ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ статья.docx

Медведь Олег Александрович

Воспитатель 8 учебного курса ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»

350049, г. Краснодар, ул. Северная, д. 267

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Образовательный процесс на современном этапе его развития представляет собой весьма динамичную систему, которая претерпевает значительные изменения на протяжении долгих лет. Наряду с этим следует обратиться к такому понятию как «цифровое образование», не представляющее собой новеллу для российского общества, однако вызывающее ряд спорных вопросов с точки зрения его реализации в рамках воспитательного процесса. И это не спроста, ведь цифровые технологии – это нечто большее, чем вспомогательный инструмент в условиях цифровизации образования, ведь за последнее десятилетие заинтересованность в применении исследуемого инструмента интенсивно возрастает как среди преподавателей, так и среди обучающихся.

На первоначальном этапе исследования особого внимания заслуживают именно цели цифровизации образовательного процесса, которые вполне очевидны. Так, цифровизация образования позволяет обеспечить его доступность вне зависимости от географического положения, профиля обучения и иных факторов, а также персонифицирует образовательный процесс с учетом адаптации образовательных программ под индивидуальные запросы и особенности обучающихся. Именно это в большей степени способствует повышению эффективности образовательного процесса, повышая тем самым уровень наглядности, вовлеченности и интерактивности. Помимо этого одной из целей исследуемой модели образования целесообразно выделить совершенствование цифровых навыков как среди преподавателей, так и среди обучающихся, развивая тем самым их навыки работы с информационными технологиями, коммуникации и критического мышления. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности и результативности исследуемого процесса, обозначив актуальность вопроса совершенствования воспитательных технологий в условиях цифровизации.

Обращаясь к понятию «воспитательные технологии» отметим, что трактовать его можно двояко. Н.В. Лобанова под воспитательными технологиями понимает совокупность методов и приемов, которые направлены на формирование и совершенствование социально-значимых качеств личности, ее ценностных ориентиров и поведенческих мотивов в процессе образовательной деятельности. В свою очередь О.Т. Черкасских отмечает, что воспитательные технологии представляют собой систематизацию практического опыта педагогических работников и представляют собой важнейший инструмент в образовательном процессе, направленных на развитие личности в той или иной отрасли знаний. Не можем не согласиться с авторами, так как воспитательные технологии – это ключ к становлению высокоинтеллектуальной личности, разделяющей духовные ценности и обладающей актуальными знаниями и умениями по различному кругу вопросов.

Исходя из целей государственной стратегии можно сделать вывод о том, что первостепенной задачей воспитательных технологий является создание безопасных и «экологичных» условий использования сети Интернет для подрастающего поколения, которое словно «губка» впитывает то, что предоставляет ему цифровой мир. Необходимо разграничивать общедоступную информацию и критически анализировать ее с учетом потребностей в Интернет-пространстве, так как детская психика весьма восприимчива, а цифровой мир злостен и многообразен.

Обращаясь к научным изысканиям В.А. Гусева и М.С. Десятова можно сказать, что современный воспитательный процесс представляет собой процесс интеллектуального развития личности. С этим, безусловно, нельзя не согласиться, так как воспитательный и образовательный процессы соотносятся как частное и целое. Однако следует добавить, что образовательный процесс включает в себя систематизацию знаний и эмпирического опыта старших поколений, результатов научной деятельности и общественной практики, в свою очередь как воспитательный процесс индивидуален и весьма специфичен.

Наряду с вышесказанным отметим, что процесс цифровизации существенно внес свои коррективы в воспитательные технологии еще в период дистанционного обучения, вызванного пандемией вируса COVID-19. Подавляющее большинство образовательных организаций прибегло к необходимости в корни пересмотреть методику преподавания и воспитания в связи с погружением в виртуальный мир коммуникации с обучающимися. Однако «за бортом» образовательного процесса остался воспитательный процесс, который, как известно, тесно сопряжен с ним. Именно это и вызвало первые глобальные трудности, ведь дистанционная воспитательная работа обладает своеобразной спецификой и направлена на индивидуализацию и взаимодействие со сторонними участниками воспитательного процесса. Речь идет о включении родителей в общую с детьми воспитательную деятельность.

