Введение
Актуальность данной темы объясняется многими причинами.
Особо быстрое и масштабное развитие компьютерных технологий и внедрение их во всем мире, в том числе и в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие современного поколения. Бурный поток новой информации, рекламы, компьютерных технологий в телевидении, распространение всевозможных новейших телефонов, смартфонов, компьютеров оказывают большое влияние на человека. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Так же в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (раздел 2, пункт 11) отмечено, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ [15].
На современном этапе система образования уделяет огромное значение вопросам информационных технологий. Так в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (статья 16) отмечено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, и т.д. [16].
Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий: Б.С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Э.Г. Малиночка, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко и др. Опыт практического применения информационных и компьютерных технологий в сфере образования в нашей стране был описан в работах Ю.С. Брановского, В.В. Вержбицкого, А.Д. Иванникова, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова и др.
Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам использования современных компьютерных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды А.Г.Асмолова, Ю.Н.Афанасьева, Д.А.Богдановой, Ю.С.Брановского, А.М.Бурлакова, Я.А.Ваграменко, Т.П.Ворониной, И.Е.Вострокнутова, Ж.Н.Зайцевой, С.О.Крамарова, Ю.К.Кузнецова, С.Л.Лобачева, Е.И.Машбица, В.П.Меркулова, В.М.Монахова, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.П.Тихомирова, В.А.Садовничего, В.И.Солдаткина и др.
Возможности и перспективы использования в различных областях образования электронных учебников, обучающих программ, средств мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых систем посвящены работы многих авторов: А.И. Архиповой, И.Г. Левитиной, А.И. Тихонова, Ю.М. Тараскина и др.
Цель данного реферата: Выявление возможностей использования компьютерных технологий в образовании.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия информационных технологий и их история развития.
2. Представить классификацию информационных технологий.
3. Дать характеристику понятия компьютерных технологий.
4. Рассмотреть возможности использования компьютерных технологий в образование и в деятельности учителя начальных классов.
В первой части реферата раскрывается сущность и содержание понятия информационных технологий, а также поэтапная история развития, начиная с 19 века до современности. Представлены определения таких ученых как М.И.Жалдак и И.В.Роберт.
Во второй части представляется классификация информационных технологий через которые мы выходим на понятие компьютерные технологии.
В третьей части дана полная характеристика компьютерных технологий, а также рассматриваются их виды.
В четвертой части рассмотрены такие вопросы как, «Как компьютерные технологии используются в образовании и для чего?», «Как учитель начальных классов использует компьютерные технологии на уроках?».
В приложении предложены сценарии уроков с применением компьютерных технологий, такие как, урок-лекция, урок-зачет, урок по решению задач и практические задания с использованием ИКТ.
Данная исследовательская работа будет интересна студентам, преподавателям образовательных организаций и учителям начальных классов.
Понятие информационных технологий и их история развития
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Следовательно, процесс переработки информации по аналогии с процесса переработка материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
М. Горький говорил: «Книги – источник знаний». Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию. Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.
Энциклопедический словарь по информатике дает следующее определение технология. Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, т.е. процессы. Под процессами следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью совокупности различных средств и методов [6].
В.А.Извозчиков определяет информационную технологию как «технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики» [7].
Более широкая трактовка этого термина приведена М.И.Жалдаком: «Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами» [7].
И.В.Роберт называет средствами новых информационных технологий (СНИТ) «программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [7].
Общим в приведенных определениях является, во-первых, то, что ИТ рассматриваются как способы организации информационных процессов и, во-вторых, что эти процессы проводятся с использованием компьютерных средств.
Ученые С.Э. Абасова, С.Г. Абдуллаев в своей конференции отметили, что если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации, то можно определить следующие этапы ее развития:
1-й этап (до второй половины 19века) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляет: перо, чернолица, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляется ручным способом путем почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца 19 века) – «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более современными средствами доставки. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.
3-й этап (40-60 годы 20 века) – «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.
4-й этап (с начала 70-х годов) – «электронная» технология, основным инструментом которой становится большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
5-й этап (с середины 80-х годов) – «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления. Они реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникационную связь. В связи с переходом на микропроцессорную базу значительно изменяются технические средства бытового, культурного и прочего назначения. В различных областях начинается широкое использование телекоммуникационной связи, локальных компьютерных сетей.
