Возможности кабинета иностранного языка для оптимизации учебного процесса по предмету
Автор:
Учитель английского языка
высшей категории
МБОУ Школа №118
г.о.Самара
Морозова Л.Н.
Самара, 2019
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится в наше время необходи-
мым условием образованности, фактором, влияющим на успешное продвиже-ние в разных сферах деятельности в нашем обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий – важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо профессиональной области.
Иностранный язык становится средством межкультурного общения, поэтому необходимо переосмыслить не только концепции языкового образования, но и самой организации учебного процесса в новых условиях, в том числе учебно-материальной базы языкового школьного образования. Организация учебного процесса по иностранному языку требует создания информационно-образовательной среды. Кабинет иностранного языка - это первичная, базовая информационно-образовательная среда учебного процесса. Но школьное информационное пространство не может оставаться замкнутым только на свою школу. Свободный доступ к информационным ресурсам и услугам сети Интернет позволяет расширить информационно-образовательное пространство. Таким образом, проблема создания, оснащения и эффективного использования кабинета иностранного языка на самом деле вырастает в проблему информационного обеспечения учебного процесса, создания информационно-образовательного пространства, с одной стороны, и в проблему научной организации труда учителя и учащихся в новых условиях – с другой.
Как и любой учебный кабинет, в соответствии с функциональным назначением кабинет иностранного языка оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом. В таком кабинете должно быть удобно, комфортно учителю и учащимся в процессе выполнения всех необходимых видов деятельности на уроке и во внеурочное время.
Кабинет иностранного языка должен выполнять следующие функции:
- развитие мотивации и интереса у школьников по овладению иностранным языком;
- развитие и совершенствование творчества, инициативы и трудовых
навыков;
- формирование навыков и умений самостоятельной работы;
- использование кабинета как реальной возможности практичес-
кого применения языка, как средства общения вне урока;
- совершенствование речевых навыков и умений;
- интернациональное воспитания школьников средствами иностранного
языка;
- привлечение учащихся к различным видам учебной деятельности (уро-
чная, внеурочная).
Я – заведующая кабинетом иностранного языка № 202 МБОУ Школа №118 г.о.Самара. Стаж моей педагогической деятельности 25 лет. И все эти годы я являюсь хозяйкой данного кабинета. Мой кабинет –это и учебное помещение, где проходят уроки, занятия по внеурочной деятельности, это и игровая площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия , это и консультационный пункт для подготовки к предметным олимпиадам и экзаменам, это и библиотека, где можно найти справочную и методическую литературу, т.к. в кабинетах рекомендуется иметь специальную предметную библиотечку, в которую обычно входят учебники, справочники, книги для чтения, словари, доклады, рефераты, проекты учащихся и т.п. Такая библиотечка полезна как на уроке, так и на занятиях по внеурочной деятельности, т.к. она помогает раздвинуть рамки урока, сделать учение более эффективным и интересным процессом.
Прохожу мимо ровных рядов парт ( кабинет иностранного языка обычно рассчитан на 12-15 рабочих мест - с учетом деления класса на две группы). Мебель светлая, достаточно удобная и легкая. В моем кабинете очень хорошая доска: зеленая, ровная, современная.
Для уроков иностранного языка классная доска должна обладать определенными свойствами, которые вытекают из специфики учебного процесса, функциональных особенностей и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Классная доска, кроме своих обычных функций, служит для демонстрации различных наглядных пособий. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске имеются
приспособления для демонстрации картин, таблиц. Это – магнитная доска.
Учительский стол - это место, где царит творческий беспорядок: диски, рабочие тетради, учебники, папки с документацией и рабочие программы. С одной стороны, на столе творческий беспорядок. Но в этом беспорядке чувствуется тот самый порядок, к которому я привыкла, который мне так необходим. Учительский стол – это центр притяжения. Именно возле стола всегда толпятся мои ученики.
Ведущая цель обучения иностранным языкам в школе – овладение иноязычным общением на базовом уровне. В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорения, аудирования, чтения, письма). Для этого в кабинете имеются: раздаточный дидактический материал (для начальной, средней, старшей школы), папки со страноведческой наглядностью, программной тематической наглядностью, подборка дополнительной литературы для чтения на английском языке, справочная литература, пособия для подготовки к итоговой аттестации, словари, сборники тренировочных упражнений по грамматике, аудиокассеты, видеокассеты,CD, карты, грамматические таблицы, плакаты. методическая литература. Отдельно хранится литература по ФГОС, материал для занятий по внеурочной деятельности. Весь материал систематизирован. В кабинете есть каталог.
Также в кабинете имеются несколько сменных стендов со страноведческой наглядностью, что позволяет учащимся приобщиться к культуре и традициям страны изучаемого языка, стенды с грамматическими таблицами, картой страны изучаемого языка, алфавит, т.к я считаю, что все, что окружает ученика в кабинете, должно работать на него и на урок.
