Классный час в 1 классе «Праздник вежливых ребят»
Тема: «Праздник вежливых ребят»
Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях.
Задачи:
- учить детей быть вежливыми в общении; показать, что вежливость – это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении;
- развивать и корректировать произвольность, слуховое внимание, коммуникативные навыки, творческие способности;
- воспитывать вежливость, доброту, уважение друг другу и другим людям.
Тип занятия: закрепление полученных знаний
Оформление зала: зал украшается листами с вежливыми словами, на задней стене зала написано название праздника «Праздник вежливых ребят».
Вежливость – это соблюдение правил этикета, а этикет – это правила поведения и речи. Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Ход мероприятия
Ведущий: С выходом в свет рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» о слове «пожалуйста», слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий стали называть «волшебными словами»
Верно, нельзя отказать человеку, который начинает свою просьбу словами «будьте добры» и заканчивает ее словом «пожалуйста».
Русский язык богат добрыми словами: добрый день, здравствуйте, мир вашему дому, рад встречи с вами, очень рад вас видеть …. Поэтому и наш праздник мы начнем с конкурса «Знатоки «волшебных слов». Победитель получит медаль «Магистр вежливых наук» (дается 2 минуты)
- Молодцы, много добрых и вежливых слов вспомнили!
- А вона на Урале, например, приняты такие интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу», - так желают надоить побольше молока, целое море.
Когда женщина стирает белье, говорят: «Сто рубах в корыто», этим желают достатка, зажиточной жизни. Семья, собравшейся за столом, вошедший скажет: « Сладко кушать».
А у нас что принято говорить обедающим?(Приятного аппетита!)
В другой местности слова приветствия, пожелания, благодарности могут оказаться иными. Но есть слова, которые известны всем. Об этих словах мы сегодня поговорим.
Первые слова, которыми мы начинаем день, это «доброе утро!». Произнося их, мы желаем нашим близким хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот так хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»
Ученик:
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! - сказало.
-Доброе утро! - кричу я прохожим.
Веселым прохожим, на утро похожим …
Но если проснешься, а дождик в окно
Стучит да стучит и без солнца темно?
Доброе утро, друзья, все равно …
Придумано мудро:
- Доброе утро!
Учитель. Если даже на дворе плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, все равно стоит сказать «Доброе утро» - и сразу станет теплее, радостнее.
- А как надо произносить эти слова; Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
С добрым утром
Встань,
Как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет – ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей:
- С добрым утром!
А потом с улыбкой,
с песней выйди к людям,
К травам, к птицам.
И веселым, интересным день
твой должен получиться.
- С улыбкой! Это замечательно. Об улыбке есть хорошая песенка. Давайте ее вместе споем.
Звучит песня «Улыбка»
Есть еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече: «Здравствуйте!». Это слово очень старое. Связано оно со словами «здоровье» и «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровым, крепким, как дерево, например, дуб.
Открывается дверь, вбегает Незнайка.
Незнайка. А, привет! Привет! Вот вы где! Я немного опоздал. О чем вы туту говорите?
Учитель. Да, ты действительно опоздал, Незнайка, и это очень плохо. А мы тут как раз о вежливости говорим. Послушай!
Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном.
Его зовут … а впрочем, лучше мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И, в лучшем случае, «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместе слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
«ну я пошел, пока, всего!»
Незнайка. Это вы обо мне?
Учитель. О тебе. Ты ведь здороваться не умеешь!
Незнайка. Не умею! Вот я сегодня видел, как один пятиклассник приветствовал утром другого пятиклассника. Он догнал его у дверей школы, звезданул по спине портфелем, поддал ногой его слетевшую шапку, схватил за нос и крикнул в ухо «Здоров, корова!»
Учитель. Ну, знаешь, после такого «здорово» и заболеть можно!
Незнайка. Но я то вежливее!
Учитель. Вежливее, да не совсем!
