Воспитательное мероприятие "Не шути с огнем"

  • docx
  • 06.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НЕ ШУТИ С ОГНЕМ КОУ ВО.docx

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

 

 

 

Мероприятие

по пожарной безопасности

для 1-3 класса

«Не шути с огнем»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Бойко Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бутурлиновка

 

Цель:

1.     Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

2.     Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме.

3.     Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях.

4.     Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

 

Задачи:

o    закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности,

o    прививать навыки осторожного обращения с огнем;

o    воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

o    воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование:

Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки- животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары, ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.

Выставка книг:

  • К.Чуковский. Краденое солнце.
  • Кошкин дом. Русские народные потешки.
  • С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
  • С.Михалков. Дядя Стёпа.
  • Е.Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.
  • Л.Толстой. Пожар. Пожарные собаки. Дым.
  • Чтобы не было беды. – М., 1992.
  • И др.

 

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:

 

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь) (слайд 1)

А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5635c399d3bdb/vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-pozharnoi-biezopasnosti-dlia-2-3-klassa-nie-shuti-s-oghniem_1.png(пожар) (слайд 2)

 

Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.

 

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так.

 

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить. (слайд 4)

 

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика): В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)

Гефест—бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.

Прометей — титан, защитник людей от произвола (слайд6)

Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).

Нет, человек научился добывать огонь.

Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

Как же люди еще добывали огонь? Давайте вместе догадаемся. Посмотрите на рисунки. (слайд №7) ответы детей

Молодцы, ребята, хорошо рассказали.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.

Когда же огонь – друг, а когда – враг?

Огонь – друг (слайды 9- 14)

  • Важным шагом в развитии первобытного общества явилось использование огня для плавки металла. Первым металлом, который нашёл себе применение, стала медь.
  • В настоящее время трудно найти область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Всё большее применение в народном хозяйстве находит луч лазера. Он используется для резки и сплавки металла, многие операции сейчас делают лазерным лучом.
  • Огонь является участником многих обрядов, традиций, обычаев. Знаменит праздник Ивана Купалы с его ритуальными прыжками через костёр.
  • В России огонь издавна используют в дни всенародных праздников в виде фейерверков. Все мы знаем праздничный салют в честь побед Советской Армии 9 мая.
  • Без огня не обходится празднование Нового года. Новогодний праздник - один из древних на Земле. Берёт он своё начало у древних земледельческих народов, которые считали Солнце главным божеством. В зимние дни, когда Светило опускалось к горизонту, и наступал короткий день, думали, что Солнце умирает. Чтобы оживить его, везде зажигали костры, скатывали с холмов охваченные пламенем бочки или огненные диски, которые по своей форме напоминали Солнце. С тех давних пор и пришли к нам новогодние огни.
  • Есть древний обычай - зажигать Олимпийский огонь. В древней Греции, как и в наше время, Олимпийский огонь зажигали от солнца на самой высокой горе. И этот Огонь - как символическое воплощение Бога - смотрел и оценивал спортивные состязания. Это ему показывали своё умение, ловкость и силу сильнейшие. Это ему посвящались достижения и рекорды.

 

Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.

Ребята, а кто умеет разводить огонь? (слайд 15)

Есть несколько способов быстрого разведения огня в полевых условиях: (Слайд)

  • Два положенных друг на друга бревна горят ровно, долго и жарко. Чтобы брёвна не сваливались, по бокам воткните колышки.
  • Самый удобный костёр тот, в котором дрова сложены в виде колодца.
  • Для лучшего освещения бивачного места дрова располагаются в виде шалаша.
  • Для обогрева хорош костёр, расположенный около плоского камня.

 

Но бывает огонь и другим:

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым…

И жесток он…

И грозен…

И страшен!

Для забавы, для игры…

Спичек в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать…

Зла! (слайды 16-22)

  • Оказывается, что из – за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 10% лесных пожаров, а остальные 90% - по вине человека.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги. Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

  • Не выключенные электробытовые приборы, неисправная электропроводка – причины пожара
  • Детские шалости с огнём – причина пожара
  • Неосторожное обращение с открытым огнём – причина пожара
  • Утечка газа – причина пожара
  • Неисправная печь – причина пожара

 

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Каковы же причины возникновения пожаров?

Их несколько. Это: (слайды 23- 31)

  • Непотушенные спички
  • Неосторожное использование керосиновых ламп
  • Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
  • Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, оставлении печи без присмотра
  • Нарушение правил пользования электрическими приборами
  • Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
  • Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
  • Неисправность бытовых газовых приборов
  • Шалости детей: игра со спичками, электроприборами и др.

 

 

Быть не должно привычки

Играть с огнем и спичкой!

Огонь - опасная игра,

Нам это всем…

Понять пора!

Утюг, костёр, плита, камин,

Коробка спичек, газ, бензин…

Они опасны иногда и даже очень!

