Воспитательный потенциал семьи и типы семейного воспитания
Введение
Семье отводится решающая роль в определении тенденции поведения ребенка, в ней в процессе взаимодействия и общения детей и родителей закладываются основы правил и норм поведения, нравственности, взаимодействие во время совместной работы, создаются взгляды на мир, ценностные ориентации, жизненные намерения и эталоны. В зависимости от отношений и общения, воспитательного потенциала семьи формируется гармоничная личность детей.
Вопросы типологии семей, их специфика, основные проблемы и виды психологической помощи находятся в центре внимания многих выдающихся и известных психологов: А. Адлера, Е. Берна, Л. Выготского, Е. Эриксона, В. Сатира, Г. Фигдора, З. Фрейда, К. Хорни, К. Юнга и др.[1]
Их исследования стали теоретической и методологической базой фундаментальных и прикладных разработок проблематики семьи в отечественной психологии, осуществленных Е.И. Бондарчуком, Ю.В. Борисенко, В.Н. Дружининым, А.И. Захаровым, Е.Г. Ейдемиллером, Д.И. Исаевым, И.С. Коном, Гришиной Н.В. и др.
Представители всех крупных направлений современной психологии исследуют проблематику семьи с целью гармонизации семейных взаимоотношений, создания оптимальных условий социализации личности, обеспечения надлежащего уровня психологического консультирования и психотерапии семьи.
Перспективы духовного и социально-экономического прогресса нации, развитие демократии и гражданского общества в России напрямую зависит от психологической атмосферы семьи, целостности внутренних взаимоотношений семьи.
Цель контрольной работы – изучить особенности воспитательного потенциала семьи и типы семейного воспитания.
1. Воспитательный потенциал семьи
Семья является одним из главных объектов изучения социологов, психологов и педагогов. Семьей является объединение людей, которые связанные между собой общностью быта, взаимной ответственностью в основе которых лежит брак или кровное родство.
Семья - это среда воспитания и развития личности ребенка. Его отсутствие формирует у ребенка целый ряд негативных качеств, влияют на всю дальнейшую жизнь человека.
Семья как социальная группа имеет такие основные психологические характеристики: состав и структура; индивидуальные характеристики членов семьи (психологические, физиологические, демографические); воспитание и образцы поведения в отцовской семье; предыдущий брачный опыт; ролевое поведение; ожидание и установки; структура власти (авторитет и лидерство); характер и структура семейного общения и другие.[2]
В каждой семье можно наблюдать различные виды семейных отношений: брачные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми; отношения между родителями и родственниками; между родителями и соседями; отношения с окружающим социальным пространством и другие. Поэтому можно утверждать, что семья - это социальное пространство, в котором проходит значительная часть жизни человека, где в разные периоды она проявляет себя в разных социальных ролях и усваивает разнообразные виды взаимоотношений, которые соответствуют этим ролям.
Воспитательный потенциал семьи - это воспитательные возможности семьи, ее способность выполнять воспитательную функцию.
Современные российские исследователи (А.Л. Зверева, Т.А. Куликова, А.В. Мудрик) выделяют четыре фактора семейного воспитания, что влияет на воспитательный потенциал семьи.
1. Социально-культурный фактор охватывает образование родителей, их интеллектуальный и культурный уровень, психолого-педагогическую компетентность и микроклимат семьи.
2. Социально-экономический фактор определяет имущественную характеристику семьи, уровень ее достатка, трудовую занятость взрослых членов семьи.
3. Технико-гигиенический фактор определяет бытовые условия проживания семьи, техническое обеспечение жилья, особенности, обусловленные местом нахождения населенного пункта (мегаполис, город, поселок).
4. Демографический фактор охватывает структуру и состав семьи: полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная.
По исследованиям Т. Кравченко, факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, можно условно разделить на три группы.[3]
Первая группа – это социальная микросреда, в котором дети приобщаются к социальным ценностям и ролям, начинают понимать сложности и противоречия современного общества.
Вторая группа – это внутренняя - и внесемейная деятельность, что является средством приобщения к будущей жизнедеятельности.
Третья группа – это собственно семейное воспитание, определенный комплекс педагогических воздействий.
