Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы
doc
МХК +2
1 кл—4 кл
19.01.2017
Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).
О Петрушке.doc
Тема: Театр Петрушки. Урок 30. Цель: познакомить учащихся с зарождением кукольного театра на Руси, его главным героем – Петрушкой. Ход урока I. Кто такой Петрушка? Беседа­обсуждение. В  России   прошлого   века  комедия   о   Петрушке   не   знала   себе   равных среди других типов кукольного театра. Петрушка осознавался главным и едва ли   не   единственным   героем   русского   кукольного   театра.  В чем сила этого персонажа? Петрушка —   один   из   персонажей   русских   народных   кукольных представлений.   Изображается   в   красной   рубахе,   холщовых   штанах   и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это кукла­ перчатка.   ПЕТРУШКА,   «прозвище   куклы   балаганной,   русского   шута, потешника,   остряка   в   красном   кафтане   и   в   красном   колпаке;   зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль).                     В эпоху Петра I в городах России резко увеличилось количество ярмарок   (ярмонки).   Ярмарки   устраивались   перед   большими   праздниками. Праздники   включают   элементы   и   формы   различных   традиций,   сфер   быта, культуры   и   искусства.   Средние   слои   горожан   участвуют   в   формировании своего площадного искусства. На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений   и   забав. Особой   популярностью   на   ярмарках   и   народных гуляньях   пользовались   петрушечные   представления.   Они   являлись   формой городского зрелищного фольклора. 1 Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит   более   тёмным;   большие   миндалевидные   глаза   и   огромный   нос   с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п. Одет Петрушка бывал в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены   в   лаковые   сапожки.   Иногда   его   наряжали   на   манер   арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).              Голос Петрушки отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре   за   него   кукольники   использовали   специальное   приспособление  – говорок,   пищик     (это   –   маленький   снаряд,   состоящий   из   двух   костяных пластинок,   внутри   которых   укреплена   узкая   полоска   полотняной   тонкой ленточки).  До  XIX  века  Петрушка   не  имел   постоянного   имени,  его   чаще   всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил  из  одной  бытовой  сценки  с городовым,  где  тот  требовал  от  него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!».   Так   просто   он   и   получил   свое   нынешнее   имя   Петрушка,   как производное от имени Пётр.  Петрушка   является   младшим   родственником   гораздо   более   старших: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других,   —   притом,   что   все   они   являются   театральными   куклами­ марионетками   и   управляются   с   помощью   нитей.   Единственный   аналог Петрушки по технике вождения — кукла­перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.  2 Для   передвижного   фольклорного   театра   специально   изготавливались легкая   ширма,   куклы,  миниатюрные   кулисы   и   занавес.   Петрушка   бегал  по сцене,   его   жесты   и   движения   создавали   видимость   живого   человека.  Состав действующих лиц комедии достаточно широк и пестр – солдат, барин, цыган,   невеста,   доктор,   квартальный   и   др.   Сохранившиеся   материалы позволяют говорить примерно о 50 персонажах, хотя в действительности у каждого   кукольника   имелось   не   более   20   –   25   кукол,   а   в   представлении участвовали далеко не все из них.  В состав комедии могли входить следующие сцены:  Выход Петрушки. Представление начиналось с того, что из­за ширмы раздавался хохот, пение, шум и затем стремительно выскакивал петрушка. Он здоровался   с  собравшимся   вокруг   его   ширмы   народом,  поздравлял   всех   с праздником,   заводил   разговор   на   какую­либо   злободневную   тему,   задавал вопросы, шутил.  Женитьба. Поговорив с публикой, Петрушка обращался к музыканту и сообщал   ему   о   своем   намерении   жениться.   Музыкант   просил   привести невесту,   расспрашивал   о   приданом.   Появлялась   невеста,   Петрушка   ее расхваливал, а музыкант всегда находил в ней изъян: с его точки зрения, она курноса, «хрома на один глаз», т.п. Петрушка сердился, просил музыканта сыграть что­нибудь веселое, танцевал со своей избранницей и затем провожал ее «домой», за ширму.  Покупка   лошади. Петрушка   задумывал   купить   лошадь.   Едва   он успевал сказать об этом музыканту, как тут же появлялся цыган и предлагал отличного коня.            Цыган — кукла в красной рубахе— заламывает огромную цену. После долгой   торговли   Петрушка   отправляется   за   задатком,   но   возвращается   с палкой и колотит цыгана, который убегает или падает убитым от слишком большой порции «березовых денег».  3 Испытание лошади. Петрушка рассматривает лошадь, пытается сесть на нее, влезает задом наперед и падает, сброшенный норовистой покупкой.  