6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet [1].
Таким образом, информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления и существует шесть этапов развития информационной технологии.
Классификация информационных технологий
Любая информационная технология обычно нужна для того, чтобы пользователи могли получить нужную им информацию на определённом носителе данных.
При рассмотрении информационных технологий выделяют их деление на различные виды. Классификация информационных технологий необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Пример такой классификации представляет профессор Е.С. Полат:
1) Классификация по типу интерактивности.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д.
ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее [12].
2) Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров.
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.
3) Классификация по степени использования в них компьютеров.
По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний [12].
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
4) Классификация по методам и средствам обработки данных.
● глобальные ИТ: включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом;
● базовые ИТ: ориентированны на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.;
● конкретные ИТ: задают обработку данных в реальных задачах пользователя.
5) Другие классификации информационных технологий.
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.
Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем столе [6].
Также существует классификация информационных технологий по типу информации, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Тип информации |
Информационные технологии |
Текст |
Текстовые редакторы |
Цифровая |
Табличные редакторы |
Данные |
Системы управления базами данных |
Знания |
Экспертные системы |
Объекты реального мира |
Мультимедиа, гипертекст |
Использование информационных технологий в различных сферах и отраслях, дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания. ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений.
Понятие компьютерных технологий
Самым изменчивым компонентом информационных технологий являются орудия труда — машины, приборы, инструменты, программно-технические средства, с помощью которых обрабатывается или перерабатывается информация. Каждая смена поколений орудий труда приводила к очередной информационной революции — преобразованию общественных отношений, связанных с коренными изменениями способов обработки информации [2].
Онокой Л.С считает что, во все времена информационные технологии были непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Особое значение ИТ приобрели в наши дни, когда в качестве основного средства обработки информации стал использоваться компьютер. Информационные технологии, в которых в качестве средства труда используются электронно-вычислительные машины (ЭВМ), получили название компьютерных технологий [2].
А.Я. Савельев считает, что в общем случае компьютерные технологии предполагают реализацию последовательности отдельных операций по обработки информации с помощью ЭВМ. Ведущим компонентом процесса обработки информации является субъект труда — человек, который для успешного достижения намеченной (заданной) цели должен решить ряд задач, в том числе:
• выбрать предмет труда (например, данные опроса);
• подготовить средства труда (в нашем случае это компьютер, с установленным программным обеспечением, предназначенным для обработки результатов опроса);
• с помощью компьютера выполнить необходимые действия, обеспечивающие достижение цели. В нашем случае эти действия состоят в вводе данных опроса в ЭВМ, обработку их с помощью соответствующей программы и последующий альтернативный вариант их вывода: либо в бумажной форме, либо включение полученных результатов в базу данных, где они будут храниться в электронной форме [11].
Компьютерные технологии применяются для решения двух задач: обучения и управления. Так как исследовательская работа связана с образованием, то и компьютерные технологии нужно рассматривать в обучении.
По определению А.П.Ершова компьютерная технология обучения – это такая область знаний, которая находится на стыке дидактики и информатики, психологии и математики, эргономики и экономики, системотехники и социологии [2].
И. Ефремов считает что компьютерная технология обучения (КТО) – это и совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для обеспечения целенаправленности процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующего часть функций педагога по представлению, передаче информации и управлению познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося [7].
Для более полного понимания компьютерных технологий в обучении нужно рассмотреть основные их основные виды.
Автоматизированные компьютерные технологии обучения. Название
технологии обучения устаревшее, но положившее начало дальнейшему активному применению компьютера в обучении. Период времени достаточно насыщен поиском разнообразных подходов, алгоритмов обучения и разработками компьютерных программ обучения и контроля. Появление персональных ЭВМ-компьютеров, значительно повлияло на становление и развитие компьютерных технологий обучения.
Мультимедийные технологии обучения. С расширением функциональных возможностей компьютера, позволившим применять различные среды для подготовки информационного, а в дальнейшем и обучающего материала, появился новый термин – мультимедийные технологии обучения. По принципам и теоретическим основам создания и функционирования мультимедийные технологии являются компьютерными технологиями обучения. Новый термин отражает современный этап развития функциональных возможностей компьютерной техники и технологии подготовки и представления информации, что расширило дидактические возможности современного периода развития компьютерных технологий обучения.
