В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
С. М. Бондаренко.
Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за трепетными строками художественного произведения.
Воспитательное значение эпиграфа на уроках
литературы
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
С. М. Бондаренко.
Исстари говорится: чтобы стать хорошим учеником, нужен хороший учитель, то есть мастер. Мастер – это
умелец и творец, вдохновленный и вдохновляющий. Широта кругозора и душевная тонкость учителя создают
основу для глубинного преподавания литературы, то есть такого, когда школьники учатся мыслить и
чувствовать, принимать изучаемое близко к сердцу, видеть живую, сложную, противоречивую жизнь за
трепетными строками художественного произведения.
Проработав в школе 14 лет, я для себя сделала вывод, что такой основой на моих уроках литературы всегда был
и остается эпиграф. Первоначально слово “эпиграф” в античном мире обозначало “надпись, заглавие, оценку”
на предметах, к ним непосредственно относящихся. В настоящее время – это слова (пословицы, цитаты),
предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные
раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Умело подобранный эпиграф имеет, на
мой взгляд, огромное воспитательное значение. Когдато А.П. Чехов писал, что “человеку нужно не три аршина
земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и
особенности своего свободного духа”. Тем большее значение приобретает эта мысль в наши дни. В поле зрения
юного читателя постепенно должен входить весь мир с его страданиями, радостями, горестями и надеждами.
Урок литературы призван будить мысль, заставлять ученика задумываться над собственной жизнью,
беспокоить, будоражить, а не давать готовые рецепты. Сама природа нормального человека требует такой
активности.
На каждом уроке литературы я предлагаю ученикам эпиграф, который ярко, точно и сжато выражает тему
урока, освещает основную идею произведения. Так, изучая пьесу М. Горького “На дне”, привожу слова К.С.
Станиславского:
Свобода – во что бы то ни стало! – вот ее духовная сущность.
Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни,
Не ведая того, что там они становятся рабами.
А, предлагая тему “Смех – оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом” (по сатирическим
рассказам А.П. Чехова), цитирую Н. Шамфора:
Шутка призвана карать любые пороки человека и общества;
она оберегает нас от постыдных поступков, помогает нам
ставить каждого на его место и не поступаться собственным.
Иногда я бываю абсолютно уверена, что никто не сможет объяснить смысл эпиграфа, но все равно считаю – его
следует предложить; в этом случае он выполняет важную психологическую функцию – обостряет внимание
учащихся, а также играет роль пункта плана, отталкиваясь от которого можно излагать материал.
В литературе существуют огромные пласты высказываний, афоризмов, пословиц и поговорок, которые можно
использовать в качестве эпиграфа на уроке. Подобное многообразие нуждается в некотором разграничении,
которое помогло бы увидеть более четкие границы в употреблении того или иного эпиграфа. С целью создания
некоторой системы, мною была предпринята попытка расклассифицировать этот материал. Классификация, на
мой взгляд, может быть предложена не одна. С одной стороны, это наиболее общая классификация.НАПРИМЕР:
А) Эпиграфом к уроку “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни” (по роману Л.Н. Толстого “Война и
мир”) предлагаю строки Н.Я. Мясковского:
Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.
Б) Эпиграф к уроку по лирике Ф.М. Тютчева
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжет, греет и освещает.
Л.Н. Толстой.
формулирует эстетическую задачу писателя, будит воображение учащихся тем, что поэзия Ф.М. Тютчева
распахивает Вселенную перед человечеством.
В) Иногда эпиграф раскрывает смысл заглавия. Уроку по роману М.А. Булгакова “Мастер и
Маргарита” “Рукописи не горят!” предпосланы строки Ф. Глинки:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Г) Эпиграф Л.Н. Толстого к роману “Анна Каренина”
“Мне отмщенье, и аз воздам”,
сужает смысл художественного целого.
В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, работ научного или
политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и
афоризмы. И, исходя из этого, можно предложить следующую классификацию:
Так, эпиграфом к уроку по творчеству С. Есенина может послужить высказывание В. Шукшина:
Есенин – поэт далеко не крестьянский, а общенародный, потому что, играя на своей березовой мужицкой лире,
сумел затронуть ее звуками душу каждого…
А урок “Вопрос о правде в драме М. Горького “На дне” начинаю словами Сатина:
“Ложь – религия рабов и хозяев!Правда – бог свободного человека!”
Рассуждая с учениками, приходим к выводу, что вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает его
посвоему, имея в виду некую окончательную, высшую правду.
Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока; его
назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения. Неточно
подобранный эпиграф является минусом в работе. Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц,
выбираю тот, который является “смысловым ключом” к произведению.
Изучая вершинное произведение И.А. Гончарова “Обломов”, эпиграфом выбираю слова Вл. Даля из толкового
словаря:
Обломовщина, усвоена из повести Гончарова: русская вялость, лень, косность; равнодушие к общественным
вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости; привычка ожидать всего от
других, а ничего от себя; непризнание за собой никаких мирских обязанностей…
И сразу же становится ребятам ясно, что эпиграф + название – произведение, в котором прекрасную натуру
человека уродует лень, апатия, бездействие.
Учитель не может быть равнодушным к тому, о чем ведет речь. Вдохновенные рассказы педагога оставляют
заметный след в сознании и чувствах слушателя, иногда на всю жизнь. Радость и печаль, восхищение и гнев,
ирония и пафос – все это действенное оружие учителя, которым надо умело пользоваться. По этому поводу
уместно сказать, что в арсенале урока часто использую поговорки, афоризмы, пословицы, которые нередко
становятся эпиграфами к уроку. Афоризмы – “крылатые слова”, выражают с предельной краткостью какуюлибо
значительную, глубокую мысль в оригинальной запоминающейся форме. Так урок по теме “Несостоявшиеся
судьбы” героев пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад” начинаю с античного афоризма:
“Каждому человеку судьбу создают его нравы”.
Конечно, учитель не работает “на голом месте”. Он совершенствует свое аналитическое чутье благодаря трудам
литературоведов, многое у них заимствует. Однако, учась и заимствуя, педагог стремиться согласовать выводы
других со своими собственными суждениями и чувствами. И чтобы разговор на уроке получился, надо создать
творческую атмосферу, увлечь учащихся на путь отгадок и открытий. Это требование обязывает учителя
проделывать основательную и довольно кропотливую исследовательскую работу.