Возможности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в режимные моменты
Аннотация: В статье описаны способы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, методы развития мелкой моторики в режимные моменты. Описывается значение различных игр, упражнений в развитии моторики. Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, режимные моменты. К концу дошкольного возраста развитие мелкой моторики является одной из актуальных задач, поскольку развитая моторика рук – один из показателей готовности ребенка к школе. Также развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. По данным проведенных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и развития мелкой моторики. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук находится и уровень развития речи детей. Главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи является развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема развития мелкой моторики остается актуальной и в настоящее время. В старшем дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики может служить показателем для освоения письма. Большинство дошкольников в старшем возрасте неправильно держат карандаш, ручку, при этом мышцы рук очень напряжены, что свидетельствует о недостаточном уровне развития мелкой моторики. Низкий уровень развития мышц кисти может обуславливать трудности в школьном обучении. Изучением мелкой моторики у дошкольников занимались многие российские ученые, такие как Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова и др. Их исследования были направлены на изучение связи моторики с психическими процессами. В современном мире существует проблема непонимания родителями важности развития мелкой моторики. При подготовке своих детей к школьному обучению, они уделяют большее внимание уровню знаний. При этом они забывают о том, что обучение в школе предполагает не только интеллектуальную готовность, но и психомоторную готовность. Психомоторика — это процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением. Мышечные движения предполагают движение крупных мышц, а также мелких, которые предполагают развитие мелкой моторики. Большую часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, поэтому педагог может способствовать разностороннему развитию ребенка. Режимные моменты, такие как утренняя гимнастика, непосредственные образовательные ситуации, подготовка к прогулке и др. дают возможность педагогу способствовать успешному развитию мелкой моторики детей в разных видах деятельности. Вся жизнь детских дошкольных учреждений строится на определенном режиме дня. Режим дня строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей. Для детей старшего дошкольного возраста режим включает следующие компоненты: утренний прием, игры, утренняя гимнастика, подготовка к приему пищи, прием пищи, игры, образовательные ситуации, подготовка к прогулке, прогулка, подготовка ко сну, подъем, уход домой. На шестом году жизни у детей все еще сохраняется импульсивность поведения, реакций. На изменении поведения и действий ребенка неблагоприятно сказываются недомогание, эмоциональные перегрузки, утомление. Поэтому воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировать нагрузку, избегать однообразия и монотонности детской деятельности. Следует рационально организовать двигательный режим, в течение дня разнообразить двигательную деятельность детей. Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно с незначительными перерывами. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. утверждают «Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений, способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить». Поэтому, очень важно развивать мелкую моторику детей в течение всего дня, это будет способствовать не только более интенсивному развитию мелких мышц, но и разнообразит жизнь старших дошкольников в детском образовательном учреждении. Мелкую моторику рук развивают: • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; • игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, насыпать и т.д.; • продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и др.; • застегивание, расстегивание пуