Уметь охотно, продолжительно и результативно заниматься разнообразной умственной деятельностью важно не только для взрослых, но и для дошкольников. Высокая работоспособность дошкольников позволяет им без напряжения овладевать разнообразными умениями, навыками, знаниями, способами действия. Обеспечивает всестороннее развитие. Ребенок, способный быстро, правильно и до конца выполнить соответствующую его возрасту умственную работу, имеет как правило, более высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, не обладающими такими качествами. Благодаря сформированной работоспособности малыш успешно учится, мало утомляется, уверенно и активно ведет себя в коллективе.
Своевременное воспитание умственной работоспособности – одно из необходимых условий широкой подготовки ребенка к школе, не менее сложной и кропотливой, чем специальная подготовка (обучение чтению, письму и счету и т. д.).
Умственная работоспособность – это возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту при экономичных нервно – физиологических затратах. Максимальный объем заданной умственной работы (с учетом ее качества), выполненный за определенное время, и характеризует уровень работоспособности.
Благоприятной физиологической деятельности в процессе работы соответствует отсутствие значительного напряжения функциональных систем организма, их стабильность даже при длительных занятиях.
На умственную работоспособность влияют многообразные психофизиологические. Социально – гигиенические и другие факторы: возраст, состояние здоровья, уровень физического и нервно – психического развития, эмоционально – волевая сфера, питание, режим, различные гигиенические и педагогические воздействия. Из сказанного следует, что развитие у ребенка работоспособности требует разнопланового внимания взрослых к различным факторам, составляющим умственную деятельность. Тут важно как своевременное развитие различных психических процессов (внимания, мышления, памяти и др.), лежащих в основе познавательной деятельности, так и личностных качеств, позволяющих успешно овладевать элементами учебной деятельности. Укрепление нервной системы и физической выносливости – также неотъемлемая часть этого сложного комплекса.
Для формирования умственной работоспособности важно развивать познавательную деятельность ребенка, его интерес к содержанию умственной работы. Ценно также развивать любознательность ребенка, тренируя при этом произвольное управление умственной деятельностью – внимание, память. Мышление. И тут необходим тщательный отбор предлагаемых заданий, которые должны быть доступными, интересными, вызывать у ребенка положительные эмоции в процессе работы и удовлетворение после ее выполнения. Успех побуждает детей к более сложным и менее интересным умственным действиям, активному решению поставленных задач.
Однако хорошо развитие познавательных способностей. Являясь важнейшей предпосылкой высокой умственной работоспособности, полностью не решает этой проблемы. Для успешной работы необходимы определенные умения, я именно: воспринимать и выполнять поставленные взрослым задачи, контролировать и оценивать свои действия и др. Все это требует сосредоточенности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности.
Немалое значение имеет пробуждение в ребенке желания умственно работать, мотивированное теми или иными причинами (получить результат, довести работу до конца и т. п.). Конечно, развитие у ребенка интереса к умственной работе, к учению на основе понимания важности этой работы является сложным процессом, не в полной мере доступным дошкольникам, но именно на базе положительных мотивов необходимо постепенно поддерживать этот процесс. Работа по принуждению развивает у ребенка ощущение скуки, нежелания работать.
Необходимо учитывать, что дети с рождения очень любознательны. На базе ориентировочных познавательных реакций они проявляют разносторонний интерес к окружающему. Педагогическая помощь должна заключаться в том, чтобы правильно использовать, развивать, а не погасить стремление ребенка к познанию и действию. Важное значение при этом имеет знание индивидуальных способностей ребенка и определение нужной меры воздействий на него со стороны взрослого.
Исследования показывают, что в благоприятных условиях современная система обучения в дошкольных учреждениях позволяют к концу дошкольного периода сформировать у большинства детей умение работать на 2-3 различных по умственной нагрузке занятиях (25-35 минут каждое) без выраженного напряжения. Однако отмечаются большие колебания в уровне работоспособности детей, связанные как с индивидуальными особенностями, так и с характером педагогической работы. Так, средняя умственная работоспособность детей одной группы может быть в 2-3 раза выше работоспособности их сверстников в другой группе, не говоря уже о разнице в индивидуальном уровне работоспособности, которая у одного ребенка в десятки раз выше, чем у другого.
В большинстве случаев низкий уровень работоспособности детей связан с отсутствием индивидуальной работы с ними и общим недостаточно квалифицированным проведением занятий. Так, некоторые воспитатели, определяя содержание занятия, мало учитывают реальный уровень развития детей, перегружая или недогружая их, преподносят материал в однообразной, преимущественно словесной форме, мало используют самостоятельную деятельность малышей, их активность. Проведение же занятий лучшими педагогами отличают высокая эмоциональность, интересная форма раскрытия их содержания, широкое использование раздаточного материала и наглядных пособий, включение в умственные занятия двигательных и игровых моментов. Характерно, что на таких занятиях дети не только активно, не отвлекаясь работают, но и мало утомляются. На интересных, разнообразных, доступных им занятиях дети могут работать даже 45 минут подряд, в то время как на однообразных и трудных начинают отвлекаться на 10-12-й минуте и после работы показывают выраженные признаки утомления даже после 20-минутного занятия.
