«КАК СТАТЬ ЛУЧШЕ?»
Цель:
· помощь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействие их стремлению стать лучше.
Воспитатель: Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием. Что такое самовоспитание? Самовоспитание — это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает, это стремление ликвидировать разрыв между тем, чего человек хотел бы достичь, и тем, что он пока может.
Средних дарований человек использует лишь 4 процента своих нервных клеток. Талантами и гениями становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток, поэтому у каждого есть возможность сделаться в 5 — 10 — 20 раз умнее и способнее, особенно, если с самого раннего детства начинается развитие его способностей.
Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде. Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела. Из чего же складывается система самовоспитания?
Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и, деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту успеете обрести очень важное качество — целеустремленность.
Целеустремленность физиологична и даже "выгодна" нам. Она позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют. Способности их рано гаснут.
Для нравственного самовоспитания помимо целеустремленности необходимо развитие воли. Воля — это наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигали многого. Безвольные таланты, как правило, ничего.
Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом все возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу - поставьте. Не хочется звонить по делу — позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе - и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду. Самовоспитание начинается с самопознания. Познать самого себя — значит ответить самому себе на вопросы: умею ли я уважать старость, чужой труд, близких, друзей; умею ли я любить дерево под моим окном, город, где родился, страну, где вырос? Способен ли я встать на защиту попранного уважения, любви и доброты?
Сейчас попробуйте ответить себе на вопрос, волевой ли вы человек, насколько развита ваша воля? (Узнаем это, ответив на вопросы анкеты).
Воспитатель предлагает учащимся записать в столбик номера вопросов и поставить против каждого из них черточку. Учащиеся через черточку ставят номер того ответа, который соответствует их характеристике. Эти цифры и отражают сумму баллов. Если она меньше 12, ученику много надо работать, укрепляя свою волю.
1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
2. Кто тебя будит по утрам?
1) мать;
2)будильник;
3) встаю сам.
3. Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки, например), и тем, что интересно (фильм), что ты выбираешь?
1) делаю то, что интересно;
2) когда как;
3) делаю дело.
4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, скажем, на каток, если у тебя запланировано другое занятие?
1) не могут;
2) иногда могу;
3) могу.
5. Всегда ли выполняешь свои обещания?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
6. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
Еще давайте проведем такой эксперимент: возьмите двойной лист бумаги и напишите сверху вниз те качества, которые вы хотели бы видеть в вашем друге, а справа поставьте по пятибалльной системе степень развитости этих качеств у себя. Например:
1. Сила воли "3".
2. Доброта "4".
3. Эрудиция "4".
4. Искренность "4".
Каждый человек способен разработать для себя положительную программу внутренней перестройки, используя для этого и самопознание, и самовнушение, и самоанализ. Но самое главное заключается в том, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Вы сколько угодно можете считать себя передовым, положительным, но если вы бездельничаете, ничего положительного в вашем поведении обнаружено быть не может.
В каждом из нас заложены природой большие дарования. Нужно стремиться раскрыть их.
Давайте опять попытаемся обратиться к себе и выполнить следующее ЗАДАНИЕ. Из предложенного перечня нравственных качеств личности выберите положительные и отметьте по трехбалльной системе степень сформированности их у себя: прямота, трудолюбие, трусость, сознательность, уважение к людям, самокритичность,, справедливость, сила воли, моральная надежность, смелость, отвага, требовательность (к себе, к другим), постоянство, вспыльчивость, честолюбие, скромность, доброта, самолюбие, самостоятельность, собранность, верность слову, правдивость, простота, неуверенность, самоуверенность, тщеславие, себялюбие, застенчивость, чванство, хвастовство, честность, лживость, активность, доброжелательность, способность к самопожертвованию, альтруизм, свободолюбии, гордость, стыдливость, деловитость, горделивость, любознательность, целеустремленность, человеколюбие, угодничество,
подхалимство.
Подумайте, нет ли в зародыше у вас тех отрицательных качеств, которые не названы в данном перечне. Не бойтесь признать ошибку.
Дома попробуйте ответить на вопросы:
1. Совпадает ли то, что ты думаешь о себе, с тем, что думают о тебе друзья, родители, учителя, одноклассники?
2. Чьим мнением о себе ты больше всего дорожишь?
3. Какую черту своего характера ты считаешь главной?
Таким образом, для нравственного самовоспитания необходимо не только четко определить, какими свойствами ты желал бы обладать, но и иметь объективное представление о самом себе, заниматься познанием своего "я".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.