Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс
Оценка 4.8

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство
Взрослым
31.01.2017
Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс
Данная воспитательная программа даст возможность классному руководителю выстроить работу по формированию самостоятельных, активных, творческих, толерантных, одним словом, - всесторонне развитых личностей. Программа содержит восемь разделов, содержащих как подробное описание, так и примерные тематические часы, школьные собрания, инструктажи, сценарии игр и другое.
Воспитательная программа.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 им. Пенькова М.И.   _________________________________________________________________________ ПРОГРАММА воспитательной работы на второй ступени обучения (5­7 классы) «Сплочённость – путь к успеху» Срок реализации программы – 3 года Составитель: классный руководитель  Лушникова Юлия Сергеевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Благополучие   страны,   ее   будущее   в   немалой   степени   зависит   от сегодняшних школьников. Имея в виду молодых людей, неудачно стартовавших в самостоятельную жизнь, мы вправе говорить не только о моральных потерях, но и об огромных экономических издержках, цену которых трудно измерит. Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной   многогранности,   в   постоянном   взаимодействии   управляемого   и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия   со   стороны   школы,   семьи,   сверстников,   средств   массовой информации. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательной работы в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании.   Невозможно   говорить   о   функциях,   содержании   деятельности классного   руководителя   вне   конкретной   воспитательной   системы   школы. Воспитание   должно   выступать   не   как   пассивное   усвоение   воспитанниками передаваемого   воспитателями   опыта,   не   как   активная   деятельность воспитанников,   организуемая   воспитателями,   не   как   активная   деятельность воспитанников   без   воспитателей,   а   как   общая   творческая   бескорыстная   и самоотверженная забота членов общества во всестороннем развитии личности каждого   из   них   в   процессе   познания   и   преобразования   окружающей деятельности.  Воспитательная   работа   в   классе   –   организация   жизнедеятельности   и воспитания членов классного сообщества, представляющая собой целостную и упорядоченную   совокупность   взаимодействующих   компонентов   и содействующая   развитию   личности   в   коллективе.   Это   достаточно   сложное социально­педагогическое   явление,   состоящее   из   большого   количества элементов.  Целостность,   целенаправленность   и   эффективность   воспитательной работы   класса   на   второй   ступени   обучения   могут   обеспечить   только объединенные   усилия   всех   участников   образовательного   процесса: администрации   школы,   классного   руководителя,   психолога,   учителей­ предметников, педагогов дополнительного образования, самих обучающихся и их родителей, а также представителей общественности. Одной из важнейших задач воспитательной работы в 5­7 классах является сплочение   класса   в   единый,   дружный   коллектив,   повышение   уровня воспитанности   и   культуры   поведения   учащихся,   повышение дисциплинированности,   в   результате   чего   мы   должны   получить   успешную личность. Программа воспитательной работы «Лестница успеха», рассчитанная на 3 года   (5,   6,   7   класс),   предполагает   работу   в   классе,   направленную   на формирование самоопределения ребёнка, осознание его собственного «Я» и его роли в коллективе, развитие необходимых и преодоление чуждых личностных отношений к окружающей жизни, к самому себе.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  Основная цель программы «Сплочённость – путь к успеху» –  воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина,  просвещенного, культурного человека, способного к постоянному  жизненному самосовершенствованию. Реализация цели достигается в процессе решения следующих задач: 1. Способствовать   формированию     осознания   оказывать   помощь   обучающимся   в самосознания, собственного   «я», самоопределении и самореализации. 2. Способствовать   проявлению   и   реализации   творческого   потенциала каждого обучающегося. 3. Способствовать нравственному самосовершенствованию,   самооценке,   пониманию   смысла   своей жизни, индивидуально­ответственному поведению обучающихся. духовному     развитию,   4. Приобщать   обучающихся   к   общечеловеческим   ценностям, способствовать   формированию   у   них   основ   культуры   и   общения, умений построения межличностных отношений. 5. Способствовать   осознанию   ценности   других   людей,   ценности человеческой   жизни,   нетерпимость   к   действиям   и   влияниям, представляющим   угрозу   жизни,   физическому   и   нравственному здоровью,   умение   им противостоять.   духовной   безопасности   личности, 6. Способствовать   формированию   готовности   мириться   с   чужим мнением, отказу от доминирования, причинения насилия. 7. Способствовать   формированию   гражданского   самосознания,   заботы   о   благосостоянии развивать   чувства   патриотизма, многонационального российского народа. 8. Способствовать   формированию   мотивации   к   активному   и ответственному участию в общественной жизни класса и школы. 