Лечение. Петрушка, лежа на земле, громко стонет, кричит, зовет доктора. Появляется   доктор,   одетый   во   все   черное,   с   огромными   очками.   В   конце концов Петрушка колотит доктора. Встреча   с   иностранцем. Чаще   всего   в   роли   иностранца   выступает немец. Петрушка учит его говорить по­русски или сам пытается объясниться по­немецки. После нескольких неудачных попыток понять друг друга, герои дерутся,   Петрушка   одерживает   верх,   прогоняет,   а   чаще   убивает   немца.  Обучение   солдатским   приемам.   На   сцену   является   солдат,   объявляет   о приказе взять Петрушку на службу и начинает учить его солдатской науке. Центральным   моментом   сцены   является   эпизод   комического   выполнения Петрушкой команд солдата, где также широко используется игра на слуховых омонимах:  Капрал. Вот тебе ружье. Держи!  Петрушка. Держу.  Капрал. Смотри!  Петрушка. Смотрю.  Капрал. Слушай!  Петрушка. Скушаю.  Капрал. Не кушать, а слушать. Держи ровно!  Петрушка. Что такое? Матрена Капрал. Не Матрена Петровна, а держи ровно! Какая тебе Матрена Петровна? Петровна?  Какой ты бестолковый.  Петрушка. Давай, беру целковый, поди да принеси...                Когда   это   занятие   надоедает   Петрушке,   он   избавляется   от   своего «учителя» как всегда с помощью дубинки. 4 Сцена с отцом убитого. Отец солдата, немца или приятеля выходит на сцену,   видит   убитого   Петрушкой   сына   и   начинает   плакать   над   ним. Выскакивает Петрушка и убивает его. Служба   у   барина. Петрушка   объявляет   музыканту,   что   вынужден поступить в услужение, так как окончательно «промотался», или же барин сам приглашает  его  к  себе  и  назначает  жалованье ­­ «первый  месяц... пуд мякины, на второй месяц ­­ четверть гнилой рябины». Договорившись о плате, барин посылает нового слугу ставить самовар. Через какой­то промежуток времени Петрушка появляется и сообщает, что «самовар убежал». Глупый барин   понимает   это   в   прямом   смысле   и   удивляется,   как   может   самовар бегать. Драки, танцы. Встреча с приятелем. Похороны. Финал. Особого   внимания   заслуживает   заключительная   сцена «Петрушки». В подавляющем числе дошедших вариантов герой попадает в лапы барбоса, шавки, черта, домового, которые уносят его вниз, тем самым ставя точку ­   Ой,   музыкант,   заступись,   пожалуйста,   —   гнусаво   вопил   Петрушка   — представлении.  в Прощай, ребята! Прощай, жисть молодецкая!… Уй­юй­юй!… Пропала моя головушка   удалая,   пропала   вместе   с   колпачком   и   с   кисточкой!…   Мое почтение!… До следующего представления!…».       Далеко не все перечисленные сцены присутствовали в каждом спектакле. Театр   «Петрушки»   не   знал   декораций.   Из   бутафорских принадлежностей   основной   и   часто   единственной   была   палка,   которой Петрушка   бил   своих   недругов.   Для   создания   шумовых   эффектов использовали   специальную   дубинку­трещотку.   Палка   выступала   и   как заменитель   какого­либо   упоминаемого   по   ходу   действия   предмета:   она 5 т.п. имитировала           Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В скрипку, ружье, ружье         и   конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки ­ она была невелика, и все представление длилось 20­30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел   или   сундучок   с   куклами,   а   музыкант   ­   тяжелую,   до   тридцати килограммов, шарманку. С   наступлением   XX   века   «Комедия   о   Петрушке»   начинает   быстро разрушаться. Причин для этого было более чем достаточно. Прежде всего, этому способствовал предельно жесткий контроль властей, доходивший до прямых  гонений  и  запретов.   Положение   Петрушки   еще  более   ухудшилось, когда   началась   первая   мировая   война.   Голод   и   разруха   охватили   Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих   зрителей.   Чтобы   заработать   на   кусок   хлеба,   кукольники   все   чаще начинают   играть   свою   комедию   перед   «благовоспитанной»   детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние елки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай­мальчиком. Теперь он   размахивал   дубинкой   и   просто   разгонял   своих   врагов,   разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана­балагура, на которого сбегался и стар и млад.             При всем притом, комедию с использованием этого известного во всём мире   образа,   сейчас   играют   очень   многие   театры.   Ведь   Петрушка   был   и остается символом «русского характера». Вывод               В России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого 6 населения   по   широте   распространения   (от   Петербурга   до   Сахалина   и   от Архангельска   до   северного   Кавказа),   по   злободневности,   остроте   и убийственной   силе   смеха.   Петрушка   осознавался   главным   и   едва   ли   не единственным героем русского кукольного театра. 7

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).

Воспитательное мероприятие "Петрушка. Как возник кукольный театр" (1-4 классы).
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку