СЕЯТЬ ДОБРОЕ, РАЗУМНОЕ, ВЕЧНОЕ…
В настоящей статье речь пойдет об одном из самых интересных, умных и профессиональных учителей «старой закалки», работавших в 1940-1980-е годы в школе № 27 Смоленска.
Во время Великой Отечественной войны Клара Ильинична Наймарк, отработав счетоводом, бухгалтером, закончив Педагогическое училище, в 1947 году взяла самые трудные классы начальной школы, и таким образом, учительствовала по распределению в центре Смоленска, рядом с домом. Потом она закончила Смоленский Педагогический университет стала таким великолепным историком в школе.
Жили очень бедно, может, только лишь пообеспеченнеее двора, так как мой дедушка Илья Абрамович Наймарк, после того как демобилизовался, дойдя до Германии в тяжелейших сражениях (все время была угроза отправления на войну с Японией) возглавлял транспортное управление города Смоленска. Тетя Клара вспоминала, как во время войны
некогда было и прилечь поболеть, а вот после войны все болячки по-настоящему и
вылезли наружу, люди стали более профессионально и активно лечиться. Но она
старалась и тогда не разлеживаться, зная, какие бывают случаи несправедливого
отношения к безногим инвалидам после войны (ссылки, выбрасывание из больниц на
разрушенные улицы) и поэтому продолжала много работать.
Микроисторичесское исследование получается о методисте, педагоге, когда занимаешься документами и фактами из жизни заслуженной смолянки историка Клары Ильиничны Наймарк. Она сразу полюбилась ученикам, коллективу, родителям и простым жителям района. Симпатичная, модная, подтянутая, подчеркнуто аккуратная, она стала интеллигенткой в первом поколении. Но чтобы не быть пафосными и голословными, обратимся к заслугам. Клара Ильинична Наймарк всегда делала урок не просто очень четко выстроенным, в лучших традициях классиков педагогов, но и очень интересно преподавала историю! В начале ей надо было набраться опыта, однако на это ушли считанные месяцы, она рассказывала захватывающе, прекрасно, особенно учила учеников порядочности, образованности, героизму, недаром огромное влияние уделяла западной, в частности древнегреческой, классической истории. Я сама профессиональный исследователь прошлого и меня интересовало, как ей удалось выстоять и не потерять репутацию в сложное время сталинского тоталитарного периода. Она говорила: «Я всегда была скромной, не была выскочкой. В стукачестве никогда не участвовала, в подлых, агрессивных доносах-тоже. И если, мне как рядовой учительнице приходилось просто жаловаться там на плохую дисциплину, хулиганство, пьянство, то люди видели, что я сама переживаю от этого не меньше, чем, тот, на кого пожаловались». Школа № 27 стала коммуной конвойного полка КГБ, если я не ошибаюсь, носила имя Ф.Э. Дзержинского. Но это не сделало К.И. Наймарк ограниченнее, содержание на ее уроках было захватывающим! Ее неоднократно поощряли за именно коммунистическое воспитание, но она занималась политической пропагандой при рассказах об истории и обществоведении именно как гуманист, как человек верящий в свою Родину в самые грустные и закрытые периоды ее истории. Я думаю, тогда ее назначили районным методистом, но информацию надо проверять, ведь это совместительство. Она стала председателем методического объединения истории школы, но и это не главное. В нее поверили, потому, что она была замечательным, профессиональным, светлым человеком! В каждом ее СЛОВЕ ученики чувствовали МЫСЛЬ.
В 1959 году в газете «Смена» вышла статья «Сея разумное, доброе». Но она была проводником и вечного в детские души. Учила общаться, дружить, понимать друг друга, любить свою специальность. Настало время больших фестивалей для школ, Клара Ильинична систематически вывозила туда учеников. Она стала наставником взрослых и студентов при педагогической практике из Смоленского Педагогического университета, об этом статья о ней под названием «Можно надеяться» в газете «Народный учитель» от 1966 года. Она давала ярчайшие открытые уроки, особенно стала популярна у городских методистов в теме использования схематической, художественной наглядности и применения новейшего технического оборудования на уроках. При этом она успевала провезти свои классы на экскурсии и туристические слеты. Она сотрудничала с разными директорами школы, близко дружила с завучем Юлией Савельевной Волковой и руководителем партийной ячейки школы Софьей Наумовной Ханиной, училась у старейших интеллигентнейших преподавателей школы и лекторов Педагогического института. Она недолгое время была секретарем политической организации школы, о чем у меня есть очень красивая фотография, но никого не обижала. С улыбкой Клара Ильинична вспоминала один случай, когда ее за что-то ругало начальство, так за нее тогда вступилась вся мужская половина коллектива: «Ну, что мы будем такого симпатичного парторга расстраивать». Преподаватель была очень красивой женщиной, прекрасной женой, прожив с военным, экономистом мужем Борисом Яковлевичем Родиным больше 30 лет. С ее супругом ее познакомили благодарные родители учеников.
В 1963 году решением Министерства просвещения РСФСР она была награждена значком «Отличник народного просвещения». Имела другие министерские грамоты. Ей предлагали стать завучем начальной школы, воспитательной работы и старшей школы в другом образовательном учреждении, она отказалась, оставаясь одним из самых лучших классных руководителей школы. Она проводила в жизнь смелые творческие проекты, инициативы, для своих классов, а в будущем и для их детей она была как строгая, но при очень заботливая мать. Преподаватель принимала участие в составлении методического пособия по учебнику по истории по истории Древнего мира, руководила разными направлениями работы школы, и никогда при этом не рвалась ни в профсоюз, ни в местком, ни в начальство. Но ее кабинет с кружком по героическому воспитанию молодежи «Атланты» восхищал и район, и город. Поэтому неудивительно, что ее номинировали на звание Заслуженный Учитель РСФСР, ведь порядка 10 ее учеников стали историками, трое других специалистов сейчас преподают в школе № 27, Елена Дмитриевна Беспаленок—доцент по истории Смоленского педагогического университета. Однако звание не было присвоено из-за гонений на евреев, а после этого снова номинироваться на это звание Клара Ильинична просто отказалась –сложно собирать документы и слишком долгие бюрократические коридоры. По этому поводу мне сказала одна из ее выпускниц, нынешний математик школы № 27: «Клара Ильинична была для нас НАРОДНЫМ УЧИТЕЛЕМ, безумно любима всеми, поэтому все ее заслуги перед городом и так известны». Учиться у нее было почетно, ходить к ней на исторический кружок было делом чести. Она всегда с уважением относилась к ученику, воспитывая в нем ответственную, порядочную личность. Заставляла выполнять обещания, стремилось быть близкой, доброжелательной к детям, улыбаться им шутить, учить умному чувству юмора в противовес надувной глупости. Ее очень любили родители учащихся, часто умоляя, чтобы она стала классным руководителем именно их класса. Ею гордилась школа, ведь она ездила на различные педагогические семинары на обмен методическим опытом, в частности, к нам в Ленинград, в нынешнюю Санкт—Петербургскую Академию постдипломного педагогического образования. В 1981 году награждена медалью «Ветеран труда», отмечена благодарностями, а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне».
Клара Ильинична Наймарк гордилась своим двоюродным братом, возглавлявшим школу Смоленска Григорием Александровичем Наймарком и семьей родного брата ученого-технаря, кандидата технических наук Александра Ильича Наймарка, вошедшего в династию интеллигенции в трех поколениях в Санкт-Петербурге. Одна племянница Зоя Борисовна Пламеневская-филолог европейского масштаба. Я продолжаю дело преподавательского цеха историков, пишу книги, защищаю диссертацию после Европейского Университета в Санкт-Петербурге и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Она всегда стремилась с образованными людьми, общаться занимать лидирующее положение в круге интеллигенции,
Я мечтала свозить ее в Польшу… Не получилось нам с Кларой Ильиничной попутешествовать по стране ее предков… В последние годы она тяжело болела. Она была инвалидом 2 группы, но при этом работала волонтером еврейского центра Хесэда, очень помогала своим ученикам, если не материально, то советом. Моя тетя очень переживала за своего двоюродного брата Михаила Иосифовича Апельбаума, честного автослесаря, желая для него справедливости и хороших отношений в семье, иногда это складывалось… У меня из Петербурга не получалось за ней ухаживать, этим занимались родственники и соседи. Мне кажется, они обиделись на меня за то, что я унаследовала квартиру Клары Ильиничны Наймарк, сделав из нее ее музей. Тетя Клара давно стала мне второй мамой, она горевала из-за слишком жесткой, часто формализованной, забюрократизированной ситуации в современном образовании и науке, понимала, как это «ударило» по моей карьере и трудовой жизни. Когда она умерла от усталости и гипертонического криза, ее выпускница, нынешний учитель школы 27 Ирина Васильевна Чернецова написала на форуме группы школы в сайте «Вконтакте»: «Уходят учителя 27 - й. . . Валерий Николаевич Засульский, Николай Борисович Захаревский. . . Сегодня простились с Кларой Ильиничной Наймарк. Вечная память, дорогие друзья». Я обладаю огромным количеством фотографий и документов о своей педагогической династии. Их надо передавать в музей школы № 27 Смоленска и как можно скорее, рассказывая о порядочных, культурных, творческих Людях с большой буквы, обогащая традиции школы, чтобы современная администрация училась работать. А пока я ухаживаю за могилой Клары Ильиничны Наймарк на Братском кладбище Смоленска в семейном мемориале Наймарков-Родиных. Иногда помогает родня и за небольшую плату специальная организация, хотелось бы помощи выпускников 27 школы…
К.И. Наймарк, фото из личного архива, сканер с компьютера прямой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.