Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
9 кл
16.02.2019
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» для учащихся 9 класса.
Предложенное мероприятие поможет детям подготовиться к самостоятельной жизни в социуме. Дети получат знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи. Получат навыки ведения домашней финансовой документации; научатся экономить денежные средства и хранить накопленные сбережения. Мероприятие способствует развитию познавательного интереса, экономического мышления, умения сочетать расходы и доходы семьи, воспитанию чувство ответственности за общие семейные интересы, культуру потребления, уважение к собственности, экономичность. Мероприятие проводится в виде игры, состоит из 2 этапов - Вводная этап: обозначается тема занятия, ставится цель, дети делятся на семьи (по желанию), дети знакомятся с правилами игры, проходит представление семей. Основная этап: 1 часть "Мозговой штурм" состоит из вопросов по ведению домашнего хозяйства и 2 часть "Доходы и расходы"предложены семьям решить 10 задач по экономике семейного бюджета. В конце игры подводятся итоги. Делается вывод.
Семейный бюджет.docx
государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школаинтернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
I отделение
СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Воспитательский час
«Экономика домашнего хозяйства»
для учащихся 9 класса
Составитель Юдина И.Н.
воспитатель ГПД
Асбест Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке
2019
«Экономика домашнего хозяйства»
для учащихся 9 класса
Цель: Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в социуме:
создать основу для формирования у воспитанников бытовых навыков по
ведению домашнего хозяйства.
Задачи:
1. Дать знания о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,
доходы семьи, добиться понимания учащимися сущности экономики семьи;
2. Формировать навыки ведения домашней финансовой документации; развить
умение экономить денежные средства; умения хранить накопленные
сбережения.
3. Способствовать развитию познавательного интереса, экономического
мышления, умения сочетать расходы и доходы семьи;
4. Воспитывать чувство ответственности за общие семейные интересы,
культуру потребления, уважение к собственности, экономичность.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к мероприятию.
II. Актуализация знаний.
Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше
начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от
многих факторов. Немаловажным из них является экономический фактор.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Урок – деловая игра, где мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести
некоторые расчеты, представим себя хозяевами или полноправными членами
семьи.
На нашей сегодняшней встрече вы присутствуете не как обычные
ученики, а как семьи. Предоставляем вам слово для знакомства (Слово
«главе» семьи)
1. Знакомство (представление «членов семьи»)
Семья 1
Члены нашей семьи любят не только чистоту и порядок в доме, но и в
отношениях между всеми членами нашей семьи. Уважаем и дорожим друг
другом. Делаем всё вместе. Наше хобби – путешествие по разным странам.
Семья 2
Члены нашей семьи любят отстаивать свою точку зрения, умеют
дружить и поддерживать друг друга. Любимые занятия: путешествия по
интернету, прогулки на свежем воздухе с одноклассниками.
Семья 3
Наша семья дружная. Наши увлечения: 1 – увлекается современными
танцами, 2 – любит читать фантастику, 3 – занимается велоспортом. А по
вечерам мы любим все вместе смотреть любимые сериалы.
На предыдущих наших беседах мы с вами заполняли анкеты, через
которые выявляли знания по социально – бытовым знаниям и навыкам,
говорили о семье, об обязанностях мужчины и женщины в семье, что семья не
может обойтись без денег, что такое зарплата, что такое пособие и кто их
получает, о доходах и расходах и о многом другом, т.е. всё о ведении
домашнего хозяйства.
Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко или сложно?
Почему? Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков.
Это целое искусство. Сегодня мы с вами посмотрим, как вы овладели этим
искусством.
Знакомство с правилами игры:
Игра состоит из 2 – х частей: «Мозговой штурм», где вы будете
отвечать на вопросы и «Доходы и расходы» будем производить подсчёты
доходов и расходов.
Прежде чем начать нашу игру, я хочу познакомить вас с правилами. На
столе у каждой семьи стоит копилка. Ваша сегодняшняя задача – вспомнить
всё, о чём мы с вами говорили и, тем самым, заработать как можно больше
«денег» для семейного бюджета. На протяжении всей игры я буду задавать
вопросы по семейной экономике, а вот стоимость каждого вопроса будет
зависеть от его сложности. Для ответов у глав семей есть сигнальные
карточки, кто из вас первым поднимет карточку, той семье даётся право
отвечать. Итак, мы начинаем.
2.
