Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе – Ты только вдумайся, только всмотрись – Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, фраза за фразой – Ты только вдумайся, только всмотрись – Откроется самая главная мысль. С. М. Бондаренко. Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за трепетными строками художественного произведения.
Иконка файла материала Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы.doc
Воспитательное значение эпиграфа на уроках литературы В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и в песне, даже во фразе –  Ты только вдумайся, только всмотрись –  Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, фраза за фразой –  Ты только вдумайся, только всмотрись –  Откроется самая главная мысль. С. М. Бондаренко. Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это  умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают  основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и  чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за  трепетными строками художественного произведения. Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был  и остается эпиграф. Первоначально слово “эпиграф” в античном мире обозначало “надпись, заглавие, оценку”  на предметах, к ним непосредственно относящихся. В настоящее время – это слова (пословицы, цитаты),  предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные  раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Умело подобранный эпиграф имеет, на мой взгляд, огромное воспитательное значение. Когда­то А.П. Чехов писал, что “человеку нужно не три аршина  земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и  особенности своего свободного духа”. Тем большее значение приобретает эта мысль в наши дни. В поле зрения  юного читателя постепенно должен входить весь мир с его страданиями, радостями, горестями и надеждами.  Урок литературы призван будить мысль, заставлять ученика задумываться над собственной жизнью,  беспокоить, будоражить, а не давать готовые рецепты. Сама природа нормального человека требует такой  активности. На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему  урока, освещает основную идею произведения. Так, изучая пьесу М. Горького “На дне”, привожу слова К.С.  Станиславского: Свобода – во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, Не ведая того, что там они становятся рабами. А, предлагая тему “Смех – оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом” (по сатирическим  рассказам А.П. Чехова), цитирую Н. Шамфора: Шутка призвана карать любые пороки человека и общества;   она оберегает нас от постыдных поступков, помогает нам ставить каждого на его место и не поступаться собственным. Иногда я бываю абсолютно уверена, что никто не сможет объяснить смысл эпиграфа, но все равно считаю – его следует предложить; в этом случае он выполняет важную психологическую функцию – обостряет внимание  учащихся, а также играет роль пункта плана, отталкиваясь от которого можно излагать материал. В литературе существуют огромные пласты высказываний, афоризмов, пословиц и поговорок, которые можно  использовать в качестве эпиграфа на уроке. Подобное многообразие нуждается в некотором разграничении,  которое помогло бы увидеть более четкие границы в употреблении того или иного эпиграфа. С целью создания  некоторой системы, мною была предпринята попытка расклассифицировать этот материал. Классификация, на  мой взгляд, может быть предложена не одна. С одной стороны, это наиболее общая классификация.НАПРИМЕР: А) Эпиграфом к уроку “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни” (по роману Л.Н. Толстого “Война и  мир”) предлагаю строки Н.Я. Мясковского: Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой. Б) Эпиграф к уроку по лирике Ф.М. Тютчева Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Л.Н. Толстой. формулирует эстетическую задачу писателя, будит воображение учащихся тем, что поэзия Ф.М. Тютчева  распахивает Вселенную перед человечеством. В) Иногда эпиграф раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Рукописи не горят!” ­ предпосланы строки Ф. Глинки: Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений. Г) Эпиграф Л.Н. Толстого к роману “Анна Каренина” ­ “Мне отмщенье, и аз воздам”, ­ сужает смысл художественного целого. В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или  политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и  афоризмы. И, исходя из этого, можно предложить следующую классификацию: Так, эпиграфом к уроку по творчеству С. Есенина может послужить высказывание В. Шукшина: Есенин – поэт далеко не крестьянский, а общенародный, потому что, играя на своей березовой мужицкой лире,  сумел затронуть ее звуками душу каждого… А урок “Вопрос о правде в драме М. Горького “На дне” начинаю словами Сатина: “Ложь – религия рабов и хозяев!Правда – бог свободного человека!” Рассуждая с учениками, приходим к выводу, что вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает его  по­своему, имея в виду некую окончательную, высшую правду. Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока; его  назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения. Неточно  подобранный эпиграф является минусом в работе. Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц,  выбираю тот, который является “смысловым ключом” к произведению. Изучая вершинное произведение И.А. Гончарова “Обломов”, эпиграфом выбираю слова Вл. Даля из толкового  словаря: Обломовщина, усвоена из повести Гончарова: русская вялость, лень, косность; равнодушие к общественным  вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от  других, а ничего от себя; непризнание за собой никаких мирских обязанностей… И сразу же становится ребятам ясно, что эпиграф + название – произведение, в котором прекрасную натуру  человека уродует лень, апатия, бездействие. Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем ведет речь. Вдохновенные рассказы педагога оставляют  заметный след в сознании и чувствах слушателя, иногда на всю жизнь. Радость и печаль, восхищение и гнев,  ирония и пафос – все это действенное оружие учителя, которым надо умело пользоваться. По этому поводу  уместно сказать, что в арсенале урока часто использую поговорки, афоризмы, пословицы, которые нередко  становятся эпиграфами к уроку. Афоризмы – “крылатые слова”, выражают с предельной краткостью какую­либо значительную, глубокую мысль в оригинальной запоминающейся форме. Так урок по теме “Несостоявшиеся  судьбы” героев пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад” начинаю с античного афоризма: “Каждому человеку судьбу создают его нравы”. Конечно, учитель не работает “на голом месте”. Он совершенствует свое аналитическое чутье благодаря трудам  литературоведов, многое у них заимствует. Однако, учась и заимствуя, педагог стремиться согласовать выводы  других со своими собственными суждениями и чувствами. И чтобы разговор на уроке получился, надо создать  творческую атмосферу, увлечь учащихся на путь отгадок и открытий. Это требование обязывает учителя  проделывать основательную и довольно кропотливую исследовательскую работу.