Возможности применения «Метода проектов» с детьми в образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Главная задача педагогов помочь ребенку найти ответы. Для этого педагоги в дошкольных учреждениях широко используют активные методы обучения: моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую и проектную деятельности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная и продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Работа педагога над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов.
Первый этап – выбор темы. Задача педагога на данном этапе – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.
Второй этап – реализация проекта. Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов через различные виды детской деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Третий этап – презентация, который способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Задача воспитателя заключается в создании условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Четвёртый этап – рефлексия. Подведение итогов и определение задач для новых проектов.
Организуя собственную проектную деятельность с детьми мы соблюдали определенную последовательность в работе:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели, поддерживая интерес детей и родителей;
- обсуждает план реализации проекта с родителями воспитанников;
- обращается за рекомендациями к специалистам детского сада;
- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
- собирает информацию;
- проводит мероприятия основной части проекта (занятия, игры, наблюдения, экскурсии),
- формулирует задания для совместного решения родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта совместно с детьми, в отдельных случаях с родителями;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
В своей педагогической деятельности совместно с коллегами, родителями и детьми мы реализовали различные виды проектов.
Так, например, нами был реализован информационно – практический проект «Огород на подоконнике». Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Совместно с родителями были созданы условия для реализации проекта - приобретены емкости и садовые инструменты, семена растений, грунт для посадки. Для родителей педагогами группы была проведена тематическая консультация «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». В процессе реализации проекта с детьми были организованы и проведены дидактические игры, тематические беседы и занятия на тему «Чем полезен лук?», дети познакомились с поговорками, стихами, сказками, загадками об овощах, рассматривали иллюстрации и тематические альбомы на овощную тематику, смотрели мультфильм «Чиполино» и электронные презентации. В ходе проектной деятельности дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты и учились устанавливать причинно – следственные связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В качестве презентации проекта была оформлена выставка детских рисунков «От семечки к ростку» и показ родителям воспитанниками группы кукольного театра «Репка».
«Победой кончилась война» - это творческий краткосрочный проект, посвященный семидесятилетию Дня Победы. Работа над данным проектом позволила нам, педагогам, решить задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников - воспитание в детях чувства патриотизма, гордости за родную страну, уважение к ветеранам, доброжелательного отношения к окружающим. В ходе реализации проекта были организованы такие значимые для детей и совместные с социальными партнерами мероприятия, как экскурсия в Музей боевой славы Средней школы № 3, к обелиску павших воинов в годы ВОВ, участие в городской акции «Открытка ветеранам». Участие социальных институтов в реализации проектной деятельности позволяет педагогам установить более тесную взаимосвязь событий в детском саду с историей и реальной жизнью семьи, города и страны.
Детьми и родителями под руководством педагогов группы была организована и проведена исследовательская деятельность по поиску исторических фактов о дедах, прадедах участвующих в Великой отечественной войне. Благодаря организованной совместной деятельности в группе была создана стена памяти «Чтобы помнили». Проект завершился постановкой и представлением детьми и педагогами группы музыкально – литературной композиции «Победой кончилась война». Полученные информационные материалы в ходе проектной деятельности смотивировали родителей и детей принять участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
В качестве тематики наших проектов выступали итоговые мероприятия (события) в детском саду, творческие конкурсы различного уровня, а также государственные и народные праздники.
Так, например, результатом реализации проекта «Рождественская звезда», посвященного новогодним событиям, стало создание мультфильма с одноименным названием, который был отмечен Благодарственным письмом и дипломом за участие в городском конкурсе «Хрустальная туфелька - 2015» и победу в номинации «Лучшая сказка - комикс». В основу данного проекта было заложено желание детей быть актерами или героями мультфильмов. В процессе работы над мультфильмом дети активно создавали героев и озвучивали их, родители помогали в составлении оригинального сценария сказки и оформлении. В процессе реализации данного проекта мы отметили, что дети стали активнее передавать эмоциональное состояние героев, стали ощущать себя значимыми в группе сверстников, осознали и увидели свой вклад в общее дело, научились радоваться своим успехам и успехам товарищей.