Мальвина. Можно, я помогу Незнайке? Дорогой Незнайка, вот твои ошибки. Во-первых, ты не постучал, а это невежливо. Во – вторых, не просил разрешения войти. В-третьих, …
Незнайка. (перебивает) Понял, понял! Я сейчас же исправлюсь! (стучит)
- Можно войти? Привет! (садиться)
Мальвина. Ты не дослушал меня, Незнайка. В-третьих, ты не правильно поздоровался.
Незнайка. А, понял! (стучит) Можно войти? Здравствуйте (садиться)
Мальвина. Ты не все понял. В -четвертых, ты не извинился за опоздание,
в-пятых, не попросил разрешения сесть.
Незнайка. Вот теперь понял все до точки! (стучит) Можно войти? Здравствуйте. Извините, я опоздал. Разрешите, пожалуйста, сесть.
Учитель. Садись. Вот сейчас ты был очень приятным, вежливым человеком.
Ребята, вы знаете, что входя в помещение, взрослые снимают шапку, а когда здороваются, протягивают друг другу руку. Откуда взялись такие правила приветствия? А расскажет вам об этом Д’Артаньян.
Д’Артаньян. Раньше, в старину, по дорогам скитались в поисках работы бездомные бродяги, в дремучих лесах укрывались шайки разбойников. Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь надевал тяжелые латы, шлем на голову, прочную железную кольчугу. Но вот на пути - дом, где живет знакомый. Переступая порог, рыцарь снимает свой шлем. «Я тебя не опасаюсь , - говорит он этим жестом. – Видишь, голова моя открыта. Я тебе доверяю». Хороший обычай снимать шляпу, входя в помещение, остался до сих пор, хотя суровые времена прошли.
Буратино. А почему перчатку снимают и руку подают?
Д’Артаньян. Тоже говорят: Не бойтесь. Вот моя теплая ладонь. Оружия у меня в руках нет»
Буратино. (подошел к окну, кричит на улицу) Миша здравствуй! Как у тебя дела?
Учитель. Буратино, разве так можно?
Ученик. Я помогу Буратино, надо здороваться со своими знакомыми, которым мы видим из окна, с балкона или автобуса. Но кричать не нужно. Нужно здороваться кивком головы, не привлекая внимания прохожих. Вот так … (кивает)
Буратино. А нужно ли здороваться с почти незнакомыми людьми? Ну, например, с чужой учительницей, которая учит других детей?
Мальвина. Со всеми учителями надо здороваться! Есть такое школьное правило.
Учитель. Все эти слова – и «доброе утро», и «здравствуйте», и «спокойной ночи», - хороши только тогда, когда человек действительно желает другому человеку добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость»
Ученик.
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в
сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Учитель.
- Какие вежливые слова произносил Петрусь?
- Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
- Что должен был делать Петрусь?
- Добрыми могут быть и слова благодарности: «спасибо, благодарю»
Известно всем вежливое волшебное слово «пожалуйста». А как вы думаете, может ли это слово потерять свою волшебную силу?
(знакомство с рассказом Н. Семена «Расколдованное слово»)
Саша прочитал рассказ «Волшебное слово» писательницы Осеевой и крепко задумался. Оказывается, есть на свете волшебные слова...
Не откладывая дела в долгий ящик, Саша решил испробовать силу волшебного слова.
Вечером, когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошёл к нему и сказал:
-Давай сыграем в шахматы, папа!
- Нет времени, сынок, ты видишь- я занят. К лекции готовлюсь, - ответил папа.
- Ну, папа, пожалуйста, я ведь тебя очень прошу, - жалобно протянул Саша.
- Что с тобой делать! Ладно. Давай сыграем, - согласился папа.
-Почему расколдовалось слово «пожалуйста!?
- Слова «извините», «простите», тоже вежливые, волшебные. Послушайте стихотворение «Простите» (читает ученик)
Папа разбил
драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую. Есть лучше в продаже.
"Простите" - казалось бы, что в нем
такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Учитель.
- Вежливый человек всегда помнит народную мудрость: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху».
Учитель.
Вот и закончился наш праздник. Я надеюсь, что наши ребята всегда будут добрыми и вежливыми и их волшебные слова никогда «не расколдуются»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.