9. Способствовать   формированию   воспитательного   пространства,   в котором родители принимают активное участие. Программа направлена на:  освоение   обучающимися   социального   опыта,   основных   социальных   ролей деятельности возраста 11­13 лет, норм и правил социального общежития в рамках школьного коллектива;  формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового   и  безопасного   образа   жизни   с  целью   сохранения   и   укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;  формирование экологической культуры обучающихся;  формирование способности к принятию чужого мнения, опыта, критики. Для решения поставленных задач в программе предусмотрена работа по 8 основным   направлениям,   которые   соответствуют   новому   закону   «Об образовании»:   «Патриотизм.   Гражданственность»,     «Нравственность   и духовность»,   «Труд   и   творчество»   ,   «Интеллект»,   «Здоровье   и   экология», «Культура», «Семья», «Профориентация». Воспитательная деятельность по данным направлениям осуществляется на следующих уровнях: I. II. III. Классные мероприятия. Общешкольные мероприятия. Городские и массовые мероприятия. IV.      Участие в школьных, районных и  всероссийских конкурсах, олимпиадах,  конференциях НАУЧНО­ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Данная программа базируется на принципах гуманистического, личностно­ ориентированного   и   системно­деятельностного   подходов   в   воспитании,   на возрастных особенностях обучающихся 5­7 классов, а также в соответствии с требованиями   федерального   государственного   образовательного   стандарта основного общего образования. Гуманистический   характер   воспитания   и   образования   предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии, а также во внеурочное время. Система внеклассной работы, нацелена на развитие личности   каждого   ребенка   и   обеспечивает   его   разнообразные   потребности. Системный   подход   к   воспитанию   реализуется   через   связь   внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование   активной   жизненной   позиции   обучающегося,   приучает   его   к анализу   и   самоанализу,   контролю   и   самоконтролю.   Важной   частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление школьных традиций.   Системный   и   деятельный   подход   к   воспитанию   диктует необходимость   выйти   за   рамки   класса,   активно   участвовать   в   школьных, районных, городских мероприятиях. Школа должна обеспечить каждому ребенку помощь в решении задач в пяти основных сферах деятельности: 1) познавательная (учёба, информация, знания); 2) практическая (трудовое воспитание, умения, навыки); 3) игровая (игровая активность, реализация творческих и природных  возможностей и способностей); 4) физкультурно­оздоровительная (реализация физических возможностей); 5) культура личности (познание себя, людей, взаимодействие с ними). Таким   образом,   воспитание   строится   с   опорой   на   следующие   виды деятельности:  познавательную;  игровую;  спортивную;  творческую;  коммуникативную;  досуговую;  общественно­организаторскую;  профориентационную. Воспитательная работа в классе охватывает весь педагогический процесс: учебные   занятия,   внеурочную   жизнь   детей,   разнообразную   деятельность   и общение   за   пределами   школы,   в   социуме,   влияние   социальной,   природной, предметно­эстетической среды. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В   результате   реализации   программы   у   каждого   выпускника   школы   в достаточной мере должны быть развиты: – личностные качества; – нравственные нормы поведения; – культура общения в коллективе; – потребность в труде; – способность к профессиональной деятельности; – способность рационально организовывать деятельность; – способность к сотрудничеству; – сформированность познавательных навыков. Ведущими   качествами   личности   обучающегося,   переходящего   на следующую ступень (8­9 класс),  должны стать: 1. Личностные качества: ­ сознательная дисциплинированность, обязательность; ­ внутренняя свобода, независимость; ­ стойкость, умение переносить трудности; ­ решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх; ­ порядочность, честность, правдивость; ­ раскованность; ­ развитое чувство достоинства (самоуважение); ­ стремление к преодолению собственной ограниченности. 2. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:                                 ­ сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье; ­ наличие жизненных планов; ­ понимание жизненной целеустремленности;       ­ осмысление себя как части социума. 3. Мировоззрение: ­ знание современной научной картины мира; ­ понимание и принятие философии прав и свобод человека; ­ патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание её процветания); ­ правовая и политическая культура; ­ жизненный социальный оптимизм; ­ способность сделать правильный нравственный, социальный, политический  выбор. 4. Интеллектуальное развитие: ­ информационный кругозор; ­ потребность применять знания на практике; ­ умение обобщать, анализировать, делать выводы; ­ критичность (ничего не принимать на веру); ­ гибкое мышление, свободное от догматизма; ­ стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию; ­ умение ориентироваться в справочной, художественной, научной     литературе; ­ умение и желание организовать себя; ­ умение заниматься самообразованием. 