Сетевые компьютерные технологии обучения. Особенностью развития настоящего периода образования являются развитые средства доставки информации, возможность работы в интерактивном режиме, комплексное использование различных взаимодополняющих технологий обучения. На данном этапе развития мирового сообщества большое внимание во всех сферах его жизнедеятельности уделяется сетевым технологиям общения и обучения. Развитие сетевых или иначе коммуникационных технологий общения дали новый толчок к развитию технологий дистанционного компьютерного обучения. Появилось новое понятие – Интернет образование [9].
Таким образом, можно сделать вывод что компьютерное технологии –
это технологии,
отвечающие за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение
информации с использованием компьютеров, и которые применяются практически во
всех сферах деятельности.
Использование компьютерных технологий в образовании и в деятельности учителя начальных классов
Сегодня, по словам Г.К. Селевко, в России идет становление новой системы образования, ориентированного (что достаточно хорошо согласуется с действующей практикой) на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс, указывается им же, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.
В Едином квалифицированном справочнике должностей (раздел 3) сказано, что учитель обязан оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, а также должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [4].
В Профессиональном стандарте педагога (раздел 3, пункт 3.1.1.) отмечено, что формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) и владеть ИКТ-компетентностями [13].
Таким образом, быть педагогически грамотным педагогом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Основные направления развития и внедрения компьютерных технологий образовании нацелены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение деятельности в области управления и развития образования, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ЭВМ.
Компьютерные технологии в образовании призваны обеспечить создание информационного пространства, насыщенного полной, актуальной, достоверной информацией. Термин «информационное пространство» обозначает совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан; и удовлетворение их информационных потребностей [16].
Одной из проявившихся в настоящее время тенденций развития компьютерных технологий следует считать комплексный подход к их использованию в школе. В соответствии с этим подходом новые технологии должны охватить не только непосредственно учебный процесс, а по возможности все стороны школьной деятельности [13].
В приложении 1 показаны основные направления применения КТО в образовании.
Первое направление это ученики. Обучение предполагает использование компьютерных технологий учащимися непосредственно в процессе усвоения учебной информации. Как видно из приведенной схемы, в этом блоке, в свою очередь, выделяется два достаточно автономных и различающихся по своим задачам направления. Раздел «Курс информатики» имеет своей задачей формирование информационной культуры ученика, его компьютерной грамотности в современном понимании этого термина. Это направление работает на информатику как науку и обязательную школьную дисциплину, в которой компьютер и компьютерные технологии выступают в качестве объектов изучения .
Раздел «Другие дисциплины» предполагает применение компьютеров в качестве средства обучения при освоении «обычных» дисциплин (не информатики). Данное направление является, безусловно, наиболее ресурсоемким (в отношении техники, программного обеспечения и количества подготовленных преподавательских кадров), поскольку предусматривает работу со значительными группами учащихся при освоении большого числа школьных дисциплин.
Блок «Внеклассная работа» призван, с одной стороны, решить проблему досуга учащихся, а с другой – предоставить возможность для развития его индивидуальных творческих способностей и, возможно, профориентации на базе современных информационных технологий. В рамках направления «По учебным предметам» возможно проведение факультативных или кружковых занятий, предусматривающих углубленное освоение учебных дисциплин. Примерами могут быть кружки иностранных языков, использующие мультимедийные технологии; участие в телекоммуникационных проектах по экологии, географии, природоведению, русскому языку и т.п.; кружки программистов; объединения по изучению мировой культуры. В разделе «По интересам» компьютер предоставляет учащимся любых возрастов ни с чем не сравнимые возможности удовлетворения своих интересов [10].
Следующее направление это преподаватели и администрация. Они могут использовать информационные технологии для решения задач управления и методической работы.
В блоке управление раздел «Уровень преподавателя» предусматривает использование компьютера при решении вопросов, с которыми сталкивается преподаватель в своей повседневной деятельности: учет текущей успеваемости и ее статистическая обработка, ведение различных баз данных, подготовка документов, сценарии уроков и пр. Сценарии уроков с использование КТО представлены в приложении 2. При использовании сетевой школьной информационной системы преподаватель, безусловно, должен уметь ею пользоваться в рамках имеющихся у него возможностей доступа к информации.
