Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, и другими членами семьи, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
доклад воспитание в многодетной семье.docx
Воспитание в многодетной семье.
Авторсоставитель: Видишева Г.С
Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает
открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её
членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, и
другими членами семьи, которые могут оказывать на него как положительное,
так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо
доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым,
лицемерным, лживым.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в
атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со
здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и
наоборот, как правило, нарушение детскородительских отношений ведет к
формированию различных психологических проблем и комплексов. Самая
универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и
в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье это творение
человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек
находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий,
отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько
сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за
человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется
воспитанием, это творение будущего и взгляд в будущее.
Воспитание детей это отдача особых сил, сил духовных. Едва человек
криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки,
начинается его поведение. Человеческая жизнь начинается с того момента,
когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя
общего блага. Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них
чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и
матерью.
В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3х и
более детей. Многодетная семья имеет, как правило, крепкие семейные
традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту,
традиционноуважительное отношение к старшим. В таких семьях легче
решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой
старости. Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина
ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и
отрицательные характеристики, а процесс социализации детей свои
трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются
разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из
детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для
формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для
общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и
правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные
качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а
также качества социального порядка способность к общению, адаптации,
толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к
супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с
завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными
требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не
менее сложен и противоречив. Во первых, в таких семьях взрослые довольно
часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к
ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда
остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по своему реагируя на
это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в
других повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные
ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность
в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда
для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс
социализации детей. Во вторых, в многодетных семьях резко увеличивается
физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она
имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и
общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети
из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения,
почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Многодетная семья
имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов
ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в
однодетной семье, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В
этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи
имеет весьма существенное значение. Дефицит воспитания приводит к тому,
что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность,
неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной
личности. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности
каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с
соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого,
и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между
детьми. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей
безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице.
Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей,
особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в
дальнейшей жизни. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг
общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения
досуга. Мониторинг социально экономического потенциала семей показал, что
большинство многодетных семей живет ниже порога бедности. Многодетные
семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были
достаточно распространены во всех слоях общества. Это обуславливалось
традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не
планировалось, воспринималось как «дар Божий». В многодетной семье было
легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к
многодетной семье.
Главным институтом воспитания является семья. Не зависимо от того
многодетная она или однодетная. То, что ребенок в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в
том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и
по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль.
Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и
назидать их, а, прежде всего, самому жить почеловечески.
Список литературы:
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по
социальной защите женщин, детей и семьи, М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
2. Семейное воспитание: Хрестоматия, сост. П.А. Лебедев. – М.:
издательский центр «Академия», 2005.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье, – М.:
Изд. центр «Академия», 2006. 4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, М:1976
5. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской, М., 1999.
6. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон,М., 1999
7. Спок Б. Ребенок и уход за ним, Л.: «Машиностроение»,1998.
Воспитание в многодетной семье.
Воспитание в многодетной семье.
Воспитание в многодетной семье.
Воспитание в многодетной семье.
Воспитание в многодетной семье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.