5.  Отношение к труду, деятельности, обязанностям: ­ добросовестность; ­ старательность; ­ настойчивость; ­ предприимчивость, самостоятельность; ­ творческий подход к работе. 6.   Отношение к окружающим: ­ гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей; ­ бескорыстная забота о других; ­ интерес к людям, общительность; ­ доброжелательность, склонность к сотрудничеству; ­ толерантность; ­ умение постоять за себя. 7. Человек – творец самого себя: ­ объективная самооценка, умение видеть свои недостатки; ­ умение отстаивать свои интересы, верить  в себя и в свою уникальность, в  своё предназначение; ­ стремление к саморазвитию. 8. Культура поведения:  ­ умение жить вместе с другими; ­ умение контролировать себя; ­ сдержанность, тактичность; ­ чувство меры в общении; ­ умение соблюдать дистанцию; ­ умение приветствовать; ­ культура речи. 9. Здоровый образ жизни: ­ отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной  ценности; ­ знание механизмов и способов поддержания здоровья; ­ стремление к физическому совершенствованию; ­ отсутствие вредных привычек; ­ знание и владение приёмами и способами оздоровления  организма. 10.  Семья: ­ уважительное отношение к женщине/девушке, мужчине/юноше; ­ осознание и принятие главенствующей роли родителей в семье. 11.  Эстетическая культура: ­ наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса; ­ умение отличать прекрасное в природе, искусстве, жизни, труде, общении,  обучении; ­ наличие развитого творческого начала; ­ наличие умения рисовать, петь, танцевать; ­ наличие чувства эстетической меры; ­ наличие умения одеваться со вкусом, организовывать быт. 12.  Отношение к природе: ­ готовность охранять и защищать природу; ­ бережное отношение к окружающей среде; ­ воплощение в своей практической жизни идеи о возобновлении природы. Эффективность программы будет оцениваться по критериям посредством:  проведения заседаний МО классных руководителей, семинаров;  создания методической копилки опыта;  контроля за организацией учебно­воспитательного процесса;  диагностики   уровня   сформированности   у   обучающихся   основных компетентностей. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Программа   воспитательной   работы     «Сплочённость   –   путь   к   успеху» включает   в   себя   8   разделов,   соответствующих   основным   направлениям воспитательной   работы школы,  основывающихся  на федеральном законе «Об образовании»   №273   от   29.12.2012г.:   «Нравственность   и   духовность», «Патриотизм. Гражданственность. Право», «Интеллект», «Здоровье», «Досуг», «Семья»,   «Формирование   социо­   и   медиакультуры.   Коммуникативность», «Профориентация». № Направление 1 Нравственность   и духовность Цель работы классного руководителя Помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила 2 Патриотизм Формировать обучающихся   у Задачи 1. Формировать   у   обучающихся   отношение   к толерантное   окружающим людям. 2. Формировать   у   обучающихся ценности осознание человеческой жизни.   1. Формировать   у   обучающихся культуру, правовую Гражданственность соответствующие знания о праве, об отношениях   между личностью   и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора   поведения и   ответственности за него. свободное   и   ответственное самоопределение   в   сфере правовых   отношений   с обществом. 2. Формировать гуманистическое мировоззрение, осознание своих   прав   и   прав   других людей.   3. Формировать чувство патриотизма   и   любви   к стране, в которой живёшь.   3 Интеллект 4 Здоровье экология   и 1. Определить   круг   реальных возможностей его учебных каждого   ученика, ближайшую зону развития.       2. Создать условия для продвижения   обучающихся   в интеллектуальном развитии.   3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.   Оказывать   помощь обучающимся   в развитии способности действовать целесообразно, мыслить и рационально эффекпопозитивно ,   проявлять   свои интеллектуальные умения в окружающей среде     Использовать педагогические технологии   методические приемы демонстрации обучающимся значимости     1. Знакомить   обучающихся   с опытом   и   традициями предыдущих   поколений   по сохранению здоровья нации. 2. Формировать   у   обучающихся культуру   сохранения   и совершенствования общественного здоровья. и для их и для   физического психического здоровья   будущего самоутверждения 5 Досуг Создавать   условия для   проявления обучающимися класса   инициативы и самостоятельности ,   ответственности, и искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, развивать   интерес к внеклассной деятельности       1. Создать условия для равного проявления   обучающимися своей   индивидуальности   во внеурочной деятельности. 2. Использовать   нестандартные творческие формы внеклассной   деятельности   с учетом возрастных особенностей обучающихся.     3. Изучать   индивидуальные интересы   и   потребности обучающихся   во   внеурочной деятельности. 4. Консультировать обучающихся   в   выборе кружков,   секций, обществ.   клубов,   5. Постоянно   демонстрировать результаты, достижения, способности   обучающихся   в деятельности досуговой родителям, педагогам, сверстникам.     6. Развивать   способность адекватно   оценивать   свои результаты быть справедливым   к   чужим достижениям. и     7. Развивать у учащихся желание действовать коллективно. 