ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.6

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.6
docx
12.12.2022
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.docx

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация: В данной статье рассматриваются приемы использования карт В.Я. Проппа для развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Авторами теоретически обосновано, что словотворчество у детей тесно связано с развитием речи и восприятием литературных произведений, которое проявляется в образовании ими новых слов. Эмпирическое исследование показывает, что использование карт В.Я. Проппа облегчает придумывание сказок. Проведенное исследование позволяет утверждать, что карты В.Я. Проппа имеют огромный потенциал в развития детского словотворчества. Совокупность инновационных подходов к процессу образования и привлечение педагогического опыта в вопросах развития словесного творчества обеспечит актуализацию механизмов речевой деятельности дошкольников. Ключевые слова: словесное творчество, дети старшего дошкольного возраста, сказочный материал, приемы использования карт В.Я. Проппа. Как показывает опыт передовых работников в области дошкольного воспитания, словесное творчество оказывает огромное влияние на самостоятельное творчество ребенка, велико его воздействие на всестороннее развитие. В настоящее время существует множество научных работ, которые посвящены данной проблеме. Исследованием вопросов развития словесного творчества занимались такие ученые, как: Е.И. Тихеева, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая, А.В. Запорожец, С.К. Алексиева и другие. В своем словотворчестве дети делают слово более живым и предметным, собирают все возможные его значения. Ребенок интересуется смысловой стороной слова, образом предмета. Звуковая оболочка для ребенка является носителем образа, усматривается его смысловая аналогия: у лисы – лисенок, у белки – бельчонок. Образ рождает слово: курочка ряба разгребает лапкой зернышки – курочка-гребушечка. Как отмечают все исследователи детской речи, своевременное появление словотворчества является симптомом благополучия в речевом развитии ребенка. При этом, в наши дни влияние современной языковой ситуации на овладение детьми речевыми средствами характеризуется противоречивостью между достаточно разнообразными детскими инновациями при построении собственных высказываний и недостаточным наличием в ней выразительных средств, несвязностью и не эмоциональнальностью. Рассматривая проблему развития словотворчества дошкольников, следует обратиться к толкованию данного термина, который представлен в различных вариантах. Так, Толковый словарь С.И. Ожегова дает нам следующее определение: «Словотворчество - создание новых слов» [4]. В Словаре лингвистических терминов С.С. Ахмановой словотворчество определяется как «создание новых слов, обычно путем нового сочетания существующих словарных элементов или же (гораздо реже) путем изобретения новых звукосочетаний (обычно в пределах канонических правил фонетики данного языка)» [2]. У М.Р. Львова в «Словаре-справочнике по методике русского языка» находим: «Словотворчество, творческая деятельность – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая самостоятельность. К числу творческих работ относятся не только сочинения, но и те виды изложений, пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации» [5]. Д.Б. Эльконин рассматривал словотворчество у детей «как симптом овладения ребенком языковой действительности» [1]. Словесное творчество – это сложный процесс, который связан с общим (всесторонним) развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством. Лев Семенович Выготский считал, что воображение ребенка тесно связано с развитием его речи. Во-первых, как только у него появляется речь, он делает крупный шаг вперед в развитии воображения. Во-вторых, дети с задержкой речевого развития демонстрируют очень слабое развитие воображения. И, в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми в становлении воображения. Словотворчество детей проявляется и в образовании ими новых слов, тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений. В дошкольном возрасте ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи. Она проявляется в легкости запоминания слов, их звучания и значения, а также интересе к словам, звукам, рифмам. Важнейшим источником развития детского словесного творчества являются произведения устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки). Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически. Согласно исследованиям О.