Характер обучения не только определяет активность, работоспособность детей на занятиях, но постепенно формирует и общий ее уровень.
Оценивая возможности формирования умственной работоспособности дошкольника, следует указать, что ее границы значительно выше, чем предполагалось до сих пор. Однако при этом необходимо учитывать разнообразные возрастные и индивидуальные характеристики развития детей. Нормирование любой деятельности дошкольников очень важно, ведь нагрузки падают на неокрепший, формирующийся организм.
Чем характеризуется умственная работоспособность выпускников детского сада? Как указывалось выше, по результатам работы она может достигать достаточно высокого уровня. Сравнение по специальным корректурным (фигурным) таблицам данных умственной работоспособности взрослых и детей показали, что у первых они были в среднем в 2-25 раза выше, но отдельные дошкольники приближались к ним, а единичные дети даже превышали их.
Положительно оценивая те высокие результаты, которые характеризуют уровень умственной работоспособности детей при их систематическом вдумчивом, развивающем обучении, непременно следует обращать внимание на то, каких усилий стоят ребенку предлагаемые умственные нагрузки. Это тем более важно, как выяснено в эксперименте, что у дошкольников возможно значительное расхождение между внешними показателями, характеризующими умственную работу, ее результаты, и внутренним функциональным состоянием разных систем, т.е. напряжением сил организма при выполнении данной работы. У некоторых детей познавательные, а также мотивационно-волевые процессы опережают их нервно-физиологическую выносливость. Так, при самостоятельном выполнении длительного, однообразного, трудного (в пределах 45-60 минут) задания отдельные дети 6-7 и даже 5 лет проявляют большое чувство ответственности и волю в доведении его до конца, не говоря уже о вливании тех побуждающих стимулов, которые может применить взрослый. Чтобы заставить ребенка продолжать работу. Для подтверждения сказанного приведем диалог детей подготовительной группы, выполнявших по корректурным таблицам задание на выносливость при умственной работе. После выполнения одиннадцати заданий (35 минут работы) Дима шепчет Оле: «Все, я больше не могу». Оля «Я тоже давно уже не могу, но делаю, надо до конца». Дети выполнили все 15 заданий, несмотря на то, что после каждого задания им напоминали. Что они могут идти играть.
Заметим только, что при подобной работе у ряда детей наблюдалось значительное падение пульса (до 15-20%), артериального давления, скорости латентного периода зрительно-моторных реакций. Что указывало на значительную заторможенность нервных процессов, с последующим длительным восстановлением этих показателей (15 и более минут). Следовательно, истинно высокой работоспособность может быть оценена только в случае совпадения высоких результатов работы с благоприятными реакциями организма на предложенную нагрузку (снижение или повышение физиологических показателей не более 10%, с учетом степени индивидуального реагирования).
Как достигается такое совпадение? Ответ на этот вопрос, конечно неоднозначен. Однако отмечено, что при благоприятной организации жизни детей даже при значительных умственных нагрузках (работа по экспериментально) у большинства из них наблюдалась высокая работоспособность, стабилизировались все психофизиологические показатели (сердечно-сосудистые и дыхательные реакции, соотношение нервных процессов, объем и качество выполненной работы). Исключение составляли дети с отклонениями в состоянии здоровья. Там же, где вопросам отдыха. Питания, методике занятий, продолжительности прогулок не уделялось должного внимания, даже при меньшей умственной нагрузке весной наблюдалось заметное утомление детей, которое сопровождалось значительным снижением уровня функционирования различных систем под влиянием умственных занятий. Так, если в начале учебного года после занятий по корректурному тесту работоспособность снижалась по сравнению с таковой до занятий на 5-12% или не снижалась вообще, то в конце учебного года, весной, ее спад мог доходить до 30-40%.
Приводим образец широко распространенной корректурной таблицы для дошкольников и методику ее применения, которую родители могут использовать для определения уровня работоспособности своих детей.
Выполнение корректурных заданий приводится в утреннее время после завтрака. Перед началом занятий детям подробно и четко дается инструкция по следующей схеме: «на листе имеется много различных фигур, но нужно только в 3 –х фигурах проставить знаки плюс (крестик), минус (черточка) и точка. В остальных фигурах ничего отмечать не нужно. Просматривать фигуры следует очень внимательно слева направо, строчка за строчкой, чтобы не пропустить нужную фигуру. Работать надо очень быстро, но не делать ошибок. Мне важно посмотреть, сколько ты успеешь отметить фигур за определенное время. Начинать и кончать работу будешь только по команде. Без разрешения ничего отмечать нельзя. Сейчас разберем, какие знаки будешь проставлять в каких фигурах».
На образце, который ярко нарисован на доске или большом листе бумаги, конкретно разбирается, в какой фигуре какой ставится знак. Например, в круге-минус, в треугольнике-плюс и во флажке-точка. Задание повторяется 2-3 раза (для детей 5 лет -3-4 раза) при активном участии детей и запоминается
ими. Перед подачей команды важно собрать внимание детей, дать им молча 5-7 секунд посмотреть на образец и по команде «Начали» засечь секундную стрелку на часах или включить секундомер.
Каждое задание выполняется в течении двух минут. В первые 30-40 секунд образец сохраняется, чтобы дети не запомнившие задание, могли посмотреть на него, а затем убирается. После 2-минутной работы секундомер выключается со словами «Закончили работу». При обследовании на выносливость. При внимательном отношении со стороны взрослых к самочувствию и поведению ребенка, семилетки при их желании могут выполнить до 10 заданий, дети шести лет – до 7 заданий, пяти лет до 5заданий и четырех лет – до 3 заданий. Степень изменения работоспособности после умственной нагрузки определяется путем сравнения результатов корректурных заданий, данных до и после занятия.
При обработке учитывается общее количество просмотренных фигур и число сделанных ошибок за каждые 2 минуты. Ошибками считается пропуск фигур и строчек, замена одного знака другими и пр.
В среднем 7-летние дети в конце учебного года (май) просматривают 60-70 фигур, не делая ошибок. Каждая ошибка условно сокращает объем проделанной работы на 10 фигур и характеризует снижение качество работы. Дети с высокой работоспособностью просматривают до 140 фигур без ошибок,6-летние дети отмечают в среднем примерно 50 фигур, 5-летние - около 40 фигур. По нашим наблюдениям, показатели этого теста хорошо отражают подготовку ребенка к школе и его будущую успеваемость.
Усвоение программного материала на занятиях оказалось для детей более легким заданием, чем выполнение корректурной пробы.
Слаборазвитую умственную работоспособность ребенка по внешним признакам характеризует прежде всего неумение сосредоточиться на выполнение задания, а также низкие результаты работы. Причины этого могут быть разные. Это и неумение совершать умственное действие, и отсутствие интереса к содержанию предлагаемой работы, несформированность навыков учебной деятельности, недостаточная концентрация нервных процессов, отсутствие волевых усилий и др. поэтому, приступая к совершенствованию умственной работоспособности, целесообразно выделить главный недостаток своего ребенка, хотя нередко неумение работать сопровождается рядом причин, тесно связанных друг с другом. Для того чтобы правильно определить причину сниженной работоспособности ребенка и приступить к тренировке наиболее слабого звена, важно знать все особенности его развития. Не всегда полезно сразу делать прямой упор на какой-то недостаток ребенка, например на слабую память, внимания, мыслительные операции. Поскольку все процессы формируются постепенно, большие требования могут оказаться непосильными для ребенка, отбить у него желания к дальнейшим занятиям. Первоначально не меньшее влияние на развитие тех же функций могут оказать другие виды деятельности, выполняемые ребенком с интересом и положительным отношением, если в них привносить задачи, направленные на тренировку слабо развитых функций. Постепенность приучения к работе – важнейший принцип правильного развития умственной работоспособности. Если ребенок неусидчив, отвлекаем. То его первые занятия длятся всего 2-5 минут, независимо от возраста.
Определенное значение при формировании работоспособности оказывают природные, генетически обусловленные данные, но главное – это тренировка и воспитание усидчивости, сосредоточенности, интереса к содержанию умственной работы. Думать о развитии у ребенка активности, организованности, умения подчинять свои желания и эмоции выполнению задания нужно постоянно, организовывая его деятельность. Важно, однако, чтобы ребенок приобрел такие качества естественно, без отрицательных эмоций, в интересной форме, желательно при использовании игровых приемов. Любое чрезмерное напряжение, вызванное скучным или трудным заданием, вызывает в дальнейшем нежелание работать. Иногда можно видеть, как отдельные дети, сев за стол на занятиях, сразу начинают зевать, у некоторых тут же снижается частота пульса, изменяются и другие физиологические показатели в результате развивающегося тормозного состояния под влиянием условно- рефлекторных привычек, поскольку об утомлении здесь речи быть не может. Это наблюдается даже на физкультурном занятии, если у детей создалось отрицательное отношение к умственным и даже физическим нагрузкам.
Конечно, в последний год перед поступлением в школу предстоит особая работа с ребенком, если его умственная работоспособность не была развита в предыдущие годы, однако важно начинать учить его сосредотачиваться, слушать взрослого и выполнять задания уже с первого года жизни. Постоянно привлекая малыша к занятиям, уже к концу года можно научить его выполнять целенаправленную, пусть еще не совсем умственную работу. Эта работа поможет ему развивать внимание, усидчивость (например, надевать кольца на стержень пирамиды). Надо иметь в виду, что любая сосредоточенная деятельность в конечном итоге способствует развитию и умственной работоспособности. Систематические занятия постепенно приучают ребенка к более продолжительной работе. На третьем году жизни он может заниматься 10-15 минут истинно умственной деятельностью по предложению взрослого и еще более длительно своим любимым делом самостоятельно.
Хотя регулярное обучение более эффективно для развития умственной работоспособности и получения систематических знаний, немалые возможности для этого заложены и в дидактических играх, самостоятельной деятельности. С этой целью можно использовать любимые детьми игры и занятия, постепенно усложняя и обогащая их содержание, увеличивая их продолжительность. Однако не следует злоупотреблять этим в ущерб другим видам деятельности, ибо и без того дети предпочитают делать то, что они умеют и любят. Здесь речь больше идет об усложнении деятельности.
При формировании устойчивой умственной работоспособности ребенка педагогические усилия родителей могут оказаться безрезультатными, если недостаточно учитывается весь комплекс физиологических факторов, относящихся к развитию работоспособности.
Забота о хорошем здоровье – одно из важных условий обеспечения высокой умственной работоспособности. Данные показывают, что у ослабленных детей умственная работоспособность труднее формируется и легче разрушается под влиянием различных воздействий. Это говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии, применения к ним щадящего режима обучения, обеспечения полноценного отдыха, питания, пребывания на свежем воздухе.
Сформированная в процессе длительных занятий и упражнений умственная работоспособность может быть легко разрушена любыми неблагоприятными обстоятельствами. Это прежде всего утомление ребенка, которое не может накапливаться без достаточного отдыха изо дня в день. Оно наступает также при ухудшении самочувствия. Недостаточной кислородной обеспеченности организма, нерациональном питании, перегрузке различными видами деятельности., что указывает на важность постоянного соблюдения правильного режима жизни ребенка.
Важно учитывать, что умственная работоспособность не всегда остается постоянной, она колеблется в течении дня, недели, года.
В течения дня ее наивысший уровень отмечается в утренние часы, примерно в 9-11 часов, и во второй половине дня. После дневного сна (16-18 часов). Учитывая эти закономерности, наиболее сложные занятия с ребенком следует проводить в период оптимальной работоспособности организма.
Недельные колебания в целом характеризуются снижением умственной работоспособности в конце недели, особенно у детей, посещающих детский сад. Где всю неделю проходит регулярное обучение и общение детей в коллективе. важная задача родителей в выходные дни - обеспечить детям полноценный отдых: организовать интересные экскурсии, доступные походы, занятия физическими упражнениями, спокойные самостоятельные игры. Вместе с тем в практике бывает и обратное явление. В результате нарушения режима в семье, которое чаще всего, по ответам родителей, выражается в недосыпании как в ночное, так и дневное время, перенасыщении впечатлениями. В том числе компьютерными, недостаточными прогулками, дети приходят в понедельник в детский сад не отдохнувшими, со сниженной умственная работоспособностью. Это вынуждает снижать нагрузки на занятиях. Со вторника по четверг отмечается наилучший уровень недельной работоспособности.
В течении года спад умственной работоспособности отмечается чаще в осенне- зимние месяцы, но у отдельных детей и весной.
Соблюдение правильного режима труда и отдыха, закаливания, обеспечения рационального питания, двигательной активности, надлежащих гигиенических условий (воздушно-температурный режим, достаточное освещение и др), высокого педагогического уровня обучения и воспитания – все это поможет не только сформировать высокую умственную работоспособность, но и предотвратить ее спады.
Воспитатель: Тулебаева А.А.В среднем 7-летние дети в конце учебного года (май) просматривают 60-70 фигур, не делая ошибок. Каждая ошибка условно сокращает объем проделанной работы на 10 фигур и характеризует снижение качество работы. Дети с высокой работоспособностью просматривают до 140 фигур без ошибок,6-летние дети отмечают в среднем примерно 50 фигур, 5-летние - около 40 фигур. По нашим наблюдениям, показатели этого теста хорошо отражают подготовку ребенка к школе и его будущую успеваемость.