Компьютеризация школьного управления на «Уровне администрации» в значительной мере определяется технической базой и наличием специализированного программного обеспечения (ПО). Можно выделить несколько уровней применения компьютеров в управлении школой:
· минимальный – использование стандартного офисного ПО для организации внутреннего и внешнего документооборота; для реализации требуется 1–2 компьютера в распоряжении администрации; шаблоны документов могут быть подготовлены посредством обычных редакторов; стандартные же электронные таблицы могут применяться для обработки числовых данных.
· уровень специализированного ПО предусматривает создание и ведение системы школьных баз данных: «Контингент», «Кадры», «Учебный план», «Оборудование» и других; использование данных из баз возможно как напрямую – посредством запросов, так и с помощью программ-обработчиков, предназначенных для решения конкретных управленческих задач на основе информации, содержащейся в перечисленных базах: тарификация преподавателей, оптимизация расписания учебных занятий, составление отчетов и прочее.
· уровень локальной общешкольной сети предполагает полный перевод всего внутришкольного документооборота на безбумажную основу. Для этой цели должна быть создана локальная школьная компьютерная сеть с терминалом в каждом учебном классе, что позволит перейти к ведению электронных классных журналов.
· уровень использования глобальной сети в части управления обеспечит электронный документооборот в звене школа – РУНО (ГУНО). С точки зрения внутришкольных пользователей упрощается доступ к внешним нормативным и иным документам, а также информации учебного и методического характера. Данный уровень управления может быть реализован и без локальной школьной сети, т.е. на любом из описанных ранее уровней управления посредством модемной связи через телефонную линию [9].
Блок «Методическая работа» предполагает использование специализированных баз данных, содержащих материалы как для учителей-предметников, так и завучей, возможность обмена информацией с коллегами посредством компьютерной сети, подготовку и тиражирование дидактических материалов для учащихся, создание средств наглядности, разработку материалов для компьютеризированных уроков (в том числе с применением инструментальных систем педагогического назначения). Для реализации данного направления требуется небольшое количество компьютеров (помимо учебных), к которым имели бы доступ преподаватели, и соответствующее программное обеспечение [4,13].
Направление Вспомогательные службы, как ясно из схемы, предусматривает применение КТО в работе неосновных (с точки зрения организации учебного процесса) служб школы – психологической, хозяйственной, библиотеки и возможных других. Оно, безусловно, требует специализированного ПО, наличия техники в соответствующей службе и готовности кадров.
Каждое из обсуждавшихся направлений имеет свои задачи и требует соответствующего ресурсного обеспечения. Однако все направления взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, так как охватывают разные стороны организации и проведения единого учебно-воспитательного процесса школы. Вычленение какого-либо одного из них и объявление его приоритетным возможно лишь на некотором временном отрезке, в перспективе должна предусматриваться работа по всем направлениям.
Комплексный подход к компьютеризации должен привести к созданию единой школьной информационной среды, доступ и использование которой в рамках установленных прав должны иметь как учащиеся, так и преподаватели и администрация. Важным с точки зрения современных представлений является возможность выхода из локальной информационной школьной системы в глобальную сеть [13].
Внедрение компьютерных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий [7].
На рынке отечественной программной продукции имеется стало появляться большое количество развивающих и обучающих программ для младших школьников. Широкое применение получила программа-тренажёр по русскому языку «Фраза». Эта программа тоже рассчитана для общеобразовательной школы. Задания распределены по темам. С помощью такого тренажёра у ребёнка вырабатывается навык правильного написания, т.к. компьютер не принимает неправильный ответ. Он, мгновенно реагируя на ошибку, выводит на экран подсказку (правило и соответствующий ему пример), а в конце работы подсчитывает количество ошибок, допущенных учеником, и выставляет оценку. Компьютер позволяет учителю в процессе урока давать ученикам самостоятельные задания, с учетом их индивидуальных возможностей. Причем учащиеся не мешают друг другу, т.к. задание комментируется с помощью наушников, а если ребёнок не понял, задание может прозвучать ещё несколько раз [7,13]
В рамках экспериментальной деятельности был проведён мониторинг развития психических процессов учащихся. Результаты мониторинга показали, что развитие психических процессов повысилось:
- слуховая кратковременная память на 18 %;
- слуховая долговременная память на 20 %;
- зрительная память на 23 %;
- переключаемость на 10 %;
- точность внимания на 15 %;
- объём внимания на 20 %;
- обобщение и классификация на 30 %.
