"Воспитание на социокультурном опыте" (статья)

  • Лекции
  • doc
  • 05.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Иконка файла материала СТАТЬЯ.doc
«Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки»)  «… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому  прекрасному, что в нем находится» (В. В. Зеньковский).     Одно из основных направлений отечественной педагогики обращено к духовно­нравственным   ценностям.     Это   направление   в   настоящее   время наиболее   перспективно,   поскольку   связано   с   восстановлением   традиций, исторической преемственности поколений, развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.   Духовно­нравственное   воспитание     подрастающего   поколения   эффективно осуществлять    в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело  открыт, когда   закладываются   базовые     качества   личности,   то   есть     происходит процесс   накопления   ребенком   социокультурного     опыта   в   виде   чувств, отношений,   знаний,   умений   и   т.д.     ДОУ   на   современном   этапе   активно решают задачи по духовно­нравственному развитию личности дошкольников, но   ведущую   роль   в   еѐ   становлении   играет   семья,   ведь   именно   в   семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт,   к   сожалению   не   всегда   положительный.   Поэтому,     актуальной становиться   задача   объединения   усилий   дошкольного   образовательного учреждения   и   семьи     для   успешного     духовнонравственного   развития   и воспитания   ребенка­дошкольника.   В   современной   педагогике   эту   задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»  («Социокультурные   истоки»)  для   дошкольного   образования, способствующая возрождению многовековых традиций России.   Программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.  Содержание  программы  составляют ценности культуры:   мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы   литературных   текстов   классиков   русской   литературы,   картины наших   выдающихся   художников,   музыкальные   произведения   русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.Программа  успешно реализуется в группе по присмотру и уходу за детьми 3­ 4 года НРМОБУ «Сингапайская СОШ». Программа   «Социокультурные   истоки»  для   дошкольного   образования реализует позволяет:   Создавать   условия   для   активного   приобщения   воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;   Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;   Обеспечивать   единство   умственного   и   эмоционально­нравственного развития дошкольника;   Создавать единый союз между ДОУ и семьей  в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;   Интегрировать   знания   об   окружающем   мире,   в   котором   живет   и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;  Воспитательно­образовательная программа   «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУ в свободное от занятий время в течение всего учебного года.   Принцип   построения   программы  «Социокультурные   истоки»  для дошкольного  образования обусловил следующие этапы  освоения курса:   в младшей группе (3­4 года)   Книга  (работа   строиться   на   основе   хороводов,  игр,  потешек, сказок, стихов  и т.д.).     формирует   понятия:    Слово, Образ,   русских­народных   песен,   художественное   чтение,   изобразительную, В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями.   Работа   осуществляется     через   разные   виды   деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно­ролевые, дидактические и  т.д),   музыкальную, театрализованную,   эколого­познавательную,   трудовую,   конструктивную, физкультурно­оздоровительную   деятельность.   Большинство   занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.  Вся   деятельность   по   программе   позволяет   эффективно   решать   задачи духовно­нравственного   воспитания   и   речевого   развития   детей,   то   есть происходит   обогащение   и   активизация   словарного   запаса,   развитие монологической и диалогической речи. Вся  деятельность в  течении месяцаявляется  предварительной   работой   к   итоговому   мероприятию  (занятию), которое проводится в последнюю неделю месяца.  Программой   предусмотрено   создание   каждым   ребенком   (семьей) альбома по рабочим книгам. В нашей группе такой альбом уже создается. Посмотреть первые разделы   «Мое любимо имя» и «В мире Доброты» вы можете   СОШ» http://singapaischool.ru/info/2537   НРМОБУ   «Сингапайская сайте   на   Таким   образом,   программа   «Социокультурные   истоки»   формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью,   определяющей   жизненный   путь   человека,   проясняющей   его смысл.   Только   через   испытание   великого   чувства   любви   к   Отчизне воспитывается патриотизм.    Воспитатель I квалификационной категории                                             Глушкова О.В.