Воспитание умственной работоспособности- важное
условие подготовки ребенка к школе
Уметь охотно, продолжительно и результативно
заниматься разнообразной умственной деятельностью важно
не только для взрослых, но и для дошкольников. Высокая
работоспособность дошкольников позволяет им без
напряжения овладевать разнообразными умениями,
навыками, знаниями, способами действия. Обеспечивает
всестороннее развитие. Ребенок, способный быстро,
правильно и до конца выполнить соответствующую его
возрасту умственную работу, имеет как правило, более
высокий уровень развития по сравнению со сверстниками, не
обладающими такими качествами. Благодаря
сформированной работоспособности малыш успешно учится,
мало утомляется, уверенно и активно ведет себя в
коллективе.
Своевременное воспитание умственной
работоспособности – одно из необходимых условий широкой
подготовки ребенка к школе, не менее сложной и
кропотливой, чем специальная подготовка (обучение чтению,
письму и счету и т. д.).
Умственная работоспособность – это возможность
ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную
умственную деятельность, доступную его возрасту при
экономичных нервно – физиологических затратах.
Максимальный объем заданной умственной работы (с учетом
ее качества), выполненный за определенное время, и
характеризует уровень работоспособности.
Благоприятной физиологической деятельности в
процессе работы соответствует отсутствие значительного
напряжения функциональных систем организма, их
стабильность даже при длительных занятиях.
На умственную работоспособность влияют
многообразные психофизиологические. Социально –
гигиенические и другие факторы: возраст, состояние
здоровья, уровень физического и нервно – психического
развития, эмоционально – волевая сфера, питание, режим,
различные гигиенические и педагогические воздействия. Из
сказанного следует, что развитие у ребенка
работоспособности требует разнопланового внимания
взрослых к различным факторам, составляющим умственную
деятельность. Тут важно как своевременное развитие
различных психических процессов (внимания, мышления,памяти и др.), лежащих в основе познавательной
деятельности, так и личностных качеств, позволяющих
успешно овладевать элементами учебной деятельности.
Укрепление нервной системы и физической выносливости –
также неотъемлемая часть этого сложного комплекса.
Для формирования умственной работоспособности
важно развивать познавательную деятельность ребенка, его
интерес к содержанию умственной работы. Ценно также
развивать любознательность ребенка, тренируя при этом
произвольное управление умственной деятельностью –
внимание, память. Мышление. И тут необходим тщательный
отбор предлагаемых заданий, которые должны быть
доступными, интересными, вызывать у ребенка
положительные эмоции в процессе работы и удовлетворение
после ее выполнения. Успех побуждает детей к более
сложным и менее интересным умственным действиям,
активному решению поставленных задач.
Однако хорошо развитие познавательных способностей.
Являясь важнейшей предпосылкой высокой умственной
работоспособности, полностью не решает этой проблемы.
Для успешной работы необходимы определенные умения, я
именно: воспринимать и выполнять поставленные взрослым
задачи, контролировать и оценивать свои действия и др. Все
это требует сосредоточенности, организованности,
самостоятельности, дисциплинированности.
Немалое значение имеет пробуждение в ребенке желания
умственно работать, мотивированное теми или иными
причинами (получить результат, довести работу до конца и т.
п.). Конечно, развитие у ребенка интереса к умственной
работе, к учению на основе понимания важности этой работы
является сложным процессом, не в полной мере доступным
дошкольникам, но именно на базе положительных мотивов
необходимо постепенно поддерживать этот процесс. Работа
по принуждению развивает у ребенка ощущение скуки,
нежелания работать.
Необходимо учитывать, что дети с рождения очень
любознательны. На базе ориентировочных познавательных
реакций они проявляют разносторонний интерес к
окружающему. Педагогическая помощь должна заключаться
в том, чтобы правильно использовать, развивать, а не
погасить стремление ребенка к познанию и действию.
Важное значение при этом имеет знание индивидуальных
способностей ребенка и определение нужной меры
воздействий на него со стороны взрослого.Исследования показывают, что в благоприятных условиях
современная система обучения в дошкольных учреждениях
позволяют к концу дошкольного периода сформировать у
большинства детей умение работать на 2-3 различных по
умственной нагрузке занятиях (25-35 минут каждое) без
выраженного напряжения. Однако отмечаются большие
колебания в уровне работоспособности детей, связанные как
с индивидуальными особенностями, так и с характером
педагогической работы. Так, средняя умственная
работоспособность детей одной группы может быть в 2-3
раза выше работоспособности их сверстников в другой
группе, не говоря уже о разнице в индивидуальном уровне
работоспособности, которая у одного ребенка в десятки раз
выше, чем у другого.
В большинстве случаев низкий уровень работоспособности
детей связан с отсутствием индивидуальной работы с ними и
общим недостаточно квалифицированным проведением
занятий. Так, некоторые воспитатели, определяя содержание
занятия, мало учитывают реальный уровень развития детей,
перегружая или недогружая их, преподносят материал в
однообразной, преимущественно словесной форме, мало
используют самостоятельную деятельность малышей, их
активность. Проведение же занятий лучшими педагогами
отличают высокая эмоциональность, интересная форма
раскрытия их содержания, широкое использование
раздаточного материала и наглядных пособий, включение в
умственные занятия двигательных и игровых моментов.