Кроме того, в конце учебного года по результатам тестирования по предмету русский язык, группы детей, обучающихся с использованием компьютерных технологий, оказались на 26 % выше результатов детей, обучающихся традиционно. Такой пример можно использовать учителям начальных классов на уроках, студентам педагогических колледжей на практике.
Также в приложении 3 представлены практические задания с использованием ИКТ, разработанные с помощью программы Notebook.
Таким образом, компьютерные технологии имеет огромное значение в образовании. Компьютерные технологии позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения – формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Заключение
При изучении темы «Возможности применения компьютерных технологий в образовании» была сформулирована цель и поставлены задачи, решение которых было отражено в данной исследовательской работе:
1. Рассмотрено общее понятие «информационные технологии» и их история развития.
2. Представлена подробная классификация информационных технологий.
3. Рассмотрено понятие «компьютерные технологии» и «компьютерные технологии обучения».
4. Выявлены основные возможности использования компьютерных технологий в образовании и в деятельности учителя начальных классов.
Мною были рассмотрены такие важные вопросы как: «Для чего необходимы компьютерные технологии обучения?», основные направления компьютерных технологий в школе. Представлены определения и работы ученых занимающихся вопросами информационных технологий, таких как: В.А. Извозчиков, М.И. Жалдак, Г.К. Селевко, А.П. Ершов и т.д.
Я узнала много нового о том, как развивались информационные технологии, о том что использование информационных технологий в различных сферах и отраслях, дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания, о том какие требования предъявляет система образования к педагогу.
Основная проблема при написании реферата заключалась в недостаточном количестве современной литературы по исследуемой теме. Так как компьютерные технологии одна из самых быстро развивающихся областей человеческой деятельности. Каждый день мы узнаем о все новых и новых интереснейших разработках в мире компьютерных технологий. С каждой новой разработкой сложность электроники увеличивается, а возможности использования её становятся все более разнообразными.
Но, тем не менее, в данной работе была предпринята попытка обобщить и систематизировать разобщенный материал в рамках выбранной темы.
Данная исследовательская работа будет интересна студентам педагогических колледжей, преподавателям образовательных организаций и учителям начальных классов.
В дальнейшем я бы хотела продолжить изучение темы, глубже рассмотреть информационные технологии в деятельности учителя начальных классов.
Список литературы
|
1. Абасова С.Э. Современные информационно-коммуникационные технологии образования // Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции – Екатеринбург : РГППУ, 2011. |
|
2. Багриновский К.А. Новые информационные технологии. – М.: ЭКО, 1996. |
|
3. Безмен В.В. Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности. [Электронный ресурс]. http://www.ucheba.com/ur_rus/intehnologi/it_reseach.htm |
|
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. – М.: Норматика, 2014. |
|
5. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Сост. Поспелов Д.А. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. |
|
6. Компьютерные технологии обработки информации. /Под ред. Назарова С.В. – М.: Финансы и статистика, 1995. |
|
7. Летуновская О.А. Использование ИКТ в работе учителя начальных классов. [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/17/ispolzovanie-informatsionno |
|
8. Лихачева Г.Н., Гаспарин М.С. Информационные технологии. – М.: ЕАОИ, 2007. |
|
9. Максимов, Н. В. Современные информационные технологии. – М.: ФОРУМ, 2008. |
|
10. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия.– М.: Просвещение, 2007. |
|
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Полат Е. С. – М.: Академия, 2000. |
|
12. Профессиональный стандарт педагога. – Волгоград: Учитель, 2015.
|
13. Стариченко Б.Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе. [Электронный ресурс]. http://www.eidos.ru/journal/1999/0921.htm |
|
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. |
|
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –СПб.: Питер, 2014.
16. Черноруцкий И.Г. Методы оптимизации. Компьютерные технологии. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
17. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.