Организация воспитательной работы в объединениях по интересам.
Важной задачей для педагога дополнительного образования является сохранение контингента учащихся в объединении по интересам. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сфер отдельной личности, в системе дополнительного образования детей и молодежи имеются все необходимые условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Содержание и формы работы объединения по интересам могут, при необходимости варьироваться. Но решающим фактором остается субъективное желание педагога к осуществлению воспитательной работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
Педагог как руководитель детского коллектива это:
- профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им объединении по интересам;
- педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком;
- воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребенка;
- лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
На формирование и развитие личности учащегося в объединении по интересам педагог может влиять через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого учащегося объединения по интересам, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый ребенок мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях;
- создание в объединении по интересам органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива. Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда ребята, записавшиеся в объединение по интересам, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой, а следует провести небольшую игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного себе.
Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в объединении по интересам. Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера (старосты). Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем учащимся объединения по интересам. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.
Очень сплачивают коллектив различные формы выездных мероприятий: экскурсия, поход. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. Еще одним способом объединения учащихся объединения по интересам в единый коллектив может стать организация и проведение различных воспитательных мероприятий. Для сплочения ребят, не важно, будет ли это день открытых дверей или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Одним из критериев профессионализма педагога является умелая организация педагогической деятельности по развитию творческих способностей, индивидуальности детей с помощью игры. Игра как деятельность по овладению «умением уметь» помогает ребенку овладеть конкретными умениями и навыками и общими правилами поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, развивает способность к адекватному эмоциональному реагированию.
Воспитательные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками различных видов деятельности.
Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время
Цель внеклассных мероприятий – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. [1,4]
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов «Безопасное колесо» и т.д.
Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях.
Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют еефункции – обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Особенности внеклассного мероприятия
1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.
Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.
Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности. [2]
1.2 Виды внеклассных мероприятий
Понятие о видах внеклассных мероприятий. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.[9]
Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.
Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:
— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;
— в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;
— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;
— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;
— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве.
1.3 Методика организации и проведения внеклассных мероприятий
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.
План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.
Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Материалы и оборудование.
4. Форма проведения.
5. Место проведения.
6. План проведения.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.
Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.
В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.
Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.
Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».
Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).
План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.
Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.
Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения – плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.
При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.
Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.
В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.
1. Организационный момент (0,5-3 мин).
Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.
Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.
Типичная ошибка – игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.
Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).
В первом случае вопросы, во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.
3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).
Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.
Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.
Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.
Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.
Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.
4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).
Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.
Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»
Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.
4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.
Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.
Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.
Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:
1) наличие цели;
2) актуальность и современность темы;
3) его направленность;
4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;
5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.
Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.
Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.
В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам:
1. Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления.
3.Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:
учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;
четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;
тесная связь с другими предметами;
– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
Игра как форма организации досуга
Два наисерьезнейших назначения игры:
как средства обучения и воспитания (форма народной педагогики);
генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).
Игра есть такая форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата, представляет собою индивидуальное или коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым и реализуется любой личностью легко и с удовольствием.
Побудительные мотивы игры:
подражание (ряженые, взрослые и т.д.);
состязание;
пожелание (каравай и т.д.);
воспомоществование (игры на выручку);
самоутверждение (ручеек, интеллектуальные игры, компьютерные игры);
азарт (игры на выигрыш).
Содержание
В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
как условие эффективности воспитания
совместной деятельности педагогов и обучающихся
1.Воспитание в УДО как педагогический компонент социализации.
Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации.
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.
Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Человек с точки зрения процесса социализации может быть рассмотрен как объект (это зависит от заинтересованности общества, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, были законопослушными гражданами, создавали благополучную семью); в то же время, может быть рассмотрен и как субъект процесса социализации - с этой точки зрения, он как субъект усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, т.е. активно участвует в жизненном процессе общества, влияет на самого себя, на свои жизненные обстоятельства.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей, осмысление их значимости. Общение человека неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном этапе. Самопознание личности предполагает становление в человеке "Я" - концепции, которая включает в себя знание себя, оценка себя и отношение к себе.
2.Основные направления воспитательной работы
В соответствии с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» воспитательная работа Центра осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации учащихся :
1. Гражданско-патриотическое
2. Нравственное и духовное воспитание
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
4. Интеллектуальное воспитание
5. Здоровьесберегающее воспитание
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
7. Социокультурное и медиакультурное воспитание
8. Правовое воспитание и культура безопасности
9. Воспитание семейных ценностей
10. Формирование коммуникативной культуры
11. Экологическое воспитание
1). Гражданско-патриотическое:
Цель:формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
Задачи патриотического воспитания:
Содержание деятельности:
1. Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся на уроках;
2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.
2). Нравственное и духовное воспитание:
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
· Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
· Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
· Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.
· Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы реализации:
1. Мероприятие, посвященное Дню Матери.
2. Проект «Они защищали Родину»:
· занятие памяти «Златоуст во время великой Отечественной войны»;
· конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным
датам;
· просмотр художественных и документальных фильмов
3). Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
-Цель: формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, организации летнего лагеря труда и отдыха; подготовки к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.
Работа в период каникул является неотъемленной частью системы учебно воспитательного процесса учреждения и строится с учетом разнообразных форм отдыха.
4).. Интеллектуальное воспитание:
Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы реализации:
· учебные занятия;
· доклады и сообщения учащихся;
· участие в НОУ, олимпиадах, конкурсах.
5). Здоровьесберегающее воспитание:
Цели:
1)использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;
2) обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах;
3) обучение ОБЖ.
Задачи:
· Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
· Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации
1 Спортивные праздники и соревнования.
2. Проект «Здоровье и безопасность»
· ознакомление со свойствами организма;
· «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
· «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
· «Мое чудесное тело»;
· «Наши болезни»;
· «Азбука безопасности»;
· трудовая деятельность;
· художественная деятельность;
6). Социокультурное и медиакультурное воспитание:
-Цель:формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм»,
«терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
7). Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Цель: создание условий для проявления учащимися объединения инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
· Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
· Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
· Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
1. Участие в делах объединения.
2. Участие в мероприятиях УДОД.
3. Цикл мероприятий «Спешите делать добро».
4. День матери.
5. Праздник Осени.
6. Новогодний праздник.
7. «А, ну-ка, мальчики!».
8. Праздничный концерт для мам.
9. Итоговое занятие в каждом учебном году.
8). Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
9). Воспитание семейных ценностей:
Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:
· анкетирование родителей;
· индивидуальные беседы;
· проведение консультаций на разнообразные темы;
· оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);
· родительские собрания;
· наглядные формы пропаганды.
Задачи взаимодействия:
· формирование активной педагогической позиции родителей;
· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
· активное участие родителей в воспитании детей.
10). Формирование коммуникативной культуры:
Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
11). Экологическое воспитание:
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
· Расширение знаний по экологии, географии, истории.
· Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
· Расширение знаний об окружающем мире.
· Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
· Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.
· Воспитание патриотизма посредством занятий краеведения.
· Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формы реализации:
1.Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.
2.Участие в делах УДОД.
Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
3. Технология проектирования (конструирования) воспитательного процесса
При решении любой педагогической задачи (тем более при проектировании воспитательного процесса) необходимо соблюдать последовательность и неразрывность триады «анализ, прогноз, проект»
1.Анализ исходных данных должен быть направлен на выяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитанников, воспитателей (педагогов) и характер сложившихся между ними отношений; уровень воспитанности школьников, содержание воспитания, средств и условий, в которых воспитательный процесс осуществляется.
2. Задача педагога на этапе прогнозирования (целеполагания) – поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: каков коллектив, на который направляется педагогическое воздействие; какие потребности и интересы учащихся актуализируются на данном этапе; каков уровень развития воспитанников по данному направлению; что необходимо достигнуть в результате осуществления дела; какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированный результат?
3.Исходя из сформулированной цели и поставленных задач, осуществляется разработкапроекта воспитательного дела. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария.
4. Этапы проектирования воспитательного дела.
В любом ВД выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей);
2) планирование;
3) организация дела;
4) осуществление дела;
5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов).
На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.
Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.
1. Целеполагание – этап анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей. На этом этапе педагог должен чётко представить особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении, соответствующем предполагаемой направленности ВД, а также ориентиры, признаки желаемого результата, средства его достижения. Для этого анализируются недостатки, выявленные практикой воспитательной работы в прошлом.
Технологические требования к этапу целеполагания.
Технологические требования: - следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности; - воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для выполнения.
