Приоритетность воспитательной практики одно из условий экспериментальной работы школы модели “Экология и Диалектика”.
Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе в своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности.
Как это сделать? Этот вопрос встал передо мной, когда я получила 1 сентября новый 5 класс, в котором провела анкетирование с целью изучения кругозора личности.
Вопросы анкеты предлагаются вашему вниманию.
1. Какому из видов искусства отдаёте предпочтение?
2. Занимаетесь ли в студиях, центрах, школах помимо общеобразовательной школы?
3. Какую художественную литературу читаете? Назовите интересные вам жанры, любимого писателя.
4. Как вы относитесь к изобразительному искусству? Кого из художников и за что наиболее цените?
5. Увлекаетесь ли путешествиями, походами? Что главное для вас в этих видах отдыха?
6. Систематически или по настроению читаете?
7. Посещаете ли выставочные залы, музеи? Назовите яркие впечатления от одного-двух посещений.
8. Бываете ли вы в театрах? Какой спектакль оставил глубокий след? Чем?
9. Чувствуете ли вы классическую музыку? Умеете ли слушать симфонии?
Воспитание нравственных качеств учащихся путем
интеграции учебной и внеучебной работы
Приоритетность воспитательной практики одно из условий экспериментальной работы школы модели “Экология
и Диалектика”.
Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте
общечеловеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в
основе в своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности.
Как это сделать? Этот вопрос встал передо мной, когда я получила 1 сентября новый 5 класс, в котором провела
анкетирование с целью изучения кругозора личности.
Вопросы анкеты предлагаются вашему вниманию.
1. Какому из видов искусства отдаёте предпочтение?
2. Занимаетесь ли в студиях, центрах, школах помимо общеобразовательной школы?
3. Какую художественную литературу читаете? Назовите интересные вам жанры, любимого писателя.
4. Как вы относитесь к изобразительному искусству? Кого из художников и за что наиболее цените?
5. Увлекаетесь ли путешествиями, походами? Что главное для вас в этих видах отдыха?
6. Систематически или по настроению читаете?
7. Посещаете ли выставочные залы, музеи? Назовите яркие впечатления от одногодвух посещений.
8. Бываете ли вы в театрах? Какой спектакль оставил глубокий след? Чем?
9. Чувствуете ли вы классическую музыку? Умеете ли слушать симфонии?
Проанализировав анкеты, пришла к выводу о том, что кругозор большинства учащихся класса узок.
Я задумалась: что может быть реально противопоставлено этому негативному явлению? Какие цели выбирать:
благородные, но лёгкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как сохранить идеалы в наше непростое
время? И от того, как я смогу решить эти вопросы, зависит моя способность воспитать детей.
Воспитание – второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы
целенаправленного влияния на ребёнка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных
процессов – обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов я построила свою работу с классом.
Нужно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.
На уроках литературы мы изучали такие произведения, как арабские народные сказки “Тысяча и одна ночь”,
Н.С. Лесков “Левша”, Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, по которым в театрах города поставлены
спектакли, просмотренные мной с ребятами и родителями.
Цели просмотра: приобщить учащихся к театру; научить сравнивать художественное произведение со
спектаклем. Но прежде детям нужно было выработать навыки поведения в театре, в общественном транспорте.
Была проведена серия классных часов по культуре поведения, на которых учащихся познакомились с нормами
поведения и с необходимостью их придерживаться, то есть учитель передавал ребенку знания о данных нормах.
После этого были проиграны некоторые ситуации несколько раз. Это помогло учащимся выработать навыки
поведения в театре (Фрагмент классного часа прилагаю).
Знакомство с правилами поведения в театре:
1. Посещение театра начинается еще дома. Небезразлично, в каком виде вы придете в театр. Приятно, когда в
театр идут не в повседневном платье или костюме, а в выходном. Словом, устроить себе и окружающим
праздник, повышающий настроение.
2. Мальчики при входе должны пропускать девочек вперед, помочь им снять одежду и сдать её в гардероб. В
театре мальчик должен быть кавалером.
3. Проходить на свои места в зрительном зале можно только лицом к сидящим. При этом девочек пропускать
вперед.
4. Не надо вступать в спор, если твоё место оказалось занятым. Следует в этом случае попросить билетершу или
коголибо из служащих театра выяснить недоразумение.
5. Обсуждать содержание пьесы и игру актеров лучше в антракте.
6. Конфеты и другие лакомства надо есть до начала действия.7. Совсем необязательно выражать свои чувства чересчур эмоционально, перекрикивая друг друга или
аплодируя во время действия, мешая тем самым артистам.
Заканчиваю знакомство с правилами поведения в театре словами И.В. Гёте: “Театр почитался величайшей
святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленной каре, как преступление против ее
величества публики”.
Кроме посещения театров мы часто проводим урокиэкскурсии. Так, урок знакомства с биографией и
творчеством П.П. Бажова проходил в музее в г. Екатеринбурге. Перед экскурсией был проведен классный час на
тему “Улица полна неожиданностей”, на котором учащиеся познакомились с правилами поведения в поездке:
1. В автобусе вести себя спокойно. Помнить о том, не причиняют ли неудобства его действия окружающим
людям.
2. Соблюдать чистоту в автобусе.
3. В случае необходимости помочь своему соседу.
4. Молодой человек должен первым выходить из автобуса и помочь сойти девочке.
5. Не шуметь, не выражать свои чувства во время экскурсии чересчур эмоционально.
6. Не ходить в непосредственной близости от проезжей части улицы.
Заканчивается классный час отрывками из стихотворения О. Высотской.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Таким образом, мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в
данной ситуации.
Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации
обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.
Форма уроковэкскурсий несёт в себе большой воспитательный потенциал. Учащиеся, побывав в доме писателя,
познакомившись, с его биографией и творчеством, и предметами быта, проявляют больший интерес, как к
урокам литературы, так и непосредственно к личности этого писателя. А это в свою очередь оказывает огромное
воспитательное значение на учащихся. Узнав, что семья Бажовых почитала труд как единственный смысл своей
нелегкой жизни, учащиеся подругому стали относиться к трудовым делам в школе и классе.
Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают уроки знакомства с личностью других поэтов и
писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова оказывают. А также большое влияние оказывает
изучение произведений этих писателей.
Например, изучая отрывок из поэмы Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, проводим беседу по следующим
вопросам:
1. В чём проявляется красота русской женщины?
2. Какие качества свидетельствуют о внутренней чистоте крестьянки? Какова она в работе и отдыхе, в
минуты опасности и беды?
3. Что для нее является мерилом человеческой ценности, критерием отношения к человеку и залогом
семейного благополучия?
Во внеурочное время регулярно проводятся литературные гостиные по творчеству этих и других писателей, и
это тоже оказывает огромное воспитательное воздействие на учащихся.
Таким образом, приобретая на уроках определенные знания и умения, у учащихся вырабатываются
общественные мотивы поведения.
Тайна искусства воспитания както ускользает от нас, хотя в каждую эпоху посвоему пытались обозначить её
суть. Эта тайна, вероятно, относится к вечным вопросам человечества, таким как счастье, свобода, совесть,
любовь, добро и, следовательно, каждый раз с приходом нового времени заново приходится её отыскивать.