Характерно, что на таких занятиях дети не только активно,
не отвлекаясь работают, но и мало утомляются. На
интересных, разнообразных, доступных им занятиях дети
могут работать даже 45 минут подряд, в то время как на
однообразных и трудных начинают отвлекаться на 10-12-й
минуте и после работы показывают выраженные признаки
утомления даже после 20-минутного занятия.
Характер обучения не только определяет активность,
работоспособность детей на занятиях, но постепенно
формирует и общий ее уровень.
Оценивая возможности формирования умственной
работоспособности дошкольника, следует указать, что ее
границы значительно выше, чем предполагалось до сих пор.
Однако при этом необходимо учитывать разнообразные
возрастные и индивидуальные характеристики развития
детей. Нормирование любой деятельности дошкольниковочень важно, ведь нагрузки падают на неокрепший,
формирующийся организм.
Чем характеризуется умственная работоспособность
выпускников детского сада? Как указывалось выше, по
результатам работы она может достигать достаточно
высокого уровня. Сравнение по специальным корректурным
(фигурным) таблицам данных умственной
работоспособности взрослых и детей показали, что у первых
они были в среднем в 2-25 раза выше, но отдельные
дошкольники приближались к ним, а единичные дети даже
превышали их.
Положительно оценивая те высокие результаты,
которые характеризуют уровень умственной
работоспособности детей при их систематическом
вдумчивом, развивающем обучении, непременно следует
обращать внимание на то, каких усилий стоят ребенку
предлагаемые умственные нагрузки. Это тем более важно,
как выяснено в эксперименте, что у дошкольников возможно
значительное расхождение между внешними показателями,
характеризующими умственную работу, ее результаты, и
внутренним функциональным состоянием разных систем, т.е.
напряжением сил организма при выполнении данной работы.
У некоторых детей познавательные, а также мотивационно-
волевые процессы опережают их нервно-физиологическую
выносливость. Так, при самостоятельном выполнении
длительного, однообразного, трудного (в пределах 45-60
минут) задания отдельные дети 6-7 и даже 5 лет проявляют
большое чувство ответственности и волю в доведении его до
конца, не говоря уже о вливании тех побуждающих стимулов,
которые может применить взрослый. Чтобы заставить
ребенка продолжать работу. Для подтверждения сказанного
приведем диалог детей подготовительной группы,
выполнявших по корректурным таблицам задание на
выносливость при умственной работе. После выполнения
одиннадцати заданий (35 минут работы) Дима шепчет Оле:
«Все, я больше не могу». Оля «Я тоже давно уже не могу, но
делаю, надо до конца». Дети выполнили все 15 заданий,
несмотря на то, что после каждого задания им напоминали.
Что они могут идти играть.
Заметим только, что при подобной работе у ряда детей
наблюдалось значительное падение пульса (до 15-20%),
артериального давления, скорости латентного периода
зрительно-моторных реакций. Что указывало на
значительную заторможенность нервных процессов, споследующим длительным восстановлением этих
показателей (15 и более минут). Следовательно, истинно
высокой работоспособность может быть оценена только в
случае совпадения высоких результатов работы с
благоприятными реакциями организма на предложенную
нагрузку (снижение или повышение физиологических
показателей не более 10%, с учетом степени
индивидуального реагирования).
Как достигается такое совпадение? Ответ на этот вопрос,
конечно неоднозначен. Однако отмечено, что при
благоприятной организации жизни детей даже при
значительных умственных нагрузках (работа по
экспериментально) у большинства из них наблюдалась
высокая работоспособность, стабилизировались все
психофизиологические показатели (сердечно-сосудистые и
дыхательные реакции, соотношение нервных процессов,
объем и качество выполненной работы). Исключение
составляли дети с отклонениями в состоянии здоровья. Там
же, где вопросам отдыха. Питания, методике занятий,
продолжительности прогулок не уделялось должного
внимания, даже при меньшей умственной нагрузке весной
наблюдалось заметное утомление детей, которое
сопровождалось значительным снижением уровня
функционирования различных систем под влиянием
умственных занятий. Так, если в начале учебного года после
занятий по корректурному тесту работоспособность
снижалась по сравнению с таковой до занятий на 5-12% или
не снижалась вообще, то в конце учебного года, весной, ее
спад мог доходить до 30-40%.
Приводим образец широко распространенной
корректурной таблицы для дошкольников и методику ее
применения, которую родители могут использовать для
определения уровня работоспособности своих детей.