3. Этап организации связан с подготовкой дела.
Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач: - ясное определение цели (чего необходимо достичь?); - точное определение задач для каждого воспитанника (какие действий помогут этого достичь?); - подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?) - установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?) - распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении (кто за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?); - инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?). Основные рекомендации для этого этапа: - чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела; - каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям; - помните, что школьники не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех; - приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.
4. На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов: - педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария. - педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. - педагог следит за четким решением организационных вопросов.
5. Подведение итогов дела может происходить как коллективное обсуждение или как индивидуальный педагогический анализ.
5.Анализ воспитательного дела.
Целесообразно придерживаться следующей схемы анализа воспитательного дела:
____________________
Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-69 http://si-sv.com/publ/4-1-0-69
6. Воспитательная работа внутри детских творческих объединений.
Цель воспитательной работы в объединении – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.
задачи:
·
Функции педагога дополнительного образования как воспитателя:
1. Воздействие педагога на ученика:
2. Создание воспитывающей среды:
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
7. Планирование воспитательной работы в детском объединении.
В широком смысле слово планирование - процесс определения целей и задач воспитательной работы и средств их решения. Планирование - ядро воспитания как целенаправленной деятельности, это область творчества учителя-воспитателя.
Планирование позволяет педагогу:
• четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
• предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся,
состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие
условия;
• целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные
формы воспитательной работы;
• проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя
поступательное движение в развитии коллектива и личности
каждого учащегося;
• видеть перспективы собственного самосовершенствования - общечеловеческого
и педагогического.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; вызовы для участия в них.
Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
8. Структура плана воспитательной работы в детском объединении.
· План – это документ, в котором в определенной последовательности в изложении воспитательной работы со школьниками на конкретный период раскрываются ее цель, содержание, объем, методы, этапы, место и сроки выполнения. В плане указывается не только общий замысел воспитательной работы, но и предусматривается ее ход и развитие.
· Составлению плана воспитательной работы предшествует изучение детского коллектива, отдельных учащихся и знакомство с учрежденческим планом воспитательной работы. В плане педагога в единстве отражаются комплексный, деятельностный и личностный подходы, принятые в теории педагогики. В соответствии с основными объектами воспитания – коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности.
В плане целесообразно выделять три раздела:
Содержание разделов плана ВР
Дела (работа) в объединении – педагог планирует мероприятия, которые будет проводить в объединении.
Дела (работа) в ЦДОД –
Работа с родителями –
На основе перспективного плана воспитательной работы на весь учебный год составляют подробный план работы на более короткий срок: на четверть, месяц, неделю.
Направления ВР Цели |
Формы занятий Сроки Возраст обучающихся |
Планируемые результаты |
Содержание |
Виды деятельности: обучение, труд, игра, творчество, общение. ДЕТИ |
Ответственные исполнители |
9. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕСЯЦ
Приступая к составлению плана воспитательной работы педагога на месяц, необходимо учитывать:
· опора на нормативно-правовую базу
· специфику учреждения дополнительного образования;
· возраст участников детского коллектива;
· уровень их образованности и воспитанности;
· пожелания детей и родителей;
· направления года.
План воспитательной работы на месяц составляется на основе источников планирования, которыми в УДОД являются:
· программа деятельности УДОД на текущий учебный год;
· образовательная программа педагога.
· план работы объединения по программе «Каникулы».
· план организации досуга в объединении.
· материалы совещаний при директоре и заместителях директора.
В предлагаемую форму плана вносятся различные виды деятельности учащихся (экскурсии, выставки праздники и т.п.) с точным указанием даты, места и времени проведения. Необходимо сделать заявку на помещение (кафе, зал и т.п.), в котором будет проводиться праздник, и услуги технического персонала.
Отдельно планируется учебно-методическая работа (открытые занятия, взаимопосещения и т.п.), с указанием точной даты, времени, места проведения, названия и вида мероприятия, цели его проведения.
10. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Образовательный процесс в этот период претерпевает некоторые изменения. Больше внимания уделяется выездным, практическим занятиям, досуговым формам работы, концертной деятельности, максимально активизируется экскурсионная работа.
С этой целью в Центре функционирует сквозная воспитательная программа «МЫ».