Воспитание детей в цифровом веке – это сложная и комплексная задача для институтов первичной и вторичной социализации, в числе которых семья, система школьного и дополнительного образования и многие другие социальные звенья. В связи с этим должное внимание следует уделить именно воспитанию зрелости и готовности у подрастающего поколения к коммуникации в цифровом мире, и это возможно лишь при осознании реальной готовности ребенка к жизни в информационном мире при наличии собственного «Я», целеполагания и тяги к познанию чего-то нового при помощи Интернет-пространства.

Нами отмечены и риски, которые влечет за собой неправильно систематизированный воспитательный процесс в сети Интернет. В их числе физические и психологические риски, а также риски в плане духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Рассматривая физические риски в рамках цифрового воспитания отметим фактор длительного времяпровождения за компьютерными носителями дошкольников и школьников младших классов, что, безусловно может привести к неудовлетворительному состоянию здоровью детей – снижению слуха из-за использования наушников, ухудшению зрения из-за постоянного контакта с мониторами, а сидящий образ жизни и часы напролет за компьютером и вовсе приведут к нарушению обмена веществ, сколиозу и прочим недугам. Интересным являются и многочисленные исследования о воздействии радиочастного изучения и электромагнитного поля на пользователей цифровых носителей. Как правило, это сказывается на уровне результативности и активности не только подрастающего поколения, но и взрослых людей. Снижается и уровень когнитивных способностей и памяти, что вызывает необходимость более детального исследования цифровизации в исследуемой сфере и разработку возрастных норм для их применения.

Не без внимания остается и спектр психологических рисков, которые влечет за собой цифровой воспитательный процесс. Так, перенасыщение цифровыми технологиями может нивелировать уровень «прямой» коммуникации, что сказывается на развитии социальных навыков и способности к эмпатии. Нельзя не отметить и то, что своеобразное изобилие информации и постоянные уведомления могут отвлекать обучающегося, усложняя концентрацию на учебных заданиях и снижая их продуктивность. Третьим риском является формирование неадекватного восприятия себя, так как социальные сети могут способствовать снижению самооценки из-за сравнений с идеализированными образами, что может вызвать депрессию и тревожность.

В дополнение вышесказанному нами отмечено, что анонимность в интернете способствует кибербуллингу, а это, безусловно, негативно сказывается на психическом здоровье жертв травли. Избыточная зависимость от цифрового мира также является серьезной проблемой, ведь постоянное присутствие в цифровом пространстве может увеличивать уровень стресса и тревожности, особенно в условиях давления со стороны сверстников. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача - развивать цифровую грамотность у молодежи, обеспечивать эмоциональную поддержку и укреплять личные навыки, чтобы минимизировать вышерассмотренные риски.

Помимо этого неотъемлемым элементом воспитательного процесса является эффективное планирование, включающий в себя ряд элементов:

1. Анализ потребностей. Первым шагом в планировании является анализ потребностей различного плана с учетом возрастного ценза обучаемого. В этом случае целесообразно обратить внимание на изучение текущих тенденций в киберпространстве.

2. Разработка воспитательных программ, включающих в себя учебные планы и программы дисциплин, методы и формы обучения и критерии оценки знаний и навыков.

3. Оценка и корректировка. Планирование воспитательного процесса не заканчивается на этапе внедрения. Важно регулярно проводить оценку эффективности воспитательной работы, собирать отзывы обучаемых и преподавателей, а также анализировать результаты выпускников на практике. На основе полученных данных вносятся необходимые коррективы.

Таким образом, использование цифровых технологий открывает новые возможности в условиях дистанционного образования для осуществления воспитательного процесса; требует от педагога освоения новых технологий, средств коммуникаций, программ и платформ и активного их применения в практической деятельности; кроме того, использование дистанционных технологий позволяет детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аснович Н.Г. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.

2. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012.

3. Новикова Л.А. Особенности организации воспитательной работы в условиях современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]. - URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-vospitatelnoi-raboty-v-2.html (дата обращения: 25.01.2025).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 25.01.2025).