Итак, семейное воспитание – одна из форм воспитания ребенка, которая сочетается с целенаправленными действиями родителей с объективным (т.е. стихийным) воздействием семьи. Объективные воздействия семьи являются неосознанными, неконтролируемыми воздействиями (манеры поведения, привычки, образ жизни и т.п.); они регулярно повторяются и влияют на ребенка, формируя его ценности, ориентации, систему потребностей, интересов, привычек, поведение. Именно стиль семейного воспитания обусловливает содержание внутрисемейных взаимоотношений, выступает конкретной социально-психологической формой организации жизнедеятельности семьи и оказывает доминирующее влияние на формирование личности ребенка.
В более широком понимании подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения ее членов между собой и отношение к другим людям, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции и т.п.
2. Типы семейного воспитания
Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:[4]
· авторитетный;
· авторитарный;
· либеральный;
· индифферентный.
При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.
Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются. Либеральный стиль воспитания характеризуется низким контролем за детьми (вплоть до всепрощения и вседозволенности).
При индифферентном стиле родители мало участвуют в воспитании ребенка, воспринимают его эмоционально холодно; потребности и интересы ребенка игнорируются. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.
Каждый из описанных стилей влияния отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.
Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничные и дисгармоничные типы.
Гармоничный тип подразумевает:
· взаимную эмоциональную поддержку;
· максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
· признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
· поощрение самостоятельности детей.
Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к ребенку всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно ребенок привыкает к самоконтролю. Поощрение и наказание всегда заслуженные. У родителей существует постоянство и они не противоречат в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания соответственно возрасту детей.
Дисгармоничные типы семейного воспитания очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствуют каждой семье данной категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они часто непоследовательны и противоречивы.
Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в различных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. В части требований здесь может быть два полярных положения: или они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность.
Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в повседневном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Чаще всего встречаются такие типы:[5]
· гипопротекция;
· гиперпротекция;
· противоречивое воспитание;
· воспитание по типу повышенной моральной ответственности;
· гиперсоциализирующее воспитание;
· жестокое обращение с ребенком;
· культ болезни.
Гипопротекция и гиперпротекция – это два полярных варианта, когда забота, внимание, контроль, интерес к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), либо слишком много (гиперпротекция).
Противоречивый тип предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Влияние на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.
Повышенная моральная ответственность к детям предъявляет высокие требования, часто неподходящие возраста и индивидуальности.
В случае гиперсоциализирующего воспитания на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.
При жестоком обращении наказание детей сопровождается тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.
В случае культа болезни к ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это приводит к развитию эгоизма и ощущение своей исключительности.
Заключение
Таким образом, семья - это первый коллектив. Она дает ребенку представление о жизненных целях, о том, что необходимо знать и как себя вести. В семье ребенок получает первые навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотношение своего «Я» с «Я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общение. Семейная атмосфера влияет на формирование у детей привычки поведения и критериев оценки добра и зла, дозволенного и запрещенного, справедливого и несправедливого. Семья вводит детей в мир знаний и труда, общественных прав и обязанностей. Становление личности начинается в семье. Отношение родителей к обществу, к детям, друг к другу, к родственникам, соседям воспринимается детьми как образец, модель их собственного отношения. В семье формируется основы характера ребенка, его отношение к окружающему миру, моральных, идейных и культурных ценностей.
Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие таких способов воздействия: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сострадание и др.
Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому родителям важно правильно организовать семейную жизнь, личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, только когда родители занимаются и самовоспитанием.
Список литературы
1. Андреева Т.А. Психология семьи / Т.А. Андреева. – Спб: Питер. – 2013. – 336 с.
2. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Феникс. – 2014. – 360 с.
3. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. - № 3 (342). – с. 174 – 178.
4. Мукаева О.Д. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях / О.Д. Мукаева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – 3 5. – том 69. – с. 72 – 74.
5. Шнейдер Л. Семья, оглядываясь вперед / Л. Шнейдер. – М.: Мастера психологии. – 2013. – 368 с.
Скачано с www.znanio.ru
[1] - Андреева Т.А. Психология семьи / Т.А. Андреева. – Спб: Питер. – 2013. – с. 18.
[2] - Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Феникс. – 2014. – с.54.
[3] - Мукаева О.Д. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях / О.Д. Мукаева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – 3 5. – том 69. – с. 72.
[4] - Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. - № 3 (342). – с. 175.
[5] - Шнейдер Л. Семья, оглядываясь вперед / Л. Шнейдер. – М.: Мастера психологии. – 2013. – 68 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.