Эмпатия – это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие, сопереживание, сочувствие.
Обычно к
ним относятся жалость, печаль, скорбь, соболезнование, огорчение по поводу
беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, страдания другого человека.
Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства составляют основу
гуманного отношения к другим людям. Высшим проявлением эмпатийных чувств
является альтруизм – принесение в жертву своих собственных интересов ради благополучия
другого человека. Так, альтруистическое поведение характерно для родителей,
прежде всего матерей, испытывающих безграничную, самоотверженную любовь к своим
детям. Подлинные любовь и дружба в высших своих проявлениях связаны именно с
альтруизмом.
Эмпатия рассматривается некоторыми психологами как особый вид научения через
замещающие переживания. Через это чувство ребенок включается в чужой для него
эмоциональный опыт. Ребенок получает эмоциональное удовлетворение от того, что
его сочувственные ответы вызывают положительную эмоцию у других.
Благодаря переносу, проекции своих чувств желаний на других людей, особенно на
членов своей семьи, ребенок постигает свою общность с ними. Так постепенно, шаг
за шагом, ребенок через сочувствие, сопереживание развивает и обогащает свой
опыт познания самого себя и близких ему людей. Сочувствие другим людям
возможно, поскольку человек наполняет их переживание своим опытом.
Гуманистическое и альтруистическое поведение ребенка возможно по мере
формирования в нем соучастия в страданиях других людей.
На основе тех или иных взаимных сопереживаний, общего душевного настроя семьи у
ребенка может сформироваться деятельный альтруизм (самопожертвование,
сострадание). Впоследствии этот деятельный альтруизм может переноситься в
другие малые группы, но его истоки, его формирование берет начало именно в
семейной общности.
Развитие комплекса альтруистических чувств у ребенка предполагает накопление у
него определенного опыта общения с другими людьми, особенно с членами
собственной семьи. Сами эти чувства в определенной мере и степени являются
частью эмоционального опыта ребенка.
Перечисленные выше чувства имеют особое социальное значение, так как они
помогают улучшению отношений между людьми, облегчению взаимопонимания. К тому
же жизненные ситуации в той или иной мере требуют от человека именно таких
сложных форм реагирования. Более того, в различных ситуациях перед человеком
встает сложнейшая задача «понимания опыта других людей».
Следовательно, в семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то,
насколько члены семьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью
на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии
встречается у тех детей, родители которых обладают высоко развитым чувством
сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия наиболее успешно формируется у
детей, которые выросли в семьях, где они сами получали максимум доверия, любви
и теплоты.
Необходимо подчеркнуть, что именно на основе чувства эмпатии, соучастия,
сострадания можно понять процесс осуществления у ребенка взаимосвязи
переживаний и поведения, процесс формирования нравственных чувств.
В нравственном и духовном воспитании ребенка в семье, основанном на чувстве
эмпатии, дружбы, любви, уважения других людей происходит «эмоциональная
реализация человечности».
Сопереживание, сочувствие,
соучастие – это не только нравственное развитие ребенка, но и
особый вид познания мира человеческих отношений, познания других людей.
Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других членов семьи и
других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания. Таким образом,
самопознание идет рука об руку с познанием других людей. Это два
взаимозависимых и взаимодополняющих процесса. Начинается такое познание с того,
что ребенок наблюдает мимику матери, отца и инстинктивно, неосознанно им
подражает. Ребенок уже с первых лет жизни повторяет и копирует жесты, позу,
тон, мимику настроения матери и отца.
Когда проявляется эмпатия
Диагностика эмпатии возможна уже в самом раннем детстве. Некоторые младенцы заливаются плачем, если слышит плач постороннего ребенка на улице, активно реагирует на эмоциональное состояние матери и прочих домочадцев. К примеру, капризничает без причины, если в семье кто-то пребывает в подавленном состоянии, причем у него могут наблюдаться и вторичные признаки сопереживания, например, учащенное сердцебиение и т.д.
Является ли врожденным или приобретенным такое чувство как эмпатия в психологии однозначного ответа нет. Однако по результатам наблюдения, эмпаты чаще вырастают в семьях, где царит теплая атмосфера, и где родители обращают достаточное внимание на то, каким образом их собственное эмоциональное состояние сказывается на окружающих, в том числе, и на собственных детях.
Уровни эмпатии
В психологии существует множество тестов, позволяющих определить уровень эмпатии, которой обладает конкретный человек.
· Повышенный уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания. Человек попросту теряет способность отделять собственные проблемы и чувства от чувств и проблем в той или иной степени близких ему людей. Такую эмпатию психологи называют аффективной. Нередко эмпаты аффективного типа обладают излишней душевной ранимостью, впечатлительностью, страдают необоснованным чувством вины.
· Высокий уровень эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не обидеть и в тоже время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее позитивном смысле, определяют именно особенности людей этого уровня.
· Нормальный уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, он способны понять мысли и чувства большинства людей, но сопереживание демонстрируют только по отношению к своим близким. Собственные эмоциональные проявления обычно контролируют, стараясь «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними людьми.
· Низкий уровень эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах с окружающими. Антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого или посмотреть на проблему с чужой точки зрения. Поступки других людей, основанные на эмоциях, часто кажется ему совершенно бессмысленными и не рациональными. Способности к сопереживанию очень низкие.
Развитие эмпатии
Эмпатия - это не результат интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции. Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну эмоциональную волну.
В развитии эмпатии большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней мысли и чувства других людей.
Психологи также рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают высоким уровнем эмпатии.
Воспитание в ребенке чувства эмпатии,
способности сопереживать чувства и настроения родителей необходимы для
регулирования и семейных отношений, и отношений с другими людьми. Способность к
сочувствию и состраданию помогает ограничивать эгоцентризм ребенка, воспитывать
у него чувство родства всех людей. В процессе семейного воспитания ребенок учится
преодолевать свой эгоизм, отождествлять себя с другими, стремиться прекратить
страдания близких. В дальнейшем, став более взрослым, он будет находить в этом
удовлетворение и счастье.
Способности сострадать, сочувствовать, сопереживать, приобщаться к эмоциональной
жизни другого, способность пожертвовать своими интересами ради благополучия
других членов семьи это и есть подлинно человеческие формы отношений в семье.
Итак, одна из важнейших задач супружеской пары – воспитание в ребенке подлинно
человеческих качеств, таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное
соучастие. Именно на этой основе между всеми членами семьи возникает духовная и
эмоциональная общность, в силу которой происходит согласование чувств и
поступков, вырабатываются общие представления и взгляды, осуществляется
взаимопомощь и взаимоподдержка.
У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном “я”: - вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать... Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую книгу".
Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я - паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.
Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии:
Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.
Однажды Маршак спросил сына:
- Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?
Сын молчал.
- Не бойся, Пушкин не обидится.
- Ты обидишься, - сказал сын.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.