Воспитание у обучающихся с интеллектуальными нарушениями чувства доброты и милосердия
Оценка 4.6

Воспитание у обучающихся с интеллектуальными нарушениями чувства доброты и милосердия

Оценка 4.6
docx
28.07.2020
Воспитание у обучающихся с интеллектуальными нарушениями чувства доброты и милосердия
Доклад на МО классных руководителей.docx

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска

 

 

 

 

Доклад

" Воспитание у обучающихся с интеллектуальными нарушениями чувства доброты и милосердия."

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Горбатенкова Марина Викторовна

 

 

2019г.

 

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет.
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

 

    Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

    Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как же научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым ?

    Одной из задач, стоящих перед учителями младших классов,  является воспитание у детей чувства  любви, милосердия и уважения друг к другу, стремления к добрым делам.

     Как утверждают психологи, не каждый ребенок может позволить себе быть добрым. И на это есть свои причины.
Жестокость у детей появляется:
- от недостатка  родительской любви,
- мало внимания взрослых,
- постоянное напоминание ребенку, что он неудачник,
- ребенок не может высказать свои позитивные и негативные эмоции,
- не верит  взрослым,
- ребенок убежден, что никто не заслуживают его любви.

А в нашем случае ведущей причиной являются интеллектуальные нарушения наших подопечных.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия.. То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и  будут нуждаться в той или иной поддержке.  Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

 

    Что же возможно сделать нам, педагогам для того, чтобы воспитать у школьников и интеллектуальной недостаточностью чувства доброты, милосердия?

 

Воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других.

             

1. Большинство семей наших воспитанников многодетные.      Рождение младшего братишки или сестренки может быть толчком к развитию заботливости. Ребенок учится делиться лакомствами и игрушками с маленьким. перестанет быть эгоистичным, что часто можно наблюдать в семье с единственным ребенком. Родителям нужно вместе с первенцем заботиться о малыше, вместе любить его, а не отстранять старшего ребенка от помощи.

2. Учим помогать родителям по дому. Наши воспитанники  уже вполне могут  помогать родителям: вымыть посуду, прибрать игрушки, одежду. Полезно приучать детей нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Детям будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу нашим воспитанникам

3.Учим совершать хорошие поступки. С детьми мы часто играем в игру «Хороший поступок». Предлагается  хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то поделку, выполненную своими руками, угостить ребят в интернате домашними  гостинцами, поделиться игрушками в игре, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

     Очень важно воспитывать детей на личном примере. Делать это самим и объяснит родителям наших воспитанников , как это делать.

1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Не секрет, что современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Стараемся привлечь детей к просмотру  старых добрых мультиков, в которых понятно, где добро, а где зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

 А часто ли мы читаем ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Можно  завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. И многие поступки учеников ассоциировать с поступками героев известных сказок, анализировать. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. Мы обсуждаем с учениками прочитанное. Не понравившийся конец сказки пытаемся заменить своим придуманным вариантом. Размышляем, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление ребенка пожалеть злодея: пусть ребенок поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

- показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

- подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

- учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием

- помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

- отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом

- регулярно помогайте соседям

- учите ребёнка заботиться о членах семьи.

- учите ребенка делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.

 

- не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.

- Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

 

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Как  воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø  этические беседы с ребёнком, которые способствуют  развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø  пословицы и поговорки

- Ласковое слово не трудно, а споро.

- Ласково слово - что весенний день.

- И у курицы сердце есть.

- Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Любить друга - любить себя;

Ø  игры, в которых у детей  проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø  чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков  «Дядя Сте­па», В. Катаев  «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина  «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают  детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

 

Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

Не стой в стороне равнодушно,

Не стой в стороне равнодушно,

А в нашем случае ведущей причиной являются интеллектуальные нарушения наших подопечных

А в нашем случае ведущей причиной являются интеллектуальные нарушения наших подопечных

Учим помогать родителям по дому

Учим помогать родителям по дому

А часто ли мы читаем ребёнку сказки?

А часто ли мы читаем ребёнку сказки?

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020