Воспитательное мероприятие по истории "Дети войны"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитательное мероприятие по истории "Дети войны" Ход занятия Звучит мелодия «Священная война» 1. Ведущий: Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. 2. Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством- в обычном смысле этого слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
Иконка файла материала Дети войны.doc
Воспитательное мероприятие по истории "Дети войны"  Ход занятия Звучит мелодия «Священная война» 1. Ведущий: Каждый человек хранит в памяти какой­то момент своей жизни, который кажется ему вторым  рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими  воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда­то. 2. Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с  детством­ в обычном смысле этого слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и  бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Стихотворения Анатолия Запрягаева Свои впечатления о детских годах, совпавших с военной порой, можно выразить по­разному.  Анатолий Запрягаев, рабочий из Смоленска, это сделал в стихах:  Нам безотцовщина копейку Не выдавала на заплаты Не по размеру телогрейку Вдвоем носили с младшим братом Глядели, радостно, влюблено На серые шинели взрослых И молча кляли почтальона­ Он похоронку в дом принес нам… Наметили не возраст, а голод Нам сроки рабочих начал, А добрые помыслы – холод До самых костей простучал Бывало, как хочешь, кумекай, В землянке не дров, не полов, Остывшее солнце – калекой Приснится в бинтах облаков Столбы прогремят костылями Оттуда, с чужой стороны И рощи останутся пнями, Ну больше не будет войны!.. 1. Ведущий: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужасы войны? Что помнит он? Что может  рассказать? Должен рассказать! Потому, сто и сейчас где­то тоже рвутся бомбы, свистят пули,  рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. 2. Ведущий: Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через  войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? 1. Ведущий: Многое! Вслушайтесь в воспоминание детей войны: 2. Ведущий: Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.    «Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба»; «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы  он не смотрел»; «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:­Ира, мне надо тебе рассказать… ­Мама, я не хочу… Мне казалось, что если она скажет что хочет, то умрет»  «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», ­ умоляет солдата  маленькая девочка. Звучит песня из к/ф. «Дорогие мои Москвичи» 1. Ведущий: Во время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? У любой матери? У любого отца? 2. Ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить его в наше тревожное время? Как сберечь его  душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Детство учительницы Ивановой Марии « Из счастливого детства я шагнула в смерть… Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил:  его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором  условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце. Я забиралась в самый темный угол на  нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как­то поздно ночью пришел отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой  родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел, в дверь  постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу,  он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой  речки и кричала: « Папочка, папочка». Дома причитала бабушка: «А где же бог, куда он прячется». Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише , и через две недели умерла на  печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не было». 1. Ведущий: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу,  все равно это были военные дети. Их рассказы длиной в целую войну. 2. Ведущий: Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого! Рассказ о подвиге Александра Петровича Мамкина  Песня военных лет «десантный батальон» 1. Ведущий: Враг подходил к Смоленску. Из города отправились последние эшелоны c эвакуированными. В одном  из них были дети ­ более ста малышей Сычевской детской больницы вместе с главным врачом  Полиной Терентьевной Зенегиной. 2. Ведущий: Отъезд был спешным. И только в пути шестилетняя дочка Полины Ада вспомнила, что не взяла свою  любимую куклу. 1. Ведущий: Мать сказала дочери: «Не расстраивайся, Ада, приедем на место, соберем денег и купим тебе новую  куклу». 2. Ведущий: Дети военного лихолетья взрослели быстро. В шесть лет Ада уже знала, что такое война – В Омскую  деревушку Усовка, где разместили детскую больницу, тоже приходили «похоронки», долетали  тревожные вести с фронта. 1. Ведущий: Взрослые помогали победе чем могли – сутками работали, посылали бойцам посылки с теплой  одеждой и продуктами, собирали средства для фронта. Полина Терентьевна целые дни проводила вбольнице. 2. Ведущий: Ада терпеливо ждала ее, перебирая лоскутки, баюкая тряпичную куклу. Она мечтала о настоящей  кукле ­ большой, нарядной и потихоньку собирала на нее деньги. Но как–то вечером спросила у  матери:  1. Ведущий: «А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт». 2. Ведущий: Полина Терентьевна ответила: « Дорого, доченька, не хватит наших с тобой денег». 1. Ведущий: Тогда Ада сказала: « А если все девочки и мальчики отдадут из копилок свои деньги, на них можно  будет купить танк?». 2. Ведущий:  «Ну, если все, тогда можно» ­ ответила Полина Терентьевна. 1. Ведущий: И вскоре в редакцию газеты «Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и  письмо: 2. Ведущий: «Я, Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевка  Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама  отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. 1. Ведущий: Дорогой дядя редактор, напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на  танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой. 2. Ведущий: Письмо было опубликовано в газете, и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным  детским почерком. 1. Ведущий: Таня Чистякова написала свое письмо на старом листе календаря за 1942 год: «Дорогая незнакомая  девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год живу без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью  даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага». 2. Ведущий: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко» ­ такую  приписку к денежному переводу сделала Тамара Лоскутова.  1. Ведущий: Деньги поступали почти ежедневно, даже мелочь, что была в ребячьих копилках . Каждый из них  расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все таки  дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту. 2. Ведущий: Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Зенигин, пал  смертью храбрых в бою под Курском. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы отец воевал  на «Малютке». 1. Ведущий: А «Малютку» вручили бесстрашной одесской комсомолке Кате Петлюк.  2. Ведущий: Механик – водитель искусно водила свою машину в жарких боях под Сталинградом и награждена  орденом красной Звезды и орденом Отечественной войны. 1. Ведущий: В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатавшие сдачу в плен генерала­фельдмаршала  Паулюса. Среди растянувшихся танков колонн и разрушенного универмага, из подвалов котороговыходили генералы разбитой гитлеровской армии, стоит легкий Т­60 с надписью «Малютка» 2. Ведущий: «Да, «Малютка», гордо ответила Катя, стоявшая у танка, а вас, таких здоровых в плен взяла!». 1. Ведущий: Генерал удивленно посмотрел на девушку в форме танкиста и опустил голову. 2. Ведущий:  Живет наш народ без войны много лет, В грядущее смотрит уверенно. На планете сейчас не спокойно Но мы верим в садов цветение, О чем мечтают дети? У нас сейчас мечта одна, Пусть будет на планете Мир, добрый как весна.  Звучит песня о мире.