Воспитательная программа «Адаптация первокурсников, проживающих в общежитии»
Оценка 4.8

Воспитательная программа «Адаптация первокурсников, проживающих в общежитии»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитание +1
СCУЗ, ВУЗ
19.11.2020
Воспитательная программа  «Адаптация первокурсников, проживающих в общежитии»
Воспитательная программа «Адаптация первокурсников, проживающих в общежитии»
программаЛ.Н..docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»









Воспитательная программа

 

«Адаптация первокурсников, проживающих в общежитии»











 

 

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель 1 категории

общежития НКАиДХ

Юрченко Л.Н.













 

 

 

Новосибирск 2020

 

                          Пояснительная записка

 

В общежитии ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства», проживают обучающиеся из сел района и ближайших городов, есть ребята из Якутии, Тывы, Хакасии, Бурятии. Немалую часть из которых занимают обучающиеся – сироты и дети оставшиеся без попечения родителей. И адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации студентов к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся. Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, несформированность навыков самообслуживания, не умение находить компромиссное решение и неумение организовать свой досуг.

Первое время студенты переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников.

Адаптация обучающихся к условиям проживания в общежитии - это сложный процесс приспособления к  новым условиям, предпосылка  активной деятельности  и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости обучающихся к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.

   Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.

   В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, приобретают особое значение следующие моменты методического характера:

- умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во внеурочное время на богатейшие возможности коллективной студенческой самоорганизации, спонтанной творческой активности обучающихся, направляя её в нужное русло с точки зрения конечных результатов и отдалённых последствий воспитательного воздействия, а не сиюминутного педагогического удовлетворения;

  Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.

   Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно -досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

   Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

 

 

Цели и задачи программы

 

Цель: 

создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности обучающихся, проживающих в общежитии.

 

Задачи:

- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у обучающихся к условиям проживания в общежитии;

- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;

- Создать органы самоуправления в коллективе обучающихся;

- Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;

-Привить трудовые навыки.

 

Диагностический инструментарий: социометрия Морено (взаимоотношения со сверстниками), анализ воспитательной работы (соблюдение правил проживания, количество обучающихся, посещающих кружки и секции), наблюдение (соблюдение санитарно-гигиенических навыков).

 

Этапы реализации программы

 

Реализация программы предусматривает три этапа

 

Первый этап (сентябрь-октябрь) - адаптация в коллективе.

 

Основные задачи этапа

1.Создание условий для формирования положительного психологического

микроклимата в коллективе  обучающихся, проживающих в общежитии;

2.Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии

3.Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения -

организация самоуправления (Совет общежития);

4. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля,

контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;

5.Изучение контингента вновь прибывших ребят; выявление группы риска;

выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих.

6.Планирование работы на год.

 

Ожидаемый результат

- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;

- усвоение обучающимися норм и правил проживания в общежитии;

- усвоение обучающимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;

- работа Совета общежития;

- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.

 

Второй этап (ноябрь-апрель) - развитие дружного коллектива и микро-коллектив в комнате.

 

Основные задачи этапа

 

1.Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (совета общежития) за счет развития служб совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;

2.Укрепление дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного и делинквентного поведения за счет повышения у обучающихся уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;

3. Вовлечение обучающихся, проживающих в общежитии, в кружки и дела по интересам;

4. Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта; работа коллектива сотрудников и совета общежития по сохранению материально- технической базы общежития;

5. Работа по выявлению случаев нарушения межличностных отношений (оказание морального и физического давления, конфликты).

 

Ожидаемый результат

 

Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;

- Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения,

дезадаптации и нарушения межличностных отношений;

- Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;

- Ремонт помещений и комнат силами обучающихся;

- Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития;

- Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат обучающихся и других помещений общежития.

 

Третий этап (май-июнь) - подготовка к завершению учебного года.

 

Основные задачи:

 

1. Контроль над сохранностью материально-технической базы общежития.

2.Подготовка комнат и других помещений общежития к началу следующего

учебного года.

3. Профилактика девиантного и делинквентного поведения за счет режимных

требований и постоянного контроля со стороны органов самоуправления и

коллектива сотрудников общежития;

4. Организация выезда обучающихся из общежития.

 

Ожидаемый результат:

 

-  Готовность комнат и других помещений общежития к новому учебному году;

- Исключение случаев девиантного и делинквентного поведения;

 

Основные направления программы, обеспечение и ожидаемые результаты.

 

-  Работа по изучению контингента;

- Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии;

- Работа с обучающимися, входящие в «группу риска»;

- Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений;

- Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля;

-Нравственно- эстетическое воспитание;

-Развитие студенческого самоуправления.

 

 

Работа по изучению контингента

 

Цель: изучение личности обучающихся, составление социального паспорта общежития.