Содержание игры:
1 часть «Мозговой штурм»
Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи за определённый
период времени) стоимость правильного ответа 100 рублей
Из чего состоит семейный бюджет? (доходы и расходы) 100 рублей
Из чего складываются доходы? 350 рублей
зарплата
пенсия
стипендия
пособия
доходы от личного хозяйства (дачи, земельного участка)
дополнительные выплаты (процентные выплаты по денежным вкладам в
банке)
доходы (часть прибыли) от предпринимательской деятельности
Какие статьи расходов вы знаете? 350 рублей
• питание • обучение
•
содержание жилища
• приобретение одежды и мебели
• крупные покупки
• культурные потребности
• коммунальные платежи
Что такое зарплата? (Зарплата это деньги, выплачиваемые работнику за
труд за единицу времени (месяц, неделю, день) 100 рублей
Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях? (Пенсионеры по
старости, дети по утере кормильца, инвалиды) 300 рублей
Кто в семье может получать стипендию? ( Студент) 100 рублей
Следующий вид доходов – пособия. Что такое пособие? (Пособие – это
деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может
зарабатывать себе достаточно денег) 100 рублей
Какие виды пособий вы знаете? (по безработице, детские, разовые пособия
пенсионерам) 300 рублей
Что такое потребность? (Потребность – осознанное желание иметь что либо)
100 рублей
Из каких источников могут складываться доходы школьников? (от
родителей (деньги на карманные расходы); индивидуальной трудовой
деятельности; работы по найму; оказанию услуг) 400 рублей
Семья не может обойтись без денег. Иногда в семье возникают
трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств.
Что же надо делать в таком случае семье? (разумно вести хозяйство) 100
рублей
2 часть «Расходы и доходы»
1 задание (стоимость правильно выполненной работы – 200 рублей) Предлагается список услуг. Ваша задача – перечень предлагаемых слов
разделить на 2 группы: доходы и расходы.
Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособие, электроэнергия,
стипендия, плата за телефон, плата за дет/ сад, поход в театр, покупка
хозяйственных принадлежностей, транспортные расходы, расходы на
питание.
ДОХОДЫ
РАСХОДЫ
2 задание «Распределить расходы семьи» (стоимость правильно
выполненной работы – 400 рублей)
Впиши в соответствующие графы следующие расходы:
Молоко, мыло, билет на автобус, шампунь, электроэнергия, кастрюля, книга,
билеты в цирк, картофель, зубная паста, домофон, квартплата, бензин,
мебель, холодильник, интернет, стиральный порошок, фрукты, отдых на базе,
газ.
Питание Коммунальн
Транспорт
Культурные
Хозяйственно
Товары
ые услуги
потребност
и
бытовые
товары
длительного
пользования
3 задание
Задача №1 (стоимость правильного ответа – 400 рублей)
Расшифруй слова, найди лишнее слово.
Пистедния, Джбюте, Ходсар, Кульцир, Хостравка
Ответы: Стипендия, Бюджет, Расход, Циркуль, Страховка.
Задача №2 (стоимость правильного ответа – 500 рублей)
Посчитайте, чему равны доход и расход семьи за один месяц, если
Папа получает зарплату 18500 рублей
Истратили на продукты 11 000 рублей
Заплатили за квартиру, свет, телефон 3000 рублей
Пенсия бабушки 8 000 рублей
Папе купили куртку – 6200 рублей
Заплатили за ремонт холодильника 700 рублей Мама получает зарплату 12 000 рублей
Купили подарок сыну 2000 рублей
Купили в аптеке лекарства – 954 рубля
(доход 38500 р; расход 23854 р; остаток 14646 р)
Вопрос: Куда можно потратить эти деньги?
Задача№3 (стоимость правильного ответа – 200 рублей)
Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если
известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 450 руб., а пакет весом 500 г стоит
160 руб.?
Сколько денег она сэкономит? (30 р)
Задача№4 (стоимость правильного ответа – 200 рублей)
Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а
мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу
или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье. (выгоднее оптом
1.600 р.; экономия 200р)
ФИЗМИНУТКА давайте немного отдохнём.
Задача № 5(стоимость правильного ответа – 300 рублей)
На счетчике стоит число 2714 – день, 3085 – ночь, а показания счетчика в
прошлом месяце были 2638 – день, 3002 ночь. Сколько рублей составит
плата за электроэнергию за месяц, если 1 кВт/ч дневного времени стоит 2
рубля 97 копеек, а ночного время1 кВт/ч стоит 1рубль 40 копеек?
2714 – 2638= 76, 2 руб. 97 коп. * 76 = 225р. 72 коп.
3085 – 3002= 83, 1 руб. 40 коп. * 83 = 116р. 20 коп.
225р. 72коп + 116р.20коп. = 341р. 92коп.
Задача № 6(стоимость правильного ответа – 100 рублей)
Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку
холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если
он стоит 15 000 р.?
