Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
экология
1 кл—4 кл
22.01.2018
В настоящее время экологическая проблема стоит очень остро. В этой связи экологическое воспитание приобретает огромное значение. Формировать ответственное отношение к природе нужно не только через изучение и познание законов природы ( а это, прежде всего, уроки естественнонаучного цикла), но и через уроки художественного и других направлений. И, конечно же, в активной созидательной деятельности.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.docx
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой
и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научнотехнического
прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на
природную среду.
Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с
окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии,
который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и
другими учебными предметами в начальных классах.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно
достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой.
Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять,
совершенствовать друг друга [1].
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед
ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если
правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую
возможность представляют буквально все учебные предметы школы.
Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений
количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые
задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов
о среде обитания, заботы о ней.
Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе
урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие
словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона,
воробей, желудь и т.д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или
2 другом представителе природы, устанавливают природные связи между
объектами, обозначенными этими словами. На уроках русского языка работу по
формированию экокультуры следует проводить на основе специально
подобранных текстов природоведческого характера.
Большими возможностями для осуществления экологического образования
обладают уроки литературного чтения и произведения писателейнатуралистов.
На таких уроках важное значение приобретают межпредметные связи. Так,
например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, можно
начинать с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена
года». Детям предлагается представить журчание весенних ручьев, пение
первых весенних птиц, звон капели.
Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный
труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений,
общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию
эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления
определенного отношения к окружающей природной среде.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная
работа по формированию экологической культуры у младших школьников очень
индивидуальная работа;
разнообразна:
мероприятия[3].
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям,
групповая работа;
массовые
проявляющим интерес к природе: по уходу за растениями, животными уголка
живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо
программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о
природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается
домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются
актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю.
Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и
3 неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к
нему. К индивидуальным видам внеклассной работы также относятся сезонные
наблюдения за изменениями в природе.
К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по
формированию экологической культуры у младших школьников следует
относить:
Основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей
природы, имеющих по содержанию работы как общую,
широкую
направленность, так и конкретнотематическую специализацию. Например,
кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и
др.
1. Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в
общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся
одного или нескольких классов, одной или всех параллелей)[4].
2. Проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и
живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых
явлений, установление связей между различными компонентами природы.
3. Экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места
(лес, поле, сквер) с последующим оформлением собранных материалов.
4. Внеклассное коллективное чтение детской научнопопулярной
природоведческой литературы.
5. Организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и
животными.
6. Проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов.
7. Ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами.
8. Беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и
животных.
9. Оформление краеведческих уголков, стенгазет, альбомов.
4 Организация экологокраеведческой работы со школьниками позволяет решать в
комплексе основные задачи экологического образования: изучение разнообразия
и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически
целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение
учеников в поисковую, исследовательскую деятельность по определению
экологического состояния окружающей среды: воздуха, почвы, растительности.
А также в практическую природоохранную деятельность.
Тематика исследований окружающей среды может быть разнообразной.
Например, «Изучение экологической обстановки в классе, в школьном
помещении», «Изучение экологического состояния территории школы»,
экологический проект «Реки родного края» и др.
Практическое направление работы (посадка деревьев и кустарников, озеленение
класса, подкормка птиц) играет особую роль в формировании положительного
отношения школьников к природе, оказывает глубокое воздействие на
всестороннее развитие личности ребенка.
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание
уделяется игровым формам непрерывного экологического образования[5].
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера.
У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается
мышление, прививается интерес к природе. Необходимо вести активный образ
жизни, общаясь с природой, совершать экологопознавательные туристические
походы и проводить экологические игры на местности. Полезно познакомиться с
работой таких организаций, как: «Гринпис», «Ассоциация Экологического
образования»,
«Экологическое
«Всемирный фонд охраны природы»,
содружество», «Фонд охраны дикой природы» и др.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащиеся
должны использовать: презентации (цифровые или в виде распечатанных
материалов); творческие работы (графические, живописные, литературные) в
5 форме накопительных папок; в форме номеров газет, выполненных ребятами. В
газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия
по охране природы, жизнь родного края.
Итак, под экологическим образованием понимается непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы научных и практических знаний и умений, обеспечивающих
ответственное отношение к окружающей социальноприродной среде и
здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическое
воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием
местного краеведческого материала. Необходимо вовлекать младших
школьников в посильные для них практические дела по охране местных
природных ресурсов.
Большие возможности для включения учащихся в практическую деятельность
дает внеклассная работа по формированию экологической культуры у младших
школьников.
Список литературы
1. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом //
Начальная школа. – 2005. – №12.
2. Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на
уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2009. – № 2.
3. Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы:
организация и содержание // Начальная школа. – 2009. – № 1.
4. Бурова Н. П. Экологический практикум по изучению почв для учащихся
начальной школы // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 3.
5. Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического
мышления //Начальная школа. – 2010. – № 11.
6 6. Магомедова Л. П. «Экскурсия в зоопарк»: внеклассное занятие для 34
классов // Образование в современной школе. – 2008. – № 4.
7. Федоров Г. М. Учебнометодический компонент по экологическому
образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. –
2007. – № 5.
7
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Воспитание экологической культуры у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.