6 Семья Максимально сближать  интересы и родителей педагогов   по формированию развитой личности   1. Организовывать   совместное проведение   досуга   детей   и родителей. 2. Организовывать   психолого­ педагогическое   просвещение родителей   через   систему собраний, родительских тематических   и индивидуальных консультаций, бесед.   3. Создавать   условия   для благоприятного всех взаимодействия учебно­ участников воспитательного   процесса   – педагогов, детей и родителей.     4. Организовать целенаправленное просвещение   родителей   по вопросам   воспитания   детей, использовать активные формы просветительской деятельности. 5. Создать   благоприятную атмосферу   общения, направленную на преодоление конфликтных   ситуаций   в процессе воспитания обучающихся   в   системе «учитель   –   ученик   – родители»   7 Профориентация Помочь обучающимся   в выборе своей будущей профессии.     1. Выявить склонности обучающихся   к   какому­либо роду деятельности. 2. Создать   условия благоприятного профессии.     для выбора 8. Культура Расширить   знания 1.   Создать   условия   для детей   о   русской культуре, способствовать духовному развитию обучающихся расширения обучающихся.   кругозора 2.Познакомить   учащихся   с лучшими   образцами   русской культуры.   Создать   благоприятные 3. условия   для   формирования культуры   речи   и   культуры взаимоотношений в социуме. № Направление 2012­2013уч.год  (5 класс) 2013­2014 уч.год  (6 класс) 2014­2015 уч.год  (7 класс) Содержание программы 1. Нравственность и  духовность Сроки Сентябрь Название, форма проведения Тематический классный час «Учимся сотрудничать»  Сроки Октябрь Декабрь Название, форма проведения Тематический классный час «Зеркала самооценки» Тематический классный час «Азбука общения» Сроки Сентябрь Октябрь Название, форма проведения Тематический классный час «Нужно ли уважать себя?» Тематический классный час «Неформалы: путь к себе или от себя?» Тематический классный час «Настоящий друг» Тематический классный час «Что такое толерантность?» Тематический классный час «Привычки – Январь Март Май Час общения «Этот сложный взрослый мир» Февраль Тематический классный час «В единстве наша сила» Тематический классный час «Легко ли быть Январь Февраль 2. Патриотизм.  Гражданственность.   Право хорошие и плохие» милосердным?» Апрель Сентябрь Сентябрь Ноябрь Тематический классный час «Не сотвори себе кумира» Школьная торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Тематический классный   час, посвященный    и Школьное классное собрание «Школа –   наш   общий дом».   Работа актива   класса (перевыборы   при необходимости) Тематический  классный час     « Единство –  это сила»  Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь­ октябрь Октябрь Тематический  классный час  Январь Школьная торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Тематический классный   час, посвященный    и Школьное классное собрание «Школа –   наш   общий дом».   Работа актива   класса (перевыборы   при необходимости) Тематический  классный час  «Мои права и  обязанности как гражданина РФ» Тематический  классный час  «День матери­ казачки» Тематический  классный час  Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Школьная  торжественная  линейка,  посвященная Дню  знаний.  Тематический  классный час  «Ростовской  области – 75 лет» Школьное и классное   собрание «Школа   –   наш общий   дом».   Выбор актива класса, распределение обязанностей.     Тематический классный час «Устав школы   и   правила поведения» Оформление классного   уголка. Участие   в   конкурсе классных стендов. Тематический  классный час «Герои земли  Русской» Тематический  классный час ко  Дню матери КТД «Военный  орден в твоей  семье» Тематический  классный час «На  страже Родины» Классный конкурс  рисунков на тему  «Нет войне!» Классная  акция  «Георгиевская  ленточка» Участие в  школьном КТД  «Конкурс  патриотической  песни» Инструктажи   по ПДД,   РЗ   №148,   РФ   поведению №120, при   ЧС, в общественных   «Великая  Виктория» Классное КТД  «Полоса  препятствий» Февраль Тематический  классный час  «Афганистан» Час общения  «Лента ордена  славы Февраль Апрель Классная акция  «Георгиевская  ленточка» Май Ноябрь Январь Февраль Апрель Май Май В течение года  В течение года  Инструктажи   по ПДД,   РЗ   №148, РФ   №120, поведению   при ЧС, в   «Незримые  хранители  Кремля» Классный   час посвященные освобождению   г. Миллерово   от немецко­ фашистских захватчиков. Участие в  школьном КТД  « А ну­ка,  мальчики!» Тематический  классный час  «У войны не  женское лицо» Час общения  «Прививка от  нацизма» Классная акция  «Георгиевская  ленточка» Школьное КТД  «Конкурс  патриотической песни» Инструктажи   по ПДД,   РЗ   №148, РФ   №120, поведению   при ЧС, в   Январь Февраль Март Апрель Май Май В течение года местах. 