Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 9 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа
Оренбургской области"
Консультация воспитателей на тему
«Воспитание устойчивого внимания у детей»
Подготовила:
педагог-психолог
Южакова Е.В.
Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Оно обладает рядом свойств.
Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.
Непроизвольное внимание
Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда ребенку интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.
Произвольное внимание
Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых. Произвольное внимание развивается у детей при необходимости осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Хоть здесь и играет роль сила воли и самодисциплина, оно также зависит от интересов и ощущений ребёнка.
Первоначально внимание ребенка носит непроизвольный характер и вызывается качеством внешних раздражителей: ребенка привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п.
Со второго полугодия дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Возможность манипулировать вещами значительно расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво. Стоит показать ему другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидя какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребенок начинает требовать ее, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал.
В этот период жизни внимание привлекают уже не только предметы и люди, но и слова, которые ребенок постепенно начинает понимать.
На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Вместе с тем внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью, появляются зачатки произвольного внимания.
Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.).
Дети-дошкольники (4—5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже и в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4—5 лет например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.
В одном эксперименте детям в возрасте пяти лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картинке детей (исследование Агеносовой).
Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. Исследования (Петуховой) показали, что продолжительность игры у шестилетнего ребенка может достигать часа и даже несколько более, в то время как у трехлетнего ребенка она часто не превышает 20—25 минут.
К концу дошкольного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показателей его готовности к обучению в школе.
Школа предъявляет значительные требования к вниманию детей. В школе ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не представляет для него интереса.
С чего начинается развитие внимания?
Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. Под руководством родителей, воспитателя ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.
Давая указания ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ему. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошкольнику лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом, они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.
Каковы пути воспитания внимания?
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.
Основным условием появления непроизвольного внимания у дошкольников является наличие интереса и эмоций, которые делали бы для них учебный процесс достаточно привлекательным.
Это зависит прежде всего от материала, который подлежит изучению, и от способов его подачи. Важную роль, в частности, играет наглядность . Применение пособий (картин, рисунков, муляжей, демонстрационных предметов), показ опытов, привлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, действующих на эмоции дошкольника — все это делает занятие интересным, вызывает непроизвольное внимание, является необходимым, в особенности в дошкольном возрасте.
Применение наглядности требует, однако, соблюдения ряда условий. Надо прежде всего правильно организовать восприятие ребенка, научив его замечать то, что требует внимания. Для этого надо ставить перед ним задачу — не только посмотреть на предмет или на картину, но и обнаружить в них то-то, ответить на такой-то вопрос, произвести сравнение и т. п. Все это, активизируя мысль детей, приучает их быть внимательными. Все это учит их выделять существенное, замечать главное.
Важное значение для привлечения непроизвольного внимания имеет качество объяснений воспитателем нового материала. Яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный рассказ взрослого в большой мере привлекает непроизвольное внимание детей. Вместе с тем и здесь необходимо соблюдение ряда условий. Внимание привлекается тогда, когда дети в рассказе педагога узнают что-то новое, причем такое, в чем имеются элементы знакомого им. Отсюда — необходима связь вновь сообщаемого с тем, что уже известно. Надо, чтобы изложение воспитателя будило мысль дошкольников, чтобы они сами задумывались над возникающими у них вопросами, стремились узнать, что будет дальше, и т. п.
Внимание дошкольника к изложению воспитателем нового материала возникает главным образом тогда, когда рассказ воспитателя отличается живостью, динамичностью.
Стараясь делать изложение учебного материала интересным, нельзя заботиться только об одной занимательности, пытаться увлекать детей внешними эффектами. Даже младшие школьники, не говоря уже о старших, прекрасно чувствуют, когда учитель хочет просто развлечь их и когда он сообщает им нужные и полезные знания.
Большое значение для привлечения и удерживания внимания имеет активность дошкольников; надо чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями того, что делает воспитатель, но действовали сами: спрашивали, отвечали, проводили опыты и т. п.
Важным условием внимания является общий культурный уровень дошкольников, расширение их познавательных интересов, увеличение круга представлений, обогащение знаниями и навыками.
Необходимой предпосылкой развития произвольного внимания является формирование у дошкольников сознательного отношения к выполнению своих обязанностей.
Еще до школы дети стремятся принимать участие в занятиях окружающих людей. Уже в детском саду ребенок становится членом коллектива, он хочет делать все не хуже других, стремится заслужить одобрение взрослых, считается с мнением товарищей — всё это является сильным побудителем к тому, чтобы быть внимательным. Все это воспитатель должен всячески поддерживать и развивать.