Кажется, все необходимое есть в моем кабинете для изучения английского языка. Но развитие информационных технологий в области образования не стоит на месте. Так, кабинет оснащен ТВ, магнитофоном, музыкальным центром, колонками, видеомагнитофоном, МФУ, мультимедиа проектором, ноутбуком, демонстрационным экраном, Интернетом, что позволяет при проведении уроков использовать электронные образовательные ресурсы. С помощью интернета можно готовиться к ЕГЭ и ОГЭ, участвовать в различных он-лайн олимпиадах, решать тесты, вести переписку на иностранных языках, заниматься проектной деятельностью. Очевидно, что в настоящее время невозможно представить себе кабинет без современных технических средств обучения, которые в значительной мере расширяют возможности учителя. С помощью проектора можно быстро проанализировать типичную ошибку, незаменимы ИКТ технологии при составлении проектов учащимися и их презентация, с помощью магнитофона можно ознакомить учащихся с особенностями устной речи страны изучаемого языка, видеозаписи позволяют наглядно ознакомиться с культурой, историей, особенностями быта, обычаями англоязычных стран. Ведь немаловажно при обучении иностранному языку максимально создать атмосферу, передать дух той страны, язык которой изучают дети.
Нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах, применяемых учителем на уроках. Использование ЭОР в общеобразовательных учреждениях определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования ЭОР, в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы. ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых применяют электронные устройства. В кабинете имеются следующие ЭОР: к УМК В.П.Кузовлева ABBYY Lingvo (электроное приложение с аудиокурсом, 2-4 классы; к УМК М.З.Биболетовой CD-ROM – обучающая компьютерная программа к учебнику, 5 класс; к УМК В.П.Кузовдева ABBYY Lingvo (электронное приложение с аудиокурсом, 6-7 классы); к УМК М,З,Биболетовой CD-ROM – обучающая компьютерная программа к учебнику, 8-11 классы); электронное издание (репетитор 2010 по английскому языку Кирилла и Мефодия – подготовка к выпускным и вступительным экзаменам).
ЭОР к УМК В.П.Кузовлева содержат: аудиокурс к учебнику, список треков к аудиокурсу, учебную игровую программу ABBYY TUTOR для запоминания слов из уроков учебника, учебные словари ABBYY Lingvo – электронный словарь с самой большой и современной электронной базой, это автоматизированный справочник по грамматике, в котором действует система обнаружения грамматических ошибок на морфологическом уровне, позволяет работать над лексикой, помогает при переводе.
ЭОР к УМК М.З.Биболетовой содержат: англо-русский словарь (включает транскрипцию), тесты по всем разделам учебника, аудиоприложения к учебнику и тексты к ним, подборку изображений по тематике учебника. Таким образом, применение учителем на уроках ЭОР повышает мотивацию учащихся к обучению, расширяет их кругозор, развивает образное мышление, оптимизирует учебный процесс.
При обустройстве кабинета я руководствовалась санитарно-гигиеническим требованиями. Все урочные и внеурочные занятия осуществляются с соблюдением санитарных норм: соблюдается режим проветривания, ежедневно организуется влажная уборка помещения, один раз в месяц – генеральная уборка. В кабинете большое количество цветов, размещенных по всей площади классного помещения, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся и учителя.
Работа в кабинете способствует умственному, нравственному и эмоциональному развитию личности ученика, всячески раскрывает его творческие возможности, создаёт условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого. Кабинет иностранного языка является главным помощником в реализации современных целей изучения иностранного языка. Задача кабинета – создавать все необходимые условия для овладения учебным предметом на уроках, внеурочных занятиях под руководством учителя или самостоятельно, индивидуально или в группе. Кабинет должен стать тем местом, где ученик смог бы почувствовать себя в мире интересного, неизведанного и где бы пробуждалось желание познать непознанное и узнать неузнанное. Обучение иностранному языку является более эффективным, если в учебном воспитательном процессе задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и используемые на уроках. Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Ведь от правильно оборудованного кабинета в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся.
Задача педагога – не только давать знания, а научить детей самостоятельно их приобретать. Это возможно лишь в том случае, если ребенок заинтересован предметом. А заинтересовать английским языком дело не простое. Этого может добиться лишь учитель, который знает свое дело, который постоянно совершенствует свое мастерство и не боится использовать новшества. Кабинет сильно поддерживает педагога в профессиональной деятельности. Ведь здесь собрано все, чем учитель пользуется на уроке. Дети также помогают в оформлении кабинета, выпускают газеты, делают своими руками наглядные пособия, рисунки, поделки. Дети довольны тем, что помогают мне и создают творческую атмосферу в кабинете. Совместная работа нас сближает, настраивает на одну волну, помогает понять интересы друг друга. Дети с радостью выполняют задания, когда я использую картинки и буквы сделанные их руками.
Работу по оформлению и оборудованию кабинета закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет. Это пространство для творчества каждого учителя.
СписоК литературы
· Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 3 июня 2011 года № 121-ФЗ)
· Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-11
· Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196)
· Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях».
· http://ddo.com.ua/s_images/12862152764109.jpg
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.