3. Интеллект Конкурс эрудитов Октябрь общественных местах. Круглый стол  «По следам  открытий» Октябрь общественных местах. Тестирование  «Уровень IQ» Сентябрь Ноябрь­декабрь Участие во  Ноябрь­декабрь Участие во  Ноябрь­декабрь Весь период Февраль Март Всероссийских  предметных  Олимпиадах  «Медвежонок»,  «Кенгуру»., Участие в  международных предметных  олимпиадах Участие в  Дистанционной  олимпиаде  «ЁЖ» Интеллектуальн ая игра «В  царстве  смекалки» Классное КТД  «Битва  эрудитов» День здоровья  Участие в  школьном  Апрель Сентябрь Октябрь Январь Февраль Апрель Апрель Сентябрь Октябрь Участие во  Всероссийских  предметных  Олимпиадах  «Медвежонок»,  «Кенгуру».,  Классное КТД  «Умники и  умницы» Декабрь Всероссийских  предметных  Олимпиадах  «Медвежонок»,  «Кенгуру»., Ток­шоу  «Спасите  русский язык!» Интеллектуальная  игра «В царстве  смекалки» Март 4. Здоровье и экология День здоровья Час общения  «Экстремальная  Сентябрь Октябрь Классное КТД  «Умники и  умницы» Ознакомительна я экскурсия к  историческому  музейному  комплексу  «Танаис» Анкетирование  «Интеллект» День здоровья  Тематический  классный ас ситуация» Классная акция  «Подари птице  дом!» Участие в  конкурсе  агитбригад «Мы –  за здоровый образ  жизни!» Классный конкурс  рисунков «Чистая  страна» Декабрь Январь Февраль конкурсе  рисунков Мы –  за ЗОЖ!» Классная акция  пропаганды  ЗОЖ среди  младших  школьников Участие в  школьных  соревнованиях  по баскетболу Час общения  «Чрезвычайные  ситуации» Ноябрь Декабрь Январь Классное КТД  «Вперед,  мальчишки!» Февраль «Оружием  знания – против наркомании» Тематический  классный час по экологии  «Будущее  рождается  сегодня» Тематическая  беседа ко Дню  борьбы со  СПИДом Ноябрь Декабрь Февраль Март Участие в  конкурсе  агитбригад «Мы – за здоровый  образ жизни!» Тематический  классный час  «Здоровые дети  – здоровая  нация» Апрель­май Участие в  школьной акции  «Чистый  школьный двор» Участие в  школьном Дне  здоровья Апрель­май Участие в  Май Участие в  Май 5. Досуг Сентябрь Октябрь Тематический  классный час  «Мир моих  увлечений» Экскурсионная  поездка «По  местам казачьей  истории»  (Новочеркасск­ Старочеркасск)  Классное КТД  «День  именинника» Участие в  Новогодней ёлке  (инсценировка) Весь период Декабрь Январь Тематический  классный час  «Пришла Коляда – отворяй ворота» школьной акции «Чистый  школьный двор» Тематический  классный  час  «Что такое  хобби?» Прогулка на  роликах в  городском  парке Экскурсионная  поездка по  шолоховским  местам Классное КТД  «День  именинника» Участие в  новогодней ёлке (инсценировка) Поездка на  Кремлёвскую  ёлку в г.  Москву Ролевая игра  «Водою и  духом» (о  традициях  Сентябрь Октябрь школьной акции Чистый  школьный двор» Октябрь Классное КТД  Конкурс  «Песня – душа  народа» Ноябрь «День  именинника» Весь период Весь период Декабрь Январь Январь Декабрь Январь Февраль Участие в  Новогодней  ёлке  (музыкальное  попурри) Поездка на  Кремлёвскую  ёлку в г.  Москву Участие в  городском  празднике  проводов 6. Семья Классное КТД  «Для вас,  девчонки!» Экскурсионная  поездка в город­ герой Волгоград Март Май Поход на природу Май праздника  Крещение) Посещение  кинотеатра Поход на  концерт  оркестра  духовых  инструментов Тематический  классный  час  «Что в имени  тебе моём?» Весь период Апрель Май Совместные  встречи детей и  родителей Общешкольное  родительское  собрание Тематический  классный час  «Азбука общения» Сентябрь,  январь, апрель Общешкольное  родительское  собрание Сентябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Классное КТД  «Жемчужины  русских  промыслов» Классное КТД  совместно с  родителями  «Новогодние  посиделки» Родительское  Январь русской зимы Свободный  классный час  «Этот сильный  слабый пол» Классный  конкурс  юмористически х  четверостиший Выездной  классный час  «Что такое  иппотерапия?»  (Поездка в  конюшню) Общешкольное  родительское  собрание Классная акция  « Древо семьи» Март Апрель Май Сентябрь Октябрь­ ноябрь Январь Интеллектуальн ая игра «Брейн­ ринг» между  учащимися и  родителями собрание  «Влияние   психологического  климата в семье на качество знаний  учащихся» Классное КТД  «Военный орден в  твоей семье» Февраль 7. Формирование социо­ и медиакультуры. Коммуникативность Тематический  классный час  «Учимся быть  культурными» Октябрь Тематический  классный час «  Почему мы так  говорим?» Тематический  классный час «Как Ноябрь Декабрь Февраль Классное КТД  «Подарок  маме» Март Май Сентябрь Апрель Май Сентябрь Коллективный  поход на  природу Итоговое  родительское  собрание Тематический  классный час  «Культура речи  в школе и дома» Родительское  собрание «Роль  семейных  традиций в  становлении  личности  ребёнка» Участие в акции ко Дню Победы  «Бессмертный  полк» Тематический  классный час  «Важней всего  погода в  классе» ( о  культуре  поведения) Тематический  классный  час  Ноябрь Классное КТД  «Культурные  Ноябрь празднуют Новый  год в разных  странах мира» Февраль Апрель Май Октябрь Библиотечный  классный  час  «Культура  общения» Поэтический   классный  час  «Мир строк» Тематический  классный час  «Основатели  русской  письменности –  Кирилл и  Мефодий» Тематическая  беседа «Вот и  стали мы на год  взрослей» «Эрмитаж –  культурное  достояние  России» Классное КТД с элементами  игры «Чудеса  России» Тематический  классный час  «Культура  общения:  сотовый  телефон» Тематический  классный час  «2014 – год  культуры в  России» Час общения о  проблемах  взаимоотношен ий «Мальчик с  девочкой  дружил» Январь Февраль Март Май Тематический  Ноябрь традиции  донского  казачества» Тематический  классный  час  «Петербург –  культурная  столица  России» Январь Март Май Классное КТД  «Конкурс  чтецов» (к году  литературы в  России) Классное КТД  «Путешествие в царство русских фамилий» Анкетирование  и опросы на  тему выбора  профессии Встречи с  Сентябрь,  апрель Ноябрь,  8. Профориентация Декабрь Участие в  школьной акции  «Профориентация » Тематический  классный час  «Мир профессий» Февраль классный час  «Профессии  нужны разные» Классное КТД  совместно с  родителями  «Мой папа ­  ….» Январь Март Встреча  учащихся с  представителям и различных  профессий Час общения  «Этот сложный  взрослый мир» Май представителям и различных  профессий Классное КТД  «Интересная  профессия» февраль Январь Март Час общения  «Где и когда  можно  заработать?» Май Тематический  классный  час  «Личный  профессиональн ый план» КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Уровень проявления Фактически (%) Планиру емый  (%) На конец 2012­ 2013 уч.