В процессе образовательной деятельности со старшими дошкольниками, мы обратили внимание на тот факт, что любимыми персонажами детей нашей группы выступают космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С этой целью нами был разработан проект «Загадочный мир космоса», посвященный Дню космонавтики, что способствовало последовательному введению ребенка в мир элементарных научных знаний о планете Земля, о космосе, о Вселенной. Итогом проекта стала постановка музыкально – литературной композиции «Загадочный мир космоса». В ходе реализации проекта отметили, что продуктивная деятельность объединила наших детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовала формированию чувства гордости за свою страну, в тоже время повысилась и мотивационная составляющая - дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Проект «Весна идет, весне дорогу» стал заключительным в работе с детьми подготовительной к школе группе. Сложность реализации данного проекта заключалось в том, что родители воспитанников, которым обычно некогда и которые всегда куда – то торопятся, по замыслу педагогов и детей группы должны были стать активными и полноценными участниками в создании и представлении результата проекта - театрализованного представления «Весенняя сказка». Основным мотивом для участия родителей в проекте явилось формирование положительного примера старших и установление доверительных отношений между родителями и детьми, что позволило привлечь к проекту не только родителей, но и старших братьев и сестер.
Основным результатом реализации проектов с детьми старшего дошкольного возраста стало развитие свободной творческой личности ребенка, развитие у него таких качеств как креативность, самостоятельность, желание узнать новое и воплотить в деятельности свой творческий замысел, формирование позиции родителя как полноправного и полноценного участника образовательных отношений.
Поэтому мы решили продолжить данную работу с новыми детьми и родителями. В качестве результата планируемой проектной деятельности мы видим:
‒ для детей - обогащение социального опыта, расширение их кругозора, формирование познавательного интереса детей к различным видам деятельности;
‒ для педагогов - качественное освоение педагогами инновационных технологий, повышение профессиональной компетентности;
‒ для родителей – формирование представлений о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; активное вовлечение родителей в формирование единого пространства «семья – детский сад».
Началом планируемой совместной проектной деятельности стало подготовка и проведение тематической недели «Книжкины именины» в детском саду. В рамках данного проекта для родителей был проведен круглый стол «Сказка в жизни малыша». Результатом проведения круглого стола было решение о подготовке и проведении совместного театрализованного развлечения «Книга сказок» и создание конкурсной работы – авторской развивающей книги о правилах безопасности «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Родители стали активными участниками подготовительных мероприятий: создавали собственные костюмы и декорации для развлечения, учили свои роли, изготовляли страницы книги в различных техниках художественного и декоративно – прикладного творчества, совместно с детьми в домашних условиях читали и узнавали новые для детей сказки. В детском саду педагоги вместе с детьми разучивали театрализованные игры (пальчиковые, театр игрушек, игры - импровизации), читали художественные произведения, организовывали выставки детских творческих работ «Любимые герои сказок». В результате реализации проекта взрослые и дети получили положительный эмоциональный настрой для дальнейшего сотрудничества в образовательной деятельности.
Данный проект стал успешным началом для педагогов, родителей и детей в реализации проектной деятельности в группе.
Следующим этапом в реализации проектной деятельности стала разработка проекта «Зима – мастерица», в котором активно участвовали и дети, и семьи воспитанников. Проект предоставил большие возможности для проявления творчества, активности, самостоятельности, умения планировать и работать в коллективе. Цель проекта - расширение представлений детей о зиме, формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
В результате проекта педагогами группы были составлены дополнительные разработки непосредственно образовательной деятельности по теме «Зима» и тематических досугов, картотеки различных видов игр, практических занятий, разработаны рекомендации для родителей. Презентацией проекта стало оформление выставки совместных творческих работ «Царит Зима - красавица» и разработка одноименной электронной презентации для конкурса художественного и декоративно – прикладного творчества «Зима - мастерица».
В заключении хочется отметить, что, реализуя «Метод проектов» в образовательной деятельности, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.