется свой листок, он должен положить его обратно в корзинку и вытащить другой).
После этого кто-то один из детей зачитывает сочинение, предоставляя возможность остальным членам команды угадать, о ком идет речь. Когда дети отгадают, сочинение зачитывает следующий ребенок.
«Ты особенный»
Задача игры: Показать детям, что они особенные и уникальные. Помочь детям лучше узнать друг друга
Необходимые материалы: Бумага и карандаш для каждого ребенка, по 1 ладошке, вырезанной по своему контуру ладони.
Описание игры: Дети берут свои бумажные ладошки. Скажите им, чтобы они написали на них свои имена. Соберите ладошки, перемешайте их и вновь раздайте их детям. Скажите детям, что все мы особенные и у каждого из нас очень много есть хорошего. Дети должны написать на ладошке хорошее, что имеет и умеет тот человек, чье имя написано на сердечке. Дайте детям 15 минут подумать и написать краткие характеристики. Затем каждый из детей по очереди встают и зачитывают характеристику, а остальные должны угадать, кто это. Прежде чем зачитывать характеристику, необходимо сказать: все мы особенные, потому что он.., например: умеет рисовать, скромный, тихий, молчаливый, с хорошим вкусом и т.д. Когда все характеристики будут зачитаны и угаданы, дети могут прикрепить их на стене в классе как напоминание, что все мы разные и особенные.
«Круг историй»
Задача игры: Помочь детям увидеть позитивные качества своей личности и рассказать о них остальным.
Необходимые материалы: Стулья.
Описание игры: Поставьте стулья по кругу так, чтобы они стояли друг напротив друга и были повернуты друг к другу (по количеству детей). Дети рассаживаются. Скажите им, что вы сейчас будете задавать тему для беседы и дети, сидящие напротив друг друга, могут поговорить на эту тему. Через пару минут дети, сидящие во внутреннем круге должны передвинуться на одно место влево, так они окажутся уже напротив других детей.
Игры на раскрепощение:
«Давайте расслабимся»
Задача игры: устраняющие скованность, снимают напряжение
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Встать перед группой и попросить детей подражать вашим звукам и движениям. Чем проще вы себя ведете, тем более уютна и раскованна атмосфера, которую вы создаете. После того как дети поймут смысл упражнения, уступите им свое место.
«Зеркало»
Задача игры: снять напряжение, помочь детям вести себя весело и непринужденно
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Два ученика пытаются одновременно повторять движения друг друга. Сначала один участник является ведущим, затем другой, но окончательное «зеркало» представляет результат сложения движений их обоих. Желательно смотреть в глаза друг другу и совершать мягкие и непрерывные движения. Резким и хаотичным движениям трудно подражать. Сначала покажите все сами, затем разбейте учеников на пары и убедитесь, что каждый имеет партнера. После окончания игры спросите учеников, как они чувствовали себя, выполняя данное упражнение. Зеркало — отличное упражнение по развитию навыков сотрудничества.
Пантомима «То, что я люблю делать»
Задача игры: Помочь детям как можно быстрее познакомиться друг с другом, повысить личную самооценку
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.
«Угломер»
Задача игры: повысить энергетический потенциал группы и концентрировать внимание детей на том, что с ними реально происходит.
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Попросите всех встать в большой круг и дотронуться руками до пальцев ног. Пока вы считаете от одного до двадцати, дети постепенно разгибаются и поднимают руки вверх так, чтобы на счет «двадцать» кисти их рук были направлены строго вверх. Попросите детей запомнить, в каком положении находилось их туловище и руки при каждой единице отсчета. Затем называйте числа из этого интервала и пусть дети занимают положение, соответствующее названному числу. Дети любят эту жизнерадостную игру. Она формирует коллектив, так как все делают одно и то же вместе. Для маленьких детей (первый и второй классы) используйте игру, помогающую усвоить действия сложения и вычитания (игра От Одного до Десяти).
«Повтори Звук»
Задача игры: способствует формированию группы и помогает детям расслабиться.
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Игра начинается с того, что кто-нибудь из детей издает звук, Его сосед подражает этому звуку и передает его дальше. Звук начинает движение по кругу. Данная игра может проходить и так: ребенок стоит лицом к классу и издает звуки, которым весь класс в унисон пытается подражать.
«Прыгни в круг»
Задача игры: помогает детям расслабиться.
Необходимые материалы: нет
Описание игры: Встать всем в круг. Попросите детей прыгнуть в круг так, чтобы выразить самих себя. В конце занятия предложите участникам упражнения рассказать, как они чувствовали себя. Если дети прыгают по одному, то игра усиливает их личностную самооценку, а если все прыгают вместе, то — групповую самооценку.
Игры на сплочение:
«Скажи, покажи и повтори»
Задача игры: Помочь детям познакомиться друг с другом и почувствовать свою принадлежность к группе.