г. На конец  2013­2014  уч.г. На конец 2014­2015  уч.г.                   90 60           Средний                   90 90 75 95 80  удовлет ворител ьно Высокий Высокий  95 50 90 50 70 60   60 № Показатели по направлениям работы Нравственность 1 2 3 Доля обучающихся,  посещающих классные  часы Самочувствие  воспитанников в школе  (диагностика) Уровень воспитанности  несовершеннолетних  (диагностика) Патриотизм.  Гражданственность 1 2 3 Доля обучающихся,  посещающих классные  часы Доля обучающихся,  принимающих участие в  школьном и классном  самоуправлении Доля обучающихся,  принимающих участие в  мероприятиях школьного  уровня 50 50 50 Доля обучающихся,  принимающих участие в  мероприятиях городского  уровня Доля обучающихся,  состоящих на различных  видах профилактического  учета: а) ВШУ б) ОПДН 0 0 0 1 0 0 Уровень подготовленности обучающихся к жизни  (диагностика) Высокий Средний  Средний 4 5 6 Интеллект 1 2 3 4 Доля обучающихся,  владеющих ИКТ Доля обучающихся,  систематически  пользующихся услугами  школьной библиотеки Доля обучающихся,  принимающих участие в  школьных конкурсах и  олимпиадах по предметам Доля обучающихся,  принимающих участие в  конкурсах и олимпиадах  по предметам на  городском уровне 5 Доля обучающихся,  принимающих участие в  школьной научно­ исследовательской  100 100 90 100  100              100             50 45 25 25 10 0 50 10                    0 конференции  Доля обучающихся,  принимающих участие в  научно­исследовательских конкурс на Всероссийском уровне  Доля обучающихся,  принимающих участие в  школьных и городских  интеллектуальных   конкурсах. 6 8 25 0 0 30 10 10 Здоровье 1 2 3 4 5 Доля обучающихся,  посещающих классные  часы Доля обучающихся,  принимающих участие в  классных и школьных  мероприятиях Доля обучающихся,  принимающих участие в  мероприятиях городского  уровня Доля обучающихся,  имеющих спортивные  достижения Доля обучающихся,  охваченных  организованным питанием 95 90 100 100 100 100 50 50 15 90 5 90 50 5 90 Досуг 1 2 3 4 Уровень развития  классного коллектива  (диагностика) Доля обучающихся,  принимающих участие в  классных и школьных  мероприятиях Доля обучающихся,  принимающих участие в  мероприятиях городского  уровня Доля обучающихся,  занятых в различных  кружках и секциях во  внеурочное время Семья Доля родителей,  систематически  посещающих классные и  общешкольные  родительские собрания Доля родителей  удовлетворенных учебно­ воспитательным  процессом школы Доля родителей,  принимающих активное  участие в классных и  школьных мероприятиях 1 2 3 Профориентация Высокий Высокий  Высокий 90 90 50 40 80 70 90 90 95 95 25 25 90 40 75 90 95 25 1 Доля обучающихся,  95 95 посещающих классные часы 2 3 Доля обучающихся,  определившихся в выборе  своей будущей профессии Доля обучающихся,  посещающих занятия  школы «Эрудит» 100 15 100 0 95 25 0 ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ п/п Мероприятия Дата Ответственные Анкетирование с Сентябрь Лушникова Ю.С. целью выявления одаренных детей. Олемская Н.Г. Привлечение В течение года Лушникова Ю.С. одаренных детей к участию в общешкольных мероприятиях. Участие одаренных В течение года Лушникова Ю.С. детей в городских и районных мероприятиях. Организация В течение года Лушникова Ю.С. и проведение  Всероссийской  Интернет олимпиады по предметам.  Организация Май Лушникова Ю.С. творческих отчетов одаренных детей Учителя­ Предметники ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА. п/п Мероприятие Сроки 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Обследование неблагополучных Октябрь семей Анкетирование учащихся с целью Октябрь определения отношения учащихся к группе риска Встречи с работниками ФАП 1 раз в месяц Тематические родительские 1 раз в четверть собрания Рейды по борьбе с курением Постоянно Индивидуальная работа с Постоянно трудными детьми Беседы о ЗОЖ на классных часа. 1 раз в месяц Привлечение детей группы риска к Постоянно участию в общешкольных мероприятиях 9. Методическая работа с классными Постоянно руководителями по профилактической работе с детьми группы  риска. 10. Встречи с работниками 1 раз в четверть правоохранительных_органов 11. Беседы о предупреждении ЧП на 1 раз в четверть каникулах 12. Оформление стенда « Подростку о Сентябрь законе» 13. Беседы о поведении школьников в Постоянно школе и в общественных местах Работа с родителями учащихся.                 Целью данной работы является:          Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с  учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый  дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного  развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную  Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям Основные задачи: 1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности   школы на  основе нормативных документов. 2.       Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги –  родители, родители – родители. 