 

Кто мне может сказать, как вести себя на пожаре? (слайды 34- 48)

 

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону   «О 1» или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика, крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры.
  • Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости облейте пол и двери водой
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

 

Как себя вести, если вдруг загорелась одежда? (слайд 49)

  • Сбить огонь, используя плотную ткань, воду, снег (Свалить человека на землю (любым способом), иначе он может получить тяжелые ожоги можно просто катать пострадавшего по земле)
  • Разрезать обгоревшую одежду, положить на обожженные места стерильную повязку (при обширных ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню)
  • Вызвать скорую помощь.

 

Будь осторожен с огнем -

Предупреждаем всех вас строго.

Пускай все реже с каждым днем

Звучит пожарная тревога.

 

И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой!

 

Наступило время конкурсов. Из каждого класса принимают участие по одной команде. В команде по 4 ученика.

Участники интеллектуально – спортивной игры поочередно выходят на построение.

У каждой команды есть соответствующие их названиям эмблемы. За каждой командой закреплено табло. За каждый правильный ответ или победное очко команда получает право убрать с табло один язычок пламени. Таким образом, та команда, у которой будет меньше язычков пламени на табло, становится победительницей.

 

Перед началом соревнований проведём викторину: (слайд 51)

 

1.Кто такие пожарные?

2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?

3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?

4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?

5.Какого цвета пожарная машина?

6.Какой пожарный инвентарь есть в школе?

7.Для чего при пожаре нужен песок?

8.Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А) попытаться самому потушить огонь?

Б) позвонить по телефону 0 1 и вызвать пожарных.

В) позвать на помощь соседей.

Верный ответ Б.

9.Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры

Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.

В) Поскорей убежать из квартиры.

Верный ответ А и Б

10Что делать, если в квартире появился дым?

А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

Верный ответ А

11.Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?

А) Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б) Не пользоваться электроприборами.

В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.

Верный ответ А.

Игры- соревнования. (слайд 52)

 

1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

2.. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

3.Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

5. Бег с препятствиями через кегли, скамейку.

6. С завязанными глазами дойти до колокольчика, позвонить, вернуться к команде. Направление дает капитан на финише.

7. Проползти по гимнастической скамейке, зачерпнуть воду из ведерка в ложку, вернуться на финиш, пятясь назад. Воду вылить в приготовленный измерительный сосуд.

8. Связать спасательную веревку из вещей команды. Измеряется длина.

На следующем этапе соревнования командам надо разгадать загадки. (слайды 53- 65) Отгадки нужно записать на листок. Пока команды отгадывают загадки, мы с болельщиками немного поиграем

 

 

 

«Игра с болельщиками»

Я буду читать четверостишья, а вы после каждого четверостишия, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это - я,           это - я ,это все мои друзья!», а если неправильно, молчите.

Ведущий: Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От огня?

 

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

 

Ведущий:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

 

Болельщики: (Молчат).

 

Ведущий:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

 

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

 

Ведущий:

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол –

Еле сам живой ушёл?

 

Болельщики: (Молчат)

 

Ведущий:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

 

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

 

Молодцы!

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, мы немного повторим и закрепим наши знания.

Назовите, пожалуйста, причины возникновения пожаров в лесу. Поможет вам маленькая подсказка. (слайд №66)

Правильно молодцы. Сейчас я хочу вам предложить просмотреть маленький видеоролик.

Давайте повторим правила поведения в природе и запомним их, чтобы таких пожаров было как можно меньше. (слайд 68)

1.     Лучше разводить костры на старых костровищах.

2.     Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями.

3.     Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре.

4.     Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.

5.     Не играй со спичками.

6.     Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).

7.     Находясь в природе, учись наблюдать за ней.

 

Молодцы ребята! Сейчас предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.

Награждение победителей и вручение призов.

 

Наше дружное соревнование подходит к концу. Я хочу вам порекомендовать прочитать книжки, для закрепления полученных знаний. (слайд 70) Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи. Ведь не зря в народе говорят, что (слайд 71)

- От искры пожар рождается.

- В огне и железо плавко.

- Огонь не вода, схватит - всплывешь.

- С огнем не шути – сгореть можно.

- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

- Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Спасибо всем за внимание!

 

Использованная литература

 

1.     Абрамова Э.Г. Огонь – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006.

 

1.     Авт. – сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Внеклассное мероприятие – М.: ВАКО,2004 – 176с. – (Мозаика детского отдыха).

 

1.     Воспитание школьников, 5/2003, с. 73

 

1.     Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

1.     Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».

 

1.     К. Чуковский «Путаница».

 

1.     С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».

 

1.     Миткалёва Е.М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности – М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.:ил. – (методика)

 

1.     Основы безопасности жизнедеятельности, 7/2002, с. 57

 

1.     Основы безопасности жизнедеятельности, 5/2003, с 17, ОБЖ, Классный руководитель

 

1.     Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000.

 

1.     Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.Н. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

 

1.     Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006.

 

1.     В.А. Степанов «Азбука в загадках».

 

1.     Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с

 

1.     Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

1.     Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».


 

2.