Воспитание толерантной личности
Оценка 4.7

Воспитание толерантной личности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
23.02.2018
Воспитание толерантной личности
Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев) Цель работы: Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует формированию толерантного сознания школьников на уроках истории. Задачи: • выявить сущностное содержание понятие толерантности; • систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания школьников;
Воспитание толерантной личности.doc
Воспитание толерантной личности «...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями,  своим фольклором, своей музыкой или литературой. Гордиться народу следует и своим большим  вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое,  неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев)  Цель  работы:  Выявить условия, при которых содержание исторического образования содействует  формированию толерантного сознания школьников на уроках истории.  Задачи:    выявить  сущностное содержание понятие толерантности;  систематизировать методы способствующие, формированию толерантного сознания  школьников;  Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям,  поведению.  В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного  пространства страны, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на  началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий,  ограничения социального неравенства».  Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы:  1)формирование  позитивных этнических знаний о другой культуре;  2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе межнациональных  взаимодействий;  3)формирование толерантной личности.  Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до конца:  Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы, культоцентризм,  ксенофобия?  Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров?  В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования чувства  толерантности?  Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы, избегая перегрузок  учащихся (на уроках, во внеклассное время)?  В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках  теории поликультурного  образования и сводится к следующим шагам:  а) введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего  школьникам информацию о различных культурах, позволяющих организовать обсуждение полученной  информации и ее эмоциональное переживание;  б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей  различных рас и народов, конфессий;  в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как нормах современного поликультурного общества.  Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца проблемы толерантности у  детей. Интеллектуальность вовсе не гарантирует толерантность. Воспитание толерантности ­ общее  дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети,  главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на  педагогов: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким образом,  важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого  достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во  всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для  осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических  форм правления; это – полная противоположность нетерпимости. Решение данных проблем связано с обновлением учебно­воспитательного процесса, разработкой  программ по толерантному воспитанию, подготовкой и внедрением программ для детей, живущих в  условиях полиэтничной среды.  Формирование толерантного сознания, возможно  на принципах личностно­ориентированного  подхода, который  требуют «отхода» от безличной и абстрактно­формальной педагогики к педагогике сотрудничества и гуманизма. Следовательно личностно­ориентированный подход связан с установкой воспринимать каждого человека как самостоятельную ценность.  Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания  учащихся, могут стать технологии развития критического мышления учащихся, технология проблемного обучения,  интерактивные методы (диалоговые). В поисках путей перевода обучения на новый качественный  уровень главным следует признать необходимость создания условий для включения учащихся в  активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.  Смысл деятельности педагога ­ создание условий не только для формирования и проявления  толерантности одного, но и преодоления вызывающе  негативизм в поведении или общении другого.  Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и  объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как  внешне проявляющиеся следствия, так и их причины. Средства решения этих задач могут быть  различны. Прежде всего, целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли  проявить, а другие ­ увидеть хорошее в ком­то или чем­то. Идти таким путем ­ значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая,  радуясь удаче, преодолевая трудности.  Такими путями, на наш взгляд, являются инновационные технологии, основанные на ценностном  подходе к обучению.  В этом случае ценностный подход приведет к личностно­ориентированному обучению.  Необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с игровыми. Использование в  работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир  межкультурных отношений) позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет  стимулировать подростков в обсуждении различных социальных проблем.  Пример, беседа  по теме « Великая Отечественная война 1941­1945», ребята размышляют над фразой  вместе мы Россия­ рассказ о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное, дети  рассказывают, о защитниках Родины, которые были разной национальности, но все они защищали свою Родину. Тема «Культура России», предполагает знакомство с писателями и поэтами разных  национальностей их культурой. Учащиеся знакомятся с высказываниями о родине, мысли народа о  счастье, о смысле  жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении человека, о дружбе, о  любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о бессмертии.  Приходят к выводу, что говорят люди разных национальностей по разному, но  по содержанию схожи, у всех равные общечеловеческие ценности.  Изучая тему «Образование СССР», класс делится на группы исходя из количества государств,  вошедших в состав СССР. В группах, учащиеся знакомят с  материальной культурой народов (еда,  напитки, костюмы, музыка и др.).  Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности  человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная  ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив  для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.  Библиографический список:  1. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. М.  2003.  2. Историческое образование в современной России: Справочно­методическое пособие для  учителей. М., 2002  3. История и граждановедение. Сценарий творческих уроков. \ Под. Ред. В.С. Кукушина М., 2005  4. Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О стратегии воспитания и  психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования». //  Вестник образования №10, 1997 5. Программа развития воспитания в системе образования России  2010 г.// Вестник образования,  №12, 2008

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности

Воспитание толерантной личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018