КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Мероприятие
по пожарной безопасности
для 1-3 класса
«Не шути с огнем»
Воспитатель: Бойко Галина Ивановна
Бутурлиновка
Цель:
1. Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.
2. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме.
3. Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях.
4. Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
o закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности,
o прививать навыки осторожного обращения с огнем;
o воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
o воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.
Оборудование:
Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки- животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары, ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.
Выставка книг:
Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь) (слайд 1)
А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.
(пожар) (слайд
2)
Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли,
В общем, плохо было б жить. (слайд 4)
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика): В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)
Гефест—бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.
Прометей — титан, защитник людей от произвола (слайд6)
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Как же люди еще добывали огонь? Давайте вместе догадаемся. Посмотрите на рисунки. (слайд №7) ответы детей
Молодцы, ребята, хорошо рассказали.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Когда же огонь – друг, а когда – враг?
Огонь – друг (слайды 9- 14)
Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.
Ребята, а кто умеет разводить огонь? (слайд 15)
Есть несколько способов быстрого разведения огня в полевых условиях: (Слайд)
Но бывает огонь и другим:
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым…
И жесток он…
И грозен…
И страшен!
Для забавы, для игры…
Спичек в руки не бери!
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать…
Зла! (слайды 16-22)
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги. Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.
Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
Каковы же причины возникновения пожаров?
Их несколько. Это: (слайды 23- 31)
Быть не должно привычки
Играть с огнем и спичкой!
Огонь - опасная игра,
Нам это всем…
Понять пора!
Утюг, костёр, плита, камин,
Коробка спичек, газ, бензин…
Они опасны иногда и даже очень!
Кто мне может сказать, как вести себя на пожаре? (слайды 34- 48)
Как себя вести, если вдруг загорелась одежда? (слайд 49)
Будь осторожен с огнем -
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.
И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой!
Наступило время конкурсов. Из каждого класса принимают участие по одной команде. В команде по 4 ученика.
Участники интеллектуально – спортивной игры поочередно выходят на построение.
У каждой команды есть соответствующие их названиям эмблемы. За каждой командой закреплено табло. За каждый правильный ответ или победное очко команда получает право убрать с табло один язычок пламени. Таким образом, та команда, у которой будет меньше язычков пламени на табло, становится победительницей.
Перед началом соревнований проведём викторину: (слайд 51)
1.Кто такие пожарные?
2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?
3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?
4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?
5.Какого цвета пожарная машина?
6.Какой пожарный инвентарь есть в школе?
7.Для чего при пожаре нужен песок?
8.Как правильно вести себя во время пожара в квартире?
А) попытаться самому потушить огонь?
Б) позвонить по телефону 0 1 и вызвать пожарных.
В) позвать на помощь соседей.
Верный ответ Б.
9.Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?
А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры
Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.
В) Поскорей убежать из квартиры.
Верный ответ А и Б
10. Что делать, если в квартире появился дым?
А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.
Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.
Верный ответ А
11.Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?
А) Соблюдать правила пожарной безопасности.
Б) Не пользоваться электроприборами.
В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.
Верный ответ А.
Игры- соревнования. (слайд 52)
1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
2.. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
3.Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
5. Бег с препятствиями через кегли, скамейку.
6. С завязанными глазами дойти до колокольчика, позвонить, вернуться к команде. Направление дает капитан на финише.
7. Проползти по гимнастической скамейке, зачерпнуть воду из ведерка в ложку, вернуться на финиш, пятясь назад. Воду вылить в приготовленный измерительный сосуд.
8. Связать спасательную веревку из вещей команды. Измеряется длина.
На следующем этапе соревнования командам надо разгадать загадки. (слайды 53- 65) Отгадки нужно записать на листок. Пока команды отгадывают загадки, мы с болельщиками немного поиграем
«Игра с болельщиками»
Я буду читать четверостишья, а вы после каждого четверостишия, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это - я, это - я ,это все мои друзья!», а если неправильно, молчите.
Ведущий: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Болельщики: (Молчат).
Ведущий:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушёл?
Болельщики: (Молчат)
Ведущий:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Молодцы!
Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, мы немного повторим и закрепим наши знания.
Назовите, пожалуйста, причины возникновения пожаров в лесу. Поможет вам маленькая подсказка. (слайд №66)
Правильно молодцы. Сейчас я хочу вам предложить просмотреть маленький видеоролик.
Давайте повторим правила поведения в природе и запомним их, чтобы таких пожаров было как можно меньше. (слайд 68)
1. Лучше разводить костры на старых костровищах.
2. Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями.
3. Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре.
4. Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.
5. Не играй со спичками.
6. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).
7. Находясь в природе, учись наблюдать за ней.
Молодцы ребята! Сейчас предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.
Награждение победителей и вручение призов.
Наше дружное соревнование подходит к концу. Я хочу вам порекомендовать прочитать книжки, для закрепления полученных знаний. (слайд 70) Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи. Ведь не зря в народе говорят, что (слайд 71)
- От искры пожар рождается.
- В огне и железо плавко.
- Огонь не вода, схватит - всплывешь.
- С огнем не шути – сгореть можно.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!
Спасибо всем за внимание!
Использованная литература
1. Абрамова Э.Г. Огонь – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006.
1. Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Внеклассное мероприятие – М.: ВАКО,2004 – 176с. – (Мозаика детского отдыха).
1. Воспитание школьников, 5/2003, с. 73
1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
1. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
1. К. Чуковский «Путаница».
1. С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
1. Миткалёва Е.М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности – М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.:ил. – (методика)
1. Основы безопасности жизнедеятельности, 7/2002, с. 57
1. Основы безопасности жизнедеятельности, 5/2003, с 17, ОБЖ, Классный руководитель
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000.
1. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.Н. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
1. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006.
1. В.А. Степанов «Азбука в загадках».
1. Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с
1. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
1. Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.