ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Внеучебная деятельность медицинского колледжа является важным звеном процесса качественной подготовки специалистов.
Генеральной задачей колледжа является цель – развитие активности личности студента, а также оказание поддержки и помощи студенту в самореализации и творчестве, его способности самостоятельно решать любые медицинские, профессиональные и практикоориентированные задачи. Внеучебной работой можно назвать работу преподавателей и администрации медицинского колледжа во внеучебное время, которая будет направлена на формирование необходимых профессиональных и нравственно-личностных качеств будущих медиков среднего звена посредством активного вовлечения учащихся в профессиональную, научно-инновационную, культурно-досуговую и общественную жизнь суза.
В качестве общего требования к организации внеучебной воспитательной работы выдвигается требование сочетания увлекательности, добровольности и педагогической действенности. Другим требованием при эффективной организации внеучебной работы колледжа, направленной на воспитание профессионально-нравственных качеств студента, является учет возрастных особенностей студентов и уровень развития данного студенческого коллектива или группы, а также групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности учащихся, их интерес, мотивация, способности, наклонности, ценностные жизненные и профессиональные ориентиры.
Профессиональная деятельность специалистов среднего медицинского звена обязательно содержит нравственную составляющую, которая проявляется в глубоком понимании специалистом своего профессионального долга, чести, ответственности, человечности. Если у студента не сформирована система профессионально-нравственных качеств, то он не сможет работать в медицине, поскольку медицинский работник – это не только профессия, но и призвание.
Воспитание профессионально-нравственных качеств личности студента имеет свою специфику, являясь сложным и разносторонним процессом, который включает педагогические, профессиональные, социально-психологические воздействия.
Целью внеучебной деятельности медицинского колледжа является воспитание конкурентоспособного, ориентированного на общечеловеческие ценности будущего специалиста, способного профессионально решать поставленные медицинские задачи, осмысливать последствия принимаемых практико-ориентированных решений и нести нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия.
Общий подход к воспитательной деятельности студентов суза ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе идеи гуманизма, милосердия и профессионализма. В соответствии с общей целью воспитания студентов медицинского колледжа в качестве основных приняты следующие направления воспитательной внеучебной деятельности: профессионально-трудовое, гражданско-мировоззренческое и культурно-нравственное .
Направления внеучебной работы со студентами сложились в колледже в ходе естественного культурно-исторического развития суза и нацелены на создание благоприятной социально-педагогической воспитывающей среды колледжа, организацию гражданского воспитания студентов, организацию научно-исследовательской, инновационной работы студентов во внеучебное время, проведение научно-методических конференций по внеучебной работе.
Профессионально-трудовое направление внеучебной работы. Задачи направления: приобщение студентов к профессионально-трудовой, научно-исследовательской и инновационной деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью медика среднего звена; воспитание интереса к постоянному обновлению знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы.
Гражданско-мировоззренческое направление внеучебной работы. Задачи направления: воспитание и развитие у студентов высокого сознания гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед пациентами, уважения к правам и свободам; воспитание самопознания, самоконтроля.
Культурно-нравственное направление внеучебной работы. Задачи направления: воспитание высокого уровня нравственной культуры, честности и порядочности, милосердия, добросовестности, убежденности в необходимости выполнения норм морали; воспитание моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных практических ситуациях; воспитание устойчивой потребности в толерантности и понимании других людей, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются в рамках подготовки к профессии.
В качестве конкретных форм внеучебной работы можно предложить следующие: тематические классные часы, посвященные медицине, профессии медицинского работника, а также проблемам нравственности, милосердия, патриотизма, гражданственности; беседы, диспуты, дискуссии: «Профессия – милосердие», «Духовность – норма человеческой жизни»; студенческие научно-практические конференции; благотворительные акции для пожилых людей, для детей-сирот из детских домов, которые часто проводятся в нашем колледже; участие в творческих конкурсах; проведение традиционных мероприятий «День матери», «День отказа от табакокурения», «День борьбы со СПИДом», «День здоровья», «День медицинской сестры».
Особое внимание в медицинском колледже отводится также вопросу нравственного воспитания студентов на отделении «Сестринское дело». С точки зрения морали, «сестринское дело» – это центральная профессия здравоохранения. Именно по работе медицинской сестры пациенты судят о медицине в целом. Именно они, хрупкие девушки, женщины, облегчают боль, ставят на ноги после операций, выхаживают больных во время тяжелейших болезней. Медсестра чаще, чем врач, контактирует с пациентом. Болезнь меняет привычное течение жизни человека. Человек, страдающий каким-либо недугом, являет собой «обнаженный нерв», острее, болезненнее воспринимая окружающую действительность». По этой причине медсестра должна обладать такими качествами, как заботливость, самоотверженность, понимание, терпение и милосердие.
Таким образом, воспитание профессионально-нравственных качеств у студентов медиков рассматривают как процесс духовно-ценностной ориентации, предполагающий организацию социального опыта взаимодействия с субъектом, нуждающимся в медицинском уходе, освоение профессиональных действий, облегчающих физические и психические страдания пациента, и индивидуальной педагогической помощи в разрешении у студента проблем, препятствующих проявлению милосердия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.