Выполнение корректурных заданий приводится в
утреннее время после завтрака. Перед началом занятий
детям подробно и четко дается инструкция по следующей
схеме: «на листе имеется много различных фигур, но нужно
только в 3 –х фигурах проставить знаки плюс (крестик),
минус (черточка) и точка. В остальных фигурах ничего
отмечать не нужно. Просматривать фигуры следует очень
внимательно слева направо, строчка за строчкой, чтобы не
пропустить нужную фигуру. Работать надо очень быстро, но
не делать ошибок. Мне важно посмотреть, сколько ты
успеешь отметить фигур за определенное время. Начинать и-
кончать работу будешь только по команде. Без разрешения
ничего отмечать нельзя. Сейчас разберем, какие знаки
будешь проставлять в каких фигурах».
На образце, который ярко нарисован на доске или
большом листе бумаги, конкретно разбирается, в какой
фигуре какой ставится знак. Например, в круге-минус, в
треугольнике-плюс и во флажке-точка. Задание повторяется
2-3 раза (для детей 5 лет -3-4 раза) при активном участии
детей и запоминается
ими. Перед подачей команды важно собрать внимание детей,
дать им молча 5-7 секунд посмотреть на образец и по
команде «Начали» засечь секундную стрелку на часах или
включить секундомер.
Каждое задание выполняется в течении двух минут. В
первые 30-40 секунд образец сохраняется, чтобы дети не
запомнившие задание, могли посмотреть на него, а затем
убирается. После 2-минутной работы секундомер
выключается со словами «Закончили работу». При
обследовании на выносливость. При внимательном
отношении со стороны взрослых к самочувствию и поведению
ребенка, семилетки при их желании могут выполнить до 10
заданий, дети шести лет – до 7 заданий, пяти лет до
5заданий и четырех лет – до 3 заданий. Степень изменения
работоспособности после умственной нагрузки определяется
путем сравнения результатов корректурных заданий, данных
до и после занятия.
При обработке учитывается общее количество
просмотренных фигур и число сделанных ошибок за каждые
2 минуты. Ошибками считается пропуск фигур и строчек,
замена одного знака другими и пр.
В среднем 7-летние дети в конце учебного года (май)
просматривают 60-70 фигур, не делая ошибок. Каждая
ошибка условно сокращает объем проделанной работы на 10
фигур и характеризует снижение качество работы. Дети с
высокой работоспособностью просматривают до 140 фигур
без ошибок,6-летние дети отмечают в среднем примерно 50
фигур, 5-летние - около 40 фигур. По нашим наблюдениям,
показатели этого теста хорошо отражают подготовку
ребенка к школе и его будущую успеваемость.
Усвоение программного материала на занятиях
оказалось для детей более легким заданием, чем
выполнение корректурной пробы.Слаборазвитую умственную работоспособность ребенка
по внешним признакам характеризует прежде всего
неумение сосредоточиться на выполнение задания, а также
низкие результаты работы. Причины этого могут быть
разные. Это и неумение совершать умственное действие, и
отсутствие интереса к содержанию предлагаемой работы,
несформированность навыков учебной деятельности,
недостаточная концентрация нервных процессов, отсутствие
волевых усилий и др. поэтому, приступая к
совершенствованию умственной работоспособности,
целесообразно выделить главный недостаток своего
ребенка, хотя нередко неумение работать сопровождается
рядом причин, тесно связанных друг с другом. Для того
чтобы правильно определить причину сниженной
работоспособности ребенка и приступить к тренировке
наиболее слабого звена, важно знать все особенности его
развития. Не всегда полезно сразу делать прямой упор на
какой-то недостаток ребенка, например на слабую память,
внимания, мыслительные операции. Поскольку все процессы
формируются постепенно, большие требования могут
оказаться непосильными для ребенка, отбить у него желания
к дальнейшим занятиям. Первоначально не меньшее влияние
на развитие тех же функций могут оказать другие виды
деятельности, выполняемые ребенком с интересом и
положительным отношением, если в них привносить задачи,
направленные на тренировку слабо развитых функций.
Постепенность приучения к работе – важнейший принцип
правильного развития умственной работоспособности. Если
ребенок неусидчив, отвлекаем. То его первые занятия длятся
всего 2-5 минут, независимо от возраста.
Определенное значение при формировании
работоспособности оказывают природные, генетически
обусловленные данные, но главное – это тренировка и
воспитание усидчивости, сосредоточенности, интереса к
содержанию умственной работы. Думать о развитии у
ребенка активности, организованности, умения подчинять
свои желания и эмоции выполнению задания нужно
постоянно, организовывая его деятельность. Важно, однако,
чтобы ребенок приобрел такие качества естественно, без
отрицательных эмоций, в интересной форме, желательно при
использовании игровых приемов. Любое чрезмерное
напряжение, вызванное скучным или трудным заданием,
вызывает в дальнейшем нежелание работать. Иногда можно
видеть, как отдельные дети, сев за стол на занятиях, сразуначинают зевать, у некоторых тут же снижается частота
пульса, изменяются и другие физиологические показатели в
результате развивающегося тормозного состояния под
влиянием условно- рефлекторных привычек, поскольку об
утомлении здесь речи быть не может. Это наблюдается даже
на физкультурном занятии, если у детей создалось
отрицательное отношение к умственным и даже физическим
нагрузкам.
