Воспитание патриотизма на уроках истории

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочное время с помощью информационно-коммуникативных технологий На сегодняшний день проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты. Они определяют компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Но система образования включает в себя не только обучение, но и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа в России. Информационно-коммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у студентов чувство патриотизма.
Иконка файла материала Воспитание патриотизма на уроках истории.doc
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочное время с помощью информационно­коммуникативных технологий На сегодняшний день проблема духовно­нравственного, патриотического воспитания подрастающего  поколения играет важную роль в российской политике. Разработана концепция духовно­нравственного  развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в соответствии с Конституцией   РФ, законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента  России Федеральному  собранию РФ. Общее образование в средних специальных заведениях ориентировано на образовательные стандарты.  Они определяют  компетенции, необходимые для обучения и развития студентов, дальнейшего  образования и трудовой деятельности.  Но система образования включает в себя не только обучение, но  и воспитание: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, гражданское. Оно осуществляется на разных уроках: МХК. ОБЖ, литературы и, конечно же, истории. История– это наука о прошлом, в  том числе и о прошлом нашей страны, студенты на уроках истории узнают не только о событиях и  явлениях разных лет и веков, но и о героизме, мужестве, самопожертвовании, величии русского народа   в России. Информационно­коммуникативное сопровождение поможет сделать уроки истории и  внеклассные мероприятия живыми, наполнит их чувствами и эмоциями и поможет воспитывать у  студентов чувство патриотизма. Перед началом работы важно определить цель, правильно отобрать содержание, организовать  образовательный процесс, выбрать образовательные технологии и оценить результаты.  Продумать,  как  организовать воспитательный процесс на уроке.  Очень многое зависит от преподавателя. Он не просто  должен рассказывать о прошлом, он должен помочь студентам проживать и прочувствовать изучаемые  годы и события. Сегодня как никогда важно формировать у студентов способность понимать противоречивость и   закономерность общественного развития, научить рассматривать социально­политические явления  прошлого и современности, руководствуясь принципами научной объективности, историзма; учить  молодых людей правильно ориентироваться в общественно­политической жизни, самостоятельно искать и находить аргументы, отстаивать свои взгляды и убеждения.  Но урок истории – это и урок воспитания молодого человека, поэтому ставим перед собой следующие  цели: воспитывать гордость за свою страну (город, семью, родных); воспитывать познавательный  интерес к истории русского народа, содействовать эмоционально­ценностному восприятию культурного наследия, в том числе и Санкт­Петербурга. Воспитывать студентов на лучших традициях петербургской культуры, развивая духовный кругозор личности, потребности востребовать культурный потенциал  уникального центра мировой и отечественной культуры – Санкт­Петербурга... Заложить умения  самостоятельно работать с разнообразными источниками, в том числе в Интернете и программе  Microsoft PowerPoint. Развивать творческий потенциал студентов, формировать свое мнение и умение  отстаивать его. Для организации учебного процесса можно дать опережающие задания студентам по отбору материала.  Обязательно определить цели для отбора материала по данной теме. Материал может быть  иллюстративный и текстовый. Его можно будет использовать как на уроках истории  и во внеурочное  время. На своих уроках в колледже использую следующие формы работы:  1. Создание выставок по разным темам уроков с использованием фотографий, иллюстраций, книг и  газет. Выставку можно использовать для аргументации рассказа учителя или студента для большей  наглядности в понимании исторического времени. 2. Использование на уроках истории фрагментов из документальной хроники, например, при изучении  истории Первой Мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны. С заданиями  познавательного и поискового характера, которые даются студентам перед началом просмотра видео  сюжета. 3. Организация и проведение экскурсий по Санкт­Петербургу  и городам России. Например, экскурсия  «Дорога Жизни», при изучении темы Блокада Ленинграда. Или экскурсия в Новгород при изучении  темы «Древнейшие города России». Экскурсия в город­герой Кронштадт при изучении темы «Восстание в Кронштадте 1921 года». В ходе экскурсий студенты делают фотографии, а затем используют их длясоздания своих презентаций и слайд шоу. По итогам работы оформляется стенд и газета колледжа,  проводится конкурс презентаций по различным номинациям. 4. Проведение  турнира «Знатоков Санкт­Петербурга» со студентами  3 курса на базе 9 классов.  Студентам заранее дается домашнее задание, например, представить один из музеев города, изобразить  живую картинку – любой памятник Санкт­Петербурга, подготовить 3 вопроса для команды противника  на тему «Самый, самый…»     Студенты продумывают и делают эмблемы, костюмы, девизы и названия  команды. Проводится блиц­турнир. 5. Подготовка и проведение конкурсов электронных презентаций по истории, по истории и культуре  Санкт­Петербурга.  Например, на тему «Мой Петербург», «Дети блокадного Ленинграда»,  «Современные политические деятели». 6. Создание папок – портфолио по разным темам  студентами разных курсов. Такая работа дает  возможность каждому студенту отобрать самостоятельно материал по определенной теме, объяснить  свой выбор, познакомить остальных ребят с новой информацией по теме урока. Можно также организовать работу студентов по группам с информационными материалами,  подготовленными дома. Тогда каждый студент поясняет какую­то одну небольшую проблему, в целом  же создается общее представление об изучаемом материале. Здесь важно уметь структурировать  материал, уметь отстоять свое мнение и донести его до всех слушателей. 7. Организация культурологической практики студентов колледжа после I курса на базе 11 класса. Это  различные пешеходные экскурсии по Санкт­Петербургу, которые дают материал для презентаций и  обсуждений. 8. Использование электронных уроков по истории России с древнейших времен по настоящее время. К  каждому уроку разработан текстовый материал с  проблемными заданиями и вариантами тестов с  ключами для самопроверки. Хочется отметить, что в результате проведенной работы  интерес студентов к предмету вырос,  поднялась и успеваемость. Студенты принимают участие в олимпиадах и конкурсах, где становятся  дипломантами и лауреатами. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью  патриотического воспитания гражданина РФ.