Как же следует планировать учебное время в каникулы? Если в образовательной программе предусмотрены часы на реализацию программы «Каникулы», то за основу следует брать «План работы объединения в каникулы».
Обратимся к некоторым внутренним «стандартам» мероприятий этой программы:
· время проведения праздника - 3 часа (если Вы сами участвуете в его подготовке и проведении) и 2 часа (если дети коллектива участвуют только как зрители);
· время выездных занятий и экскурсий:
- от 2 до 4 часов (внутригородские),
- от 4 до 8 часов (загородные).
К примеру, Ваша недельная нагрузка - 18 учебный часов, и Вы руководите детским коллективом, состоящим из 5 учебных групп.
В дни осенних каникул можно запланировать:
1.участие коллектива в Недели игры и игрушки на праздниках, соответствующих возрасту детей.
2.проведение внутреннего праздника в коллективе любой тематики с учетом направлений года.
3.проведение выездных занятий по программной тематике.
4.проведение общеразвивающих экскурсий.
5.другие виды деятельности.
Если в Вашей программе предусмотрены дополнительные индивидуальные занятия, их так же следует вносить в план работы.
О датах и времени проведения общих праздников Центра сообщается накануне на совещании при директоре.
Если Вы – педагог-совместитель, или в учебном процессе преобладает форма работы - индивидуальные занятия, то Вам следует проводить занятия по расписанию. В этом случае в бланке «План работы педагога на каникулы» указываются часы работы по расписанию
Форма заполнения
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «КАНИКУЛЫ»
НА 200_-200_ уч.год
ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ |
Кол-во часов |
№ группы и год обучения |
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ |
Кол-во часов |
№ группы и год обучения |
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ |
Кол-во часов |
№ группы и год обучения |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ |
||||||
Итого учебных часов: |
Форма заполнения
Название коллектива _____________________________ Педагог ____________
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА В КОЛЛЕКТИВЕ С УЧЕТОМ НАПРАВЛЕНИЙ ГОДА
Дата |
Мероприятие |
Какие группы принимают участие |
Форма организациии репертуар |
План работы с ученически коллективом
Задачи воспитательной работы |
Основные мероприятия |
Дата
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
11 Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия
как условие эффективности воспитания
совместной деятельности педагогов и обучающихся
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.
Направления ВР Цели |
Форма Сроки Возраст обучающихся |
Планируемые результаты |
Содержание |
Работа с уч-ся |
Работа с родителями |
Работа с педагогами общественностью |
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, — процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
12.Структура организации и проведения воспитательного мероприятия.
Подготовительная часть
Организационная часть
Основная часть
Заключительная часть
Подробное планирование (структура мероприятия)
Название мероприятия |
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
|
Цель |
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения Примеры воспитательных целей
|
Задачи |
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата. Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия
|
Формы, методы и приемы |
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Материал и оборудование |
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Оформление зала |
Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия |
Участники мероприятия |
Педагогическая ценность мероприятия значительно возрастёт, если
в процесс его подготовки будет вовлечено максимально возможное количество
детей и родителей. ребят.
|
Содержание мероприятия |
Композиция мероприятия |
Планируемый результат |
· сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащегося; · проявление индивидуальности каждого воспитанника и педагога в целом; · сформированность коллектива в объединении. |
Анализ мероприятия |
|
http://festival.1september.ru/articles/618015/
13.Формы воспитательной работы с детскими объединениями.
Формы воспитательной работы автор классифицирует на 3 вида ( по Куприянову)
Тип «представление»
Тип «созидание-гуляние»
Тип «путешествие» также три класса:
путешествие- исследование (экскурсия, экспедиция
Формы воспитывающей деятельности (то, во что облекается содержание воспитания).
Могут быть: экскурсия, посиделки, чаепития, игра, конкурсы, развлекательная программа, соревнования, деловая, ролевая игра, тренинг и т.п.
Методы воспитывающей деятельности (каким образом происходит достижение воспитательной цели, как доносим содержание воспитания до детей).
Могут быть: слово, наглядность, стимулирование, упражнения, тренировка, дискуссия, диспут, поиск и т.п.
Педагогический прием в воспитании (интонация, поощрение, эмоциональная отзывчивость, тактильные прикосновения, убеждение, перевод бытовой ситуации в воспитательную и т.д.).