Важную роль в воспитании устойчивого внимания играет требовательность воспитателя, которая должна носить последовательный, систематический характер. Предъявляя к детям определенные требования, необходимо следить за тем, чтобы учебный та работа, которую должен выполнить ребенок, были посильны ему и не были вместе с тем слишком легкими для него. Если первое условие не выполняется, ребенок, убедившись в безуспешности своих усилий, начинает отвлекаться от работы. Во втором случае, заметив, что задание слишком просто, он легко становится невнимательным, так как перестает делать какие-либо усилия, необходимые для работы. Важно, чтобы ребенок убедился, что выполнение задания для него возможно, хотя и требует усилий. В этих случаях возникает живой интерес к преодолению трудностей, к выполнению работы, которая вначале казалась скучной.
Важным условием привлечения и поддерживания внимания дошкольников является правильная организация занятий. Очень важно, чтобы все дети были вовлечены в работу, принимали в ней деятельное участие.
Утомление — главный враг внимания. Наступает же оно не только от трудной, но и от однообразной работы. И. П. Павлов писал о том, что слабые и однообразные раздражения делают людей вялыми, сонливыми, а некоторых прямо усыпляют. Наиболее быстро утомление от однообразной работы наступает у детей. Ушинский говорил: «Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть — он также устанет; но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое замечается и при учебных занятиях детей... губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении»
С дошкольниками недопустимо в течение всего занятия заниматься одним и тем же. Разнообразие же видов деятельности обеспечивает значительное уменьшение отвлечений во время занятия.
Необходимо, однако, иметь в виду, что слишком частая смена деятельности в свою очередь не приучает детей к устойчивому, длительному вниманию. Вместе с тем на переключение внимания в этих случаях нередко уходит много времени.
Важным условием, поддерживающим внимание дошкольников, является необходимый темп деятельности. Не следует очень спешить и торопить детей, так как торопливость именно и приводит к невнимательности, к ошибкам. Однако и замедленная работа способствует отвлечению внимания.
При установлении темпа деятельности на занятии надо учитывать степень сложности материала, возрастные особенности детей.
Большое значение при воспитании внимания имеет учет индивидуальных возможностей. Детей пассивных следует больше подбадривать, активизировать их работу. Очень подвижных детей надо все время держать в поле зрения, нагружать достаточно разнообразными видами деятельности.
Воспитание внимания в немалой степени зависит от правильной организации свободной деятельности в группе. К ней необходимо приучать детей с первых же дней. Постоянно надо следить за качеством выполнения заданий, которые вы даете детям. Учить детей доводить начатое дело до конца.
Причиной рассеянности иногда является слабое здоровье ребенка. Поэтому большое значение для воспитания внимания имеет общее укрепление организма. Физическое или умственное переутомление, недостаток сна, нерегулярное питание, душная атмосфера во время занятий — все это вредно отражается на внимании. Поэтому воспитателю необходимо поддерживать связь с семьей и через нее влиять на соблюдение детьми режима дня, требований гигиены работы, рациональной смены труда и отдыха и достаточного сна в соответствии с возрастом дошкольника. Хорошо влияют на воспитание внимания регулярные занятия физкультурой и спортом. Помогая общему укреплению здоровья и нервной системы, физические упражнения вместе с тем развивают у детей умение сосредоточиваться.
Рекомендации для воспитателей
Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, воспитателям нужно учитывать некоторые его особенности.
Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, ребенок будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
Подталкивайте дошкольника на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.
Все познаётся в игре
Трудно переоценить роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Являясь основным видом деятельности малышей, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Вот несколько упражнений, способствующих развитию внимания у детей.
«Посмотри на меня»
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть всех детей, затем отвернуться и по указанию воспитателя описать внешний вид одного из детей. «Что на Саше надето?», «Есть ли на нем шарф?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.
«Зоркий глаз»
Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для младших дошкольников выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.
«Сложи пуговку»
Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.
«Маленький корректор»
Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача ребенка зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Можно усложнить задание: подчеркнуть букву И, зачеркнуть букву А. Можно играть в эту игру двум детям, затем проверять друг у друга ошибки.
Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.
«Три задания»
Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.
Упрощенный вариант:
подпрыгни три раза;
назови домашнее животное;
возьми в руки пластмассовый предмет.
Усложненная игра:
моргни столько раз, сколько дней в неделе;
напиши на бумаге столько кружков, сколько окон в группе;
встань рядом с круглым синим предметом.
Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.
«Не пропусти слово»
Взрослый называет ребенку набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает.
Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.
Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.
Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное — несъедобное», «да — нет, черное — белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней ребенок по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.