Конечно, в последний год перед поступлением в школу
предстоит особая работа с ребенком, если его умственная
работоспособность не была развита в предыдущие годы,
однако важно начинать учить его сосредотачиваться,
слушать взрослого и выполнять задания уже с первого года
жизни. Постоянно привлекая малыша к занятиям, уже к
концу года можно научить его выполнять целенаправленную,
пусть еще не совсем умственную работу. Эта работа поможет
ему развивать внимание, усидчивость (например, надевать
кольца на стержень пирамиды). Надо иметь в виду, что
любая сосредоточенная деятельность в конечном итоге
способствует развитию и умственной работоспособности.
Систематические занятия постепенно приучают ребенка к
более продолжительной работе. На третьем году жизни он
может заниматься 10-15 минут истинно умственной
деятельностью по предложению взрослого и еще более
длительно своим любимым делом самостоятельно.
Хотя регулярное обучение более эффективно для
развития умственной работоспособности и получения
систематических знаний, немалые возможности для этого
заложены и в дидактических играх, самостоятельной
деятельности. С этой целью можно использовать любимые
детьми игры и занятия, постепенно усложняя и обогащая их
содержание, увеличивая их продолжительность. Однако не
следует злоупотреблять этим в ущерб другим видам
деятельности, ибо и без того дети предпочитают делать то,
что они умеют и любят. Здесь речь больше идет об
усложнении деятельности.
При формировании устойчивой умственной
работоспособности ребенка педагогические усилия
родителей могут оказаться безрезультатными, если
недостаточно учитывается весь комплекс физиологических
факторов, относящихся к развитию работоспособности.
Забота о хорошем здоровье – одно из важных условий
обеспечения высокой умственной работоспособности.
Данные показывают, что у ослабленных детей умственнаяработоспособность труднее формируется и легче
разрушается под влиянием различных воздействий. Это
говорит о необходимости более внимательного отношения к
детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и
физическом развитии, применения к ним щадящего режима
обучения, обеспечения полноценного отдыха, питания,
пребывания на свежем воздухе.
Сформированная в процессе длительных занятий и
упражнений умственная работоспособность может быть
легко разрушена любыми неблагоприятными
обстоятельствами. Это прежде всего утомление ребенка,
которое не может накапливаться без достаточного отдыха
изо дня в день. Оно наступает также при ухудшении
самочувствия. Недостаточной кислородной обеспеченности
организма, нерациональном питании, перегрузке
различными видами деятельности., что указывает на
важность постоянного соблюдения правильного режима
жизни ребенка.
Важно учитывать, что умственная работоспособность не
всегда остается постоянной, она колеблется в течении дня,
недели, года.
В течения дня ее наивысший уровень отмечается в
утренние часы, примерно в 9-11 часов, и во второй половине
дня. После дневного сна (16-18 часов). Учитывая эти
закономерности, наиболее сложные занятия с ребенком
следует проводить в период оптимальной работоспособности
организма.
Недельные колебания в целом характеризуются
снижением умственной работоспособности в конце недели,
особенно у детей, посещающих детский сад. Где всю неделю
проходит регулярное обучение и общение детей в
коллективе. важная задача родителей в выходные дни -
обеспечить детям полноценный отдых: организовать
интересные экскурсии, доступные походы, занятия
физическими упражнениями, спокойные самостоятельные
игры. Вместе с тем в практике бывает и обратное явление. В
результате нарушения режима в семье, которое чаще всего,
по ответам родителей, выражается в недосыпании как в
ночное, так и дневное время, перенасыщении
впечатлениями. В том числе компьютерными,
недостаточными прогулками, дети приходят в понедельник в
детский сад не отдохнувшими, со сниженной умственная
работоспособностью. Это вынуждает снижать нагрузки назанятиях. Со вторника по четверг отмечается наилучший
уровень недельной работоспособности.
В течении года спад умственной работоспособности
отмечается чаще в осенне- зимние месяцы, но у отдельных
детей и весной.
Соблюдение правильного режима труда и отдыха,
закаливания, обеспечения рационального питания,
двигательной активности, надлежащих гигиенических
условий (воздушно-температурный режим, достаточное
освещение и др), высокого педагогического уровня обучения
и воспитания – все это поможет не только сформировать
высокую умственную работоспособность, но и предотвратить
ее спады.
Воспитатель: Тулебаева А.А.