С. Ушаковой, фактором, который связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является поэтический слух. Если ребенок будет понимать и чувствовать только стихотворную речь и будет совершенно глух к выразительным средствам языка в рассказе или сказке, мы не можем говорить о развитом поэтическом слухе. Одним из действенных нетрадиционных методов развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста являются карты Владимира Яковлевича Проппа. Данный метод направлен на развитие словесного творчества детей, кроме того, карты являются замечательным наглядным средством, учитывающим особенности детей дошкольного возраста. В. Я Пропп утверждал о том, что в волшебной сказке функции заменяются – поступками главного героя, которые определяются с точки зрения его значения для хода действия. Ученый изучил все основные функции волшебной сказки. В. Я. Пропп утверждал, что сказочных функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Он объяснял этим «двоякое» качество сказки: ее необыкновенное многообразие, ее многокрасочность и сказочность, и, с другой стороны, ее поразительное однообразие. Владимир Яковлевич сформулировал три принципа построения сказки: 1. Постоянные, устойчивые элементы сказки служат функциями главных героев, независимо кем и как они выполняются. 2.Число функций в волшебной сказке ограничены. 3.Последовательность функций всегда одинакова. В ходе своей работы В.Я. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). Он выделил двадцать основных функций, среди них такие, как «Запрет», «Нарушение запрета», «Вредительство», «Отъезд героя», «Задача», «Волшебные дары», «Сверхъестественные свойства антигероя», «Борьба», «Победа», «Свадьба» и другие. Именно они и используются при составлении сказок. Джанни Родари отмечает, что «преимущество карт Проппа очевидны, каждая из них – целый срез сказочного мира [3]. Каждая функция изобилует перекличками с собственным миром ребенка. Прочитав слово «запрет», он сразу же ассоциирует (применяет) к своему личному опыту – с различными запретами, с которыми ему приходилось встречаться в жизни. «Запрет» - это также и столкновение с авторитетом (конфликт интересов). Также запреты учат детей, что можно делать, а что нельзя. Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними: На первом этапе детей знакомят со сказкой как с жанром литературного произведения, объясняют ее основную композицию (зачин, повествование, концовка). На втором этапе читается сказка с иллюстрированием карт В.Я. Проппа На третьем этапе детям пересказывают сказку, опираясь на карты Проппа. На четвертом этапе дети начинают сочинять сказки с помощью карт В.Я. Проппа. Им раздаются от 5 до 8 карт, не больше. Они начинают придумывать сюжет, главных в них героев, их помощников и противников. В начале, задание придумать сказки детям нужно давать в коллективе с небольшим количеством карт. Так им будет легче достигнуть положительного результата, и деятельность будет более продуктивной. Когда дети осваивают придумывание сказок, то можно приступить к придумыванию сказок вслепую, то есть берется наугад любая карта из колоды. У каждого ребенка свои комплекты карт, он начинает придумывать новую сказку. Вначале детям предлагают готовое название сказки (например, «Сказка о путешествии ежика в лесу»), оговаривается с ними место, где будет происходить действия и количество персонажей. После этого дети начинают придумывать название, место действия, героев и определяют их количество, наделяют каждого из них соответствующими нравственными качествами и образными характеристиками. Освещение всех этих вопросов позволяет нам предположить, что карты В.Я. Проппа имеют огромный потенциал в развития детского словотворчества. Данный нетрадиционный метод работы со сказкой позволяет развивать и реализовать творческие возможности каждого ребенка и приводит к тому, что сказка – это особое произведение, которое состоит из элементов, меняющиеся по желанию автора, и то, что сказочником может являться и сам ребенок. Итак, сказка несет в себе огромный воспитательный заряд и может служить, как показывает педагогическая практика, действенным средством развития словотворчества дошкольников. Список литературы: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: изд. центр «Академия», 1999. – 159с. 2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1969. — 608 с. 3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»: «Академия К», 1998. - 240 с. 4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с. 5. Львов М. Р. Словарь - справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. © Драгуцан Л.М., Крупина К.В., 2022


 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТ

У М.Р. Львова в «Словаре-справочнике по методике русского языка» находим: «Словотворчество, творческая деятельность – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая самостоятельность

У М.Р. Львова в «Словаре-справочнике по методике русского языка» находим: «Словотворчество, творческая деятельность – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая самостоятельность

Пропп утверждал, что сказочных функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много

Пропп утверждал, что сказочных функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много

Итак, сказка несет в себе огромный воспитательный заряд и может служить, как показывает педагогическая практика, действенным средством развития словотворчества дошкольников

Итак, сказка несет в себе огромный воспитательный заряд и может служить, как показывает педагогическая практика, действенным средством развития словотворчества дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022