Необходимые материалы: Не требуются
Описание игры: Посадите детей в один общий круг. Скажите им, что каждый из них будет произносить свое имя, делая при этом какое-нибудь движение. Например: Аня поднимает правую руку вверх, остальные должны хором повторить это имя и движение. Сережа хлопает 1 раз в ладоши, и вновь остальные должны повторить имя в движении и т.д. Это упражнение должны проделать все дети. Для того чтобы усложнить игру, учитель может называть имена детей вразброс, а дети должны показать движение, которое соответствует этому имени.
«Друг к дружке»
Задача игры: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.
Необходимые материалы: не требуются
Описание игры: Объявите детям, что сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
- Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы будете меня слушать и насколько быстро вы сможете реагировать и делать то, что я буду вам говорить. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:
правая рука к правой руке;
спина к спине;
плечо к плечу;
ухо к уху;
левая нога к левой ноге;
правая нога к правой ноге;
правая нога к левой ноге;
локоть к локтю;
затылок к затылку;
мизинчик к мизинчику и т.д.
- А теперь еще одно правило, когда я крикну: «Друг к дружке», вам будет нужно найти нового партнера и пожать ему руку, и дальше вы должны будете поздороваться с ним такими частями тела, которые я буду называть. Игру можно продолжать, пока дети не поменяют пять или шесть партнеров.
«Упражнения на доверие»
Задача игры: Доверяя друг другу, дети должны научиться держать равновесие.
Необходимые материалы: Не требуются
Описание игры: Скажите детям, что они будут делать ряд упражнений на равновесие и доверие друг другу. Поделите детей по парам.
Упражнения:
1. Дети становятся напротив друг друга и, держась за руки, поднимают одну ногу. Так они должны простоять как можно дольше, не теряя равновесия;
2. Дети становятся лицом друг к другу. Держась за руки, они приседают и встают так, чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого;
3. То же самое, только дети держатся одной рукой;
4. То же самое, только дети держатся скрестившимися руками;
5. Дети, сидя на полу лицом друг к другу, берутся за руки и изображают работу пилы;
6. Дети садятся спиной друг к другу и должны попытаться встать, опираясь на спину партнера, а затем опять сесть.
«Снежный ком комплиментов»
Задача игры: Помочь каждому ребенку почувствовать себя в группе хорошо и уютно.
Необходимые материалы: Не требуются.
Описание игры: Пусть дети встанут в круг и возьмутся за руки (если детей в группе больше восьми, то поделите их на две команды). Скажите детям, что у них сейчас будет возможность наговорить друг другу много комплиментов. Скажите детям, чтобы они продумали комплимент для ребенка, стоящего рядом с вами слева. Пусть они подумают о каких-либо чертах характера или личности этого ребенка. Предупредите детей, чтобы комплименты в отношении внешнего вида они не говорили. Этот комплимент должен быть такой, который ребенок вполне «заслужил». Встаньте с детьми в круг и начните игру первыми. Повернитесь к стоящему слева ребенку и шепните ему на ушко комплимент, например: «Ты очень веселый», этот ребенок, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент, который услышал, и говорит ему свой, например: «Ты очень веселый и ловкий». Третий ребенок поворачивается к четвертому и повторяет эти два комплимента и добавляет свой и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока последний ребенок в кругу не повторит все комплименты, которые услышал. Например: «Вы считаете меня очень веселой, ловкой, умной… и т.д.
«Письмо от друга»
Задача игры: Эта игра научит детой делать подарки друг другу и писать письма.
Необходимые материалы: Конверт с маркой, ручка, бумага для каждого ребенка.
Описание игры: Подготовьте небольшие карточки с именами и полными почтовыми адресами всех детей. Дети, вытянув жребий с именем, должны будут написать письмо. Скажите детям, чтобы они сохранили в тайне имя этого ребенка, чтобы это письмо оказалось настоящим сюрпризом. Когда дети будут писать письма, понаблюдайте за ними, помогите тем детям, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания. Каждый ребенок должен выслать письмо по почте.
«Рисуем всей группой»
Совместное рисование может быть столь же захватывающим, как и рисование поодиночке. При выполнении этих упражнений побуждайте детей сотрудничать не только в процессе рисования, но и на всех подготовительных этапах. Разрешите детям самим распределить свои обязанности еще до того, как они начнут рисовать. Используйте для рисунков большие листы бумаги и сделайте акцент на самом процессе рисования, а не на конечном результате. Когда рисунки обсуждаются перед всем классом — в качестве обратной связи, то данные упражнения также повышают уровень самоуважения детей.
Приложение 2
Арт – терапевтические занятия
(приблизительное тематическое планирование)
Тема |
Цель |
Учимся честно говорить о проступке «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?» |
Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ |
Почему трудно признать свою вину? |
Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ |
Учимся справляться с чувством обиды «Что такое обида?» |
Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ |
Мама - надёжный защитник «Когда мы ссоримся с родителями?» |
Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ |
Когда опасен гнев «Почему человек злится?» |
Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ |
Приложение 3
Занятия с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия»
Тема |
Цель |
БЛАГОДАРНОСТЬ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
БЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ВЕЖЛИВОСТЬ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ВЕРНОСТЬ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ДОБРОТА |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ЛЮБОВЬ МАМЫ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ПРАВДИВОСТЬ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
ТРУДОЛЮБИЕ |
Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.