1.

Социальный педагог

Психолог

Воспитатели

Мед. работник

Оформление индивидуальных карт

2.

Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями

сентябрь

Воспитатели

Сбор аналитических данных

3.

Анкетирование «Расскажи мне о себе»

сентябрь

Воспитатели

Педагог-психолог

Составление психолого-педагогического портрета

4.

Работа психолога

сентябрь- октябрь

Педагог- психолог

Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии

 

 

 

 

 

 

 

Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии

 

Цель- создание положительного микроклимата в коллективе обучающихся, проживающих в общежитии.

1.

Формирование состава комнат с учётом характеров, интересов и склонностей детей;

сентябрь

воспитатели

Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате;

Недопустимость возникновение конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу

2.

Вечер знакомств

сентябрь

воспитатели

Знакомство обучающихся и воспитателей, создание благоприятного психологического климата

3.

Индивидуальные беседы воспитателей с обучающимися по их проблемам, консультации психолога

В течение года

Психолог

Воспитатели

Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии.

4.

Изучение межличностных отношений

сентябрь

Воспитатели

Предупреждение конфликтных ситуаций

5.

Вовлечение в кружки и секции

сентябрь

Воспитатели

Занятость студентов

 

Работа с обучающимися, входящие в «группу риска»

 

Цель-снижение количества обучающихся «группы риска»

 

Воспитатели

Инспектор ОПДН

Отсутствие случаев давления и вымогательства в общежитии

6.

Профилактическая работа с мед. работником

В течение года

Воспитатели

Мед.работник

Привитие санитарно- гигиенических навыков

 

 

Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений

 

Цель – устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.

1.

Воспитатели

Социальный педагог

Психолог

Зам.директора по ВР

Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня.

2.

Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития

В течение года

Воспитатели

Зам директора по ВР

Отсутствие нарушений правил проживания

3.

Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений

В течение года

Воспитатели

Инспектор ОПДН

Повышение уровня информированности

4.

Общие собрания студентов

ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

Предупреждение нарушения правил проживания

 

Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля

1.

Цель- обучение и привлечение к самообслуживанию, соблюдению санитарного состояния комнат и комнат общего пользования, соблюдение личной гигиены.

Воспитатели

Мед.работник

Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся.

2.

Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования

ежедневно

Воспитатели

Санитарная группа

Соблюдение санитарного состояние комнат

3.

Оформление тематических уголков пропагандирующих ЗОЖ

В течение года

Воспитатели

Ред.коллегия

Повышение уровня информированности

4.

Проведение генеральной уборки и субботников,

еженедельно

Воспитатели

Жилищно-бытовой  сектор

Порядок и чистота в общежитии.

 

Работа, направленная на нравственно- эстетическое воспитание

 

Цель- Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к сотрудникам общежития.

1.

Повышение уровня информированности

Воспитатели

Совет общежития

2.

Проведение диспутов на этические темы

В течение года

Воспитатели

3.

Развитие коммуникативных способностей

Проведение деловых игр, викторин по этикету

В течение года

Воспитатели

4.

Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения

Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурсы «Самая уютная комната» и «Самая новогодняя комната»

ноябрь

декабрь

Воспитатели

Культурно-массовый  сектор

5.

Развитие эстетического вкуса.

Проведение тематических мероприятий по эстетике.

Воспитатели

Совет общежития

 

Работа, направленная на развитие органов самоуправления

 

Цель- формирование и развитие организаторских и лидерских способностей обучающихся, развитие демократических форм управления, способствовать развитию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

1.

Выбор членов Совета общежития

сентябрь

2.

Выборы старост этажей.

сентябрь

Староста этажа

3.

Планирование работы Совета общежития.

сентябрь

Воспитатели

Работа Совета общежития

4.

Проведение заседания Совета общежития

ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

5.

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007

3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006

4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.

5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009

6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.

7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2007. - С. 15-26.

8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.

9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.

10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.

11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации. Я, в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - N2.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пояснительная записка В общежитии

Пояснительная записка В общежитии

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды

Изучение контингента вновь прибывших ребят; выявление группы риска; выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих

Изучение контингента вновь прибывших ребят; выявление группы риска; выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих

Основные задачи: 1. Контроль над сохранностью материально-технической базы общежития

Основные задачи: 1. Контроль над сохранностью материально-технической базы общежития

Воспитатели Педагог-психолог

Воспитатели Педагог-психолог

Воспитатели Предупреждение конфликтных ситуаций 5

Воспитатели Предупреждение конфликтных ситуаций 5

Инспектор ОПДН Повышение уровня информированности 4

Инспектор ОПДН Повышение уровня информированности 4

Проведение диспутов на этические темы

Проведение диспутов на этические темы

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020