15 000 : 1500 = 10 месяцев
Задача №7 (стоимость правильного ответа – 400 рублей) Учащийся пришёл пообедать в школьную столовую. У него было 50 рублей.
Ознакомился с меню и узнал цены. Что может купить учащийся в столовой?
Меню
Первые блюда
1. Борщ 15р. 85 коп.
2. Рыбный суп 14р.88 коп.
3. Молочный суп 10р.25коп.
Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 27р.54 коп.
2. Сосиски с макаронами 25р.30 коп.
3. Рыба с тушёными овощами 24р. 18 коп.
Хлеб – 1р.50 коп.
Булочка – 3р.25 коп.
Напитки
1. Чай сладкий 90 коп.
2. Компот 2 р.25 коп.
3. Кисель 2р. 10 коп.
Задача № 8 (стоимость правильного ответа – 300 рублей)
Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за услуги интернет
за 2 месяца, за квартал, полгода, год, если за месяц – 908рублей 94коп.
908рублей 94коп × 2 = 1817р. 88коп,
908рублей 94коп × 3 = 2726р. 82коп,
908рублей 94коп × 6 = 5453р. 64коп,
908рублей 94коп × 12 = 10907р. 28коп
Задача № 9(стоимость правильного ответа – 200 рублей)
Минута разговора по сотовой связи
с Белоруссией стоит 05 рублей 06 копеек. Сколько будет стоить разговор
продолжительностью 3миуты, 28 минут? 05р. 06коп.× 3 мин.= 15р.18коп.
05р. 06коп.× 28 мин.= 141р.68коп.
с Францией стоит 13 рублей 90 копеек. Сколько будет стоить разговор
продолжительностью 7 минут, 21 минута?
13р. 90коп.× 7 мин.= 97р.30коп.
13р. 90коп.× 21 мин.= 291р. 90коп.
Задача №10(стоимость правильного ответа – 200 рублей)
Какой банк выгодный?
Мособлбанк
Возрождение
Альфабанк
Вклад
Возврат
Заем
Возврат
30
37
30
42
30
36
30
43
30
35
30
44
Ответ: Мособлбанк
«Дополнительный заработок» Дополнительный заработок на благо
семейного бюджета (100 рублю)
Что выгоднее? купить дом за 1000 монет
взять в аренду на год по 100 монет в месяц
Ответ: Купить дом за 1000 монет
Каждая семья имеет цель, свои привязанности, интересы, причуды,
увлечения, хобби. У каждой семьи своя система ценностей. И всё это влияет
на структуру семейного бюджета. А кроме этого, нужно ещё учитывать и
размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и состав семьи.
Железный закон школьной арифметики! Расход в семейном бюджете не
может быть больше дохода! Вроде все теоретически понимают это, однако
многие пытаются его нарушить. Нарушить закон все равно не получается.
Получаются только долги и займы у знакомых, родственников,
знакомых друзей, в банке и так далее. Лучше этого не допускать. А, что для
этого надо делать? Правильно, чтобы привести свои финансы в порядок,
необходимо вести семейный бюджет. Стоит ли этим заниматься? Преимущества
ведения домашнего бюджета очевидны, но для того, чтобы их
прочувствовать его нужно вести минимум три месяца.
Преимущества следующие:
• Вы сможете заранее планировать доход и расход
• Вы будете знать, на что конкретно были потрачены деньги и откуда вы
получили доход
• Получите видение завтрашнего дня
• Сможете достичь своей цели
• Сможете создать резервный фонд
• Сможете копить деньги на собственное дело (первоначальный капитал)
• Избежите ненужных растрат и долгов
Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета
его не касается и не интересует. Этим занимаются родители. А другой
считает, что школьники должны быть в курсе доходов и расходов семьи. Кого
и почему вы поддерживаете в этом споре?
Существуют журналы, изданы книги о том, как вести домашний бюджет,
при необходимости можете ими воспользоваться.
Каждой семье выдаётся блокнот для планирования семейного бюджета
и памятка «Зачем нужно вести семейный бюджет?»
Подведение итогов
Семьям предлагается вскрыть копилки и посчитать, чему равен их семейный
бюджет, заработанный на уроке
Сложно ли было заработать «деньги»?
А вам понравилось их зарабатывать?
Выскажите свое отношение к уроку.
Чем был полезен урок? Я вам желаю, чтобы в будущем вам было так же легко зарабатывать
деньги, и чтобы ваша будущая профессия вам доставляла удовольствие. А
распоряжаться семейным бюджетом вы уже довольно хорошо научились.
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Воспитательский час по социально – бытовой ориентировке «Экономика домашнего хозяйства» (9класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.