Педагогическая технология:
14.Личностно-ориентированный час общения
как средство развития индивидуальности воспитанника
Наличие у педагога дополнительного образования представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные знания и воспитательные мероприятия и личностно-ориентированного часа общения.
В педагогической науке и практике одной из форм воспитательной работы называется классный час. В системе работы нашего Центра – это час общения. Обратимся к публикациям известных ученых и выделим из них определения этого понятия.
В результате получилось вот такая палитра представлений о классном часе (часе общения):
1). Классный час-это одно из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев)
2). Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова, Н.С. Фандансевич).
3). Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные примеры, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Тиктова).
4). Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.Л. Созонов)
Этот перечень ученых можно продолжить и добавить обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство педагогов–практиков под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Исходя из названных и других определений классного часа, можно выделить характерные черты часа общения:
- во-первых, это форма воспитательной деятельности вне занятий;
- во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, хотя возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности при подготовке и проведении часа общения;
- в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- в-четвертых, это форма общения педагога и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Итак, час общения - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое в свободное от занятий время общение педагога дополнительного образования с воспитанниками объединения с целью содействия формирования коллектива и развитию его членов.
В процессе деятельности по подготовке и проведению часов общения возможно решение следующих педагогических задач:
1) обогащение сознания воспитанников знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
4) содействие становлению и проявлению индивидуальности воспитанника, его творческих способностей;
5) формирование коллектива объединения как благоприятной среды развития и жизнедеятельности воспитанников
Основные компоненты личностно-ориентированного часа общения.
Целевой - целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа жизнедеятельности ребенка.
Содержательный – содержание часа общения является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный - воспитанники объединения являются полноправными организаторами часа общения, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности часа общения выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей воспитанников, комфортность и активность их участия в часе общения.
Алгоритм совместной деятельности педагога и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного часа общения.
1) Составление педагогом совместно с воспитанниками и родителями тематики часов общения на новый учебный год.
2) Уточнение темы личностно-ориентированного часа общения и сбор идей по его подготовке и проведению.
3) Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения часа общения, формирование совета дела, инициативной группы, творческой группы (методика И.П.Иванова).
4) Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке часа общения.
5) Составление педагогом совместно с другими организаторами сценарного плана часа общения.
6). Проведение часа общения.
7). Анализ и оценка результативности часа общения и деятельности по его подготовке и проведению.
Методы и приемы, помогающие педагогу обеспечить субъективную позицию воспитанников и их родителей в составление тематики часов общения.
Анкетирование, беседы, интервью помогут педагогу выяснить мнение воспитанников и родителей по следующим вопросам:
· Что следует в первую очередь обсудить в нашем объединении?
· На какой вопрос вы хотите получить ответ на часе общения?
· Какая тема часа общения будет интересной для большинства кружковцев?
· Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?
2. Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис».
За определенное время завершить такие фразы:
- Самая главная проблема в нашем объединение – это ….
- Больше всего меня волнует проблема …
- Я считаю, что в нашем объединение надо обязательно обсудить такую проблему, как…
3. Составление цветограммы «Почва». На доске или ватмане мелками или маркером зеленого, желтого и красного цвета условно изображается три слоя почвы.
Воспитанникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зелёный) слой с целью подкормки вносится то, что надо в объединение в первую очередь; в средний (желтый) – то, что следует обсудить во вторую очередь; нижний (красный) - то, что можно обсудить еще позже.
4. Журнал - эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел».
Воспитанники вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а педагог анализирует полученную таким образом информацию использует ее при составлении плана.
Литература:
Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях
Концепция духовно-нравственного воспитания
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Д.п. http://festival.1september.ru/articles/618015/
Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-69 http://si-sv.com/publ/4-1-0-69
н., проф. Зарецкая И.И.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва
«Воспитание как управление процессом социализации личности»
Иванова Ольга Ивановна – заместитель директора
по воспитательной работе БОУ ДОД г.Омска ЦДТ «Созвездие»
Воспитание в УДО как педагогический компонент социализации.
Климова Светлана Вячеславовна, методист по УВР 1 квалификационной категории «Воспитательная работа педагога дополнительного образования» г Златоуст
Б.В. Куприянов «Социальное воспитание в учреждениях
дополнительного образования детей
(попытка обоснования концепции)»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.