Воспитательное мероприятие
Тема: «Берегите природу!»
Форма проведения: Беседа.
Цель:
Сформировать у детей знания о
разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать
стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать
установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
Оборудование:
Наглядный материал. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; плакаты на тему охраны природы; памятки «Что должен уметь юный друг природы».
План:
I.Организационная часть - 1-2 мин.
II.Сообщение цели - 1 мин.
III.Вводная беседа – 5 мин.
IV.Основная часть - 20 мин.
V.Заключительная часть – 2-3 мин.
Всего (30 мин.)
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
II.Сообщение цели.
III.Вводная беседа.
Воспитатель: - Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите,
нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей
страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и
необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда
будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей,
или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и
делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе
разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных,
попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка
зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых
растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу
выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы
делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает
детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и
прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников.
Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том,
что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь
хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят
и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости
учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином.
Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса
- посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что
посаженные деревья нуждаются в поливе?
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о
своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши
ребята.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем
городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не
любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)
Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)
Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)
Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
IV. Основная
часть.
Существует
много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг,
костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные
растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять,
так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах,
полях и т.д.
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще
всего они ошибаются? Одно из направлений природоохранной деятельности –
сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла,
электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты
о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в
предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу,
патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль
Е.Арефьевой «Природа и ее друзья».
Воспитатель: «В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли
маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми
сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги,
когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка
долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в
родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и
становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им
заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее
они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей
водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои
песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался
удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге.
Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок
обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось,
и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание,
как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки
заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли
помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь
раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и
девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие
друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на
него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не
знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в
машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке.
Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на
солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья
природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень
вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было
приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку
выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить
воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с
этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали
разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и
встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять
природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать
деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею
дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из
природного материала?
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в
природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как
описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем
рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю
их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой
птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был
кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь
разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро
занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид,
хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала
поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно
удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что
спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла,
чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку,
отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос
трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели
две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый
клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для
мальчика!»
V. Заключительная часть.
В заключение
беседы воспитатель дает обучающимся задание: разъяснить младшим товарищам и
родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами
М. Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Хвалю всех за хорошую работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.