3.       Формирование здорового образа жизни  в семьях. 4.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и  подростков. 5.       Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья.  6.       Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование,  оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);    Актуальность психолого­педагогической работы с родителями            Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит  в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.   Воспитательная функция семьи имеет три аспекта: 1)Формирование мотивационно­ценностной сферы (отношение к людям, к делу,  к себе). 2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.). 3) Формирование эмоционально­волевой сферы.             Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон,  особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и  другое. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско­родительских отношений. Это  связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители  вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия  исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого  человека. Заметно потускнела сюжетно­ролевая игра, так как в семьях, как  правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:  Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае,  если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.   Работу с родителями условно можно разделить на две части: 1)      со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по  повышению педагогической и психологической культуры; 2)      с частью родителей в форме коррекционно ­ развивающих занятий по  формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с  конструктивным взаимодействием в системе родитель­ребёнок Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого­педагогических знаний родителей (лекции, семинары,  индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс (родительские  собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально­ технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские  комитеты). Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение  педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и  семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Традиционные ● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные  конференции ● Индивидуальные консультации  педагога ● Посещения на дому Нетрадиционные ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями  учащихся отводится психолого­педагогическому просвещению. ФОРМЫ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ •  Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить  родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными  вопросами воспитания детей). •  Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы  воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). •  Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление  знаний о воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное  значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции  должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них,  наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских  конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с  обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в  школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических  исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников  конференции с их результатами. Активными участниками конференций  выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций  собственного опыта. Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает  определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. •  Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по  воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических  ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей). •  Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по  предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки  позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием  родителями специфики учебной деятельности). •  Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией,  дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его  проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия  классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог  набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь  разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные  консультации­собеседования с родителями. Готовясь к консультации,  целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут  планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего  контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям  возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в  неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей  профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. •  Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни). •  Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных  педагогической науки опыта воспитания). 1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель:  знакомство с нормативно­правовыми документами о школе, основными  направлениями, задачами, итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух  раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за  определенный период времени. На них выступают директор, его заместители,  отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное  заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с  достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации  положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей. 2) Классные родительские собрания – проводятся четыре­пять раз в год.  Цель: обсуждение задач учебно­воспитательной работы класса, планирование  воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и  школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при  необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно  стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический  кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся,  характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной  деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации  достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об  отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий,  соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому  собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их  достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в  детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать  возрастные особенности учащихся, уровень образованности и  заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед  школой. Рекомендации по проведению родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать  ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:  анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей  учащихся. Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. •  Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает  родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в  год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с  родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и  детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед  родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров  могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и  слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров: 1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. 2. Первые книжки ребенка. 3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? 4. Друзья моего ребенка. 5. Праздники нашей семьи. 6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. 7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? 8. Песни, которые пели и поют наши дети. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других  родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что­то новое,  интересное. •  Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые  хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным  ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских  тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга  возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с  группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать.  Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.  Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который  дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить  эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как  «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские  игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье». •  Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и  формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде  ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами  родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные  позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а  лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских  рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос  была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного   руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать  счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную  жизнь. v Педагогам и родителям на заметку Если: – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; – ребенка высмеивают, он становится замкнутым; – ребенка хвалят, он учится быть благородным; – ребенка поддерживают, он учится ценить себя; – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом  мире. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления  педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в  практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними Социальный паспорт  класса (2014­2015 уч.год) Классный руководитель:  В классе 25 человек, из них: Мальчиков ­ 14 Девочек — 11 Годы рождения: 2000­2002 Отличников — 2 Хорошистов — 7 Троечников — 16  Многодетные семьи Характеристика семьи №  п/п Неполные семьи Малообеспеченные семьи  Дети из семей беженцев и переселенцев: нет.   Детей, входящих в группу «риска», склонных к правонарушениям: нет. Единственные дети в семье: 9 человек. Имеют братьев и сестер: 16 человек.  Национальность: русские. Количество: 25 человек.  Состояние здоровья учащихся:  Имеют хронические заболевания:   Нарушено зрение:   Внешкольная деятельность учащихся:  Обучаются в музыкальной школе: 5 человек.  В спортивных секциях: 8 человек.  В художественной школе: 6 человек.  В Доме Детства и Юношества: 7 человек  Посещают Воскресную школу: 3 человека  Посещают Станцию Юных Техников – 3 человека.

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс

Воспитательная программа "Сплоченность - путь к успеху" (5-7) класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017