Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочное время с помощью информационно-коммуникативных технологий
На сегодняшний день проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты. Они определяют компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Но система образования включает в себя не только обучение, но и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа в России. Информационно-коммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у студентов чувство патриотизма.
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочное
время с помощью информационнокоммуникативных технологий
На сегодняшний день проблема духовнонравственного, патриотического воспитания подрастающего
поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией
РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному
собранию РФ.
Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты.
Они определяют компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего
образования и трудовой деятельности. Но система образования включает в себя не только обучение, но
и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется
на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в
том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и
явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа
в России. Информационнокоммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и
внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у
студентов чувство патриотизма.
Перед началом работы важно определить цель, правильно отобрать содержание, организовать
образовательный процесс, выбрать образовательные технологии и оценить результаты. Продумать, как
организовать воспитательный процесс на уроке. Очень многое зависит от преподавателя. Он не просто
должен рассказывать о прошлом, он должен помочь студентам проживать и прочувствовать изучаемые
годы и события.
Сегодня как никогда важно формировать у студентов способность понимать противоречивость и
закономерность общественного развития, научить рассматривать социальнополитические явления
прошлого и современности, руководствуясь принципами научной объективности, историзма; учить
молодых людей правильно ориентироваться в общественнополитической жизни, самостоятельно искать
и находить аргументы, отстаивать свои взгляды и убеждения.
Но урок истории – это и урок воспитания молодого человека, поэтому ставим перед собой следующие
цели: воспитывать гордость за свою страну (город, семью, родных); воспитывать познавательный
интерес к истории русского народа, содействовать эмоциональноценностному восприятию культурного
наследия, в том числе и СанктПетербурга. Воспитывать студентов на лучших традициях петербургской
культуры, развивая духовный кругозор личности, потребности востребовать культурный потенциал
уникального центра мировой и отечественной культуры – СанктПетербурга... Заложить умения
самостоятельно работать с разнообразными источниками, в том числе в Интернете и программе
Microsoft PowerPoint. Развивать творческий потенциал студентов, формировать свое мнение и умение
отстаивать его.
Для организации учебного процесса можно дать опережающие задания студентам по отбору материала.
Обязательно определить цели для отбора материала по данной теме. Материал может быть
иллюстративный и текстовый. Его можно будет использовать как на уроках истории и во внеурочное
время. На своих уроках в колледже использую следующие формы работы:
1. Создание выставок по разным темам уроков с использованием фотографий, иллюстраций, книг и
газет. Выставку можно использовать для аргументации рассказа учителя или студента для большей
наглядности в понимании исторического времени.
2. Использование на уроках истории фрагментов из документальной хроники, например, при изучении
истории Первой Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны. С заданиями
познавательного и поискового характера, которые даются студентам перед началом просмотра видео
сюжета.
3. Организация и проведение экскурсий по СанктПетербургу и городам России. Например, экскурсия
«Дорога Жизни», при изучении темы Блокада Ленинграда. Или экскурсия в Новгород при изучении
темы «Древнейшие города России». Экскурсия в городгерой Кронштадт при изучении темы «Восстание
в Кронштадте 1921 года». В ходе экскурсий студенты делают фотографии, а затем используют их длясоздания своих презентаций и слайд шоу. По итогам работы оформляется стенд и газета колледжа,
проводится конкурс презентаций по различным номинациям.
4. Проведение турнира «Знатоков СанктПетербурга» со студентами 3 курса на базе 9 классов.
Студентам заранее дается домашнее задание, например, представить один из музеев города, изобразить
живую картинку – любой памятник СанктПетербурга, подготовить 3 вопроса для команды противника
на тему «Самый, самый…» Студенты продумывают и делают эмблемы, костюмы, девизы и названия
команды. Проводится блицтурнир.
5. Подготовка и проведение конкурсов электронных презентаций по истории, по истории и культуре
СанктПетербурга. Например, на тему «Мой Петербург», «Дети блокадного Ленинграда»,
«Современные политические деятели».
6. Создание папок – портфолио по разным темам студентами разных курсов. Такая работа дает
возможность каждому студенту отобрать самостоятельно материал по определенной теме, объяснить
свой выбор, познакомить остальных ребят с новой информацией по теме урока.
Можно также организовать работу студентов по группам с информационными материалами,
подготовленными дома. Тогда каждый студент поясняет какуюто одну небольшую проблему, в целом
же создается общее представление об изучаемом материале. Здесь важно уметь структурировать
материал, уметь отстоять свое мнение и донести его до всех слушателей.
7. Организация культурологической практики студентов колледжа после I курса на базе 11 класса. Это
различные пешеходные экскурсии по СанктПетербургу, которые дают материал для презентаций и
обсуждений.
8. Использование электронных уроков по истории России с древнейших времен по настоящее время. К
каждому уроку разработан текстовый материал с проблемными заданиями и вариантами тестов с
ключами для самопроверки.
Хочется отметить, что в результате проведенной работы интерес студентов к предмету вырос,
поднялась и успеваемость. Студенты принимают участие в олимпиадах и конкурсах, где становятся
дипломантами и лауреатами. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое
использование интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью
патриотического воспитания гражданина РФ.