ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.6

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
03.02.2020
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Доклад содержит доказательства эффективности использования ИКТ в интеграции с традиционными методами обучения
Данильченкова О. В.доклад о икт.docx

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Данильченкова О. В.

В настоящее время остро стоит проблема качественного обучения в малокомплектных школах. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные потоки информации. Поэтому важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Естественно, что процесс обучения должен меняться. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению и обучающих компьютерных программ, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств. Помочь учителю в решении задачи эффективного обучения может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Цель исследования: разработка оптимального сочетания информационно-коммуникационных технологий и традиционных методов обучения в образовательном процессе в условиях малокомплектной начальной школы.

Объектом являются информационно – коммуникационные технологии в сочетании с групповой, парной, фронтальной работой, игровыми и проблемными ситуациями, стратегиями критического мышления.

Предмет исследования: процесс использования ИКТ в процессе обучения и преподавания в условиях сельской малокомплектной начальной школы.

Для реализации цели исследования применялись следующие методы: метод отбора материала; метод теоретической интерпретации; наблюдение; прогнозирование, преобразование материала.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.(2, с.311) При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК. Следовательно, он составляет план урока, исходя из целей обучения и преподавания. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Сочетание правильно

 

организованной групповой и парной работы, вопросы и задания не только знаниевого уровня, а направленные на анализ, синтез и оценку, дополненные использованием медиа средства, принесет больше пользы и для ученика, и для учителя.

Такому уроку свойственны следующие принципы: принцип адаптивности; принцип управляемости; интерактивности и диалогового характера обучения; принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы; принцип поддержания у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; принцип вариативности изложения материала.(6).

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты: языки програмирования, готовые программные продукты, пакет Microsoft Office, включающий не только текстовый редакторWord,а еще и систему баз данных Access, и электронные презентации Power Point. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point, зрелищны и эффективны в работе над информацией.

В малокомплектных классах возможно применение на уроке ноутбука. Обучив учащихся элементарным навыкам владения, ноутбук позволяет эффективно организовать групповую и парную работу, изучение нового материала, закрепление, опрос. Это позволяет достичь определенных результатов. В классе обучаются в основном дети с ЗПР. Использование ИКТ вместе с традиционными методами обучения помогает выровняться таким детям к концу обучения в начальных классах, а к концу 4 класса сдать тесты в соответствии со Стандартом обучения РК. За период 2009-2014 года у 2 учеников снят диагноз ЗПР, ребенок с умственной отсталостью не только стал справляться с нормой техники чтения, но и выучил таблицу умножения и стал выполнять вычисления.

В процессе исследования были разработаны уроки, на которых использовались различные виды деятельности. Данные уроки опубликованы в журналах «Начальная школа Казахстана», на сайте «Открытый урок».

Следствием применения разнообразных форм работы на уроке является повышение мотивации и познавательной активности на уроке. При изучении мотивации на начало года и в конце I полугодия показало увеличение познавательной мотивации на 33 %, изменилась внешняя и внутренняя мотивация (на 30%): дети отмечают, что им интересно учиться, стараются учиться лучше, потому что хотят больше знать и уметь.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. (5) Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.

Освоение учащимися современных информационных технологий дает возможность для учащихся проявить свои творческие способности. Это доказывает участие учеников в районных, областных олимпиадах, творческих конкурсах «Русский медвежонок», «Малахит», интернет-олимпиадах.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения. Прежде всего, низкое качество медиа продуктов в школе, отсутствие в программе уроков информатики для начальных классов

Несмотря на имеющиеся недостатки – будущее за использованием ИКТ в сочетании с традиционными методами как в условиях общеобразовательной, так и в малокомплектной школе.

Литература:

1. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989 г.

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013 г. – 320 стр.

3. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. –С.14.

4. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.//Журнал «Информатика и образование». 2008 г. № 5, № 6.

5.Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения.//Информатика и образование. 1999 г. № 2.

6.http://www.rusnauka.com/25_PNR_2012/Pedagogica/5_115995.doc.htm

7. http://little-school.ru/public/files/ucposob.pdf

8.http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25


 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

Такому уроку свойственны следующие принципы: принцип адаптивности; принцип управляемости; интерактивности и диалогового характера обучения; принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы; принцип поддержания у ученика…

Такому уроку свойственны следующие принципы: принцип адаптивности; принцип управляемости; интерактивности и диалогового характера обучения; принцип оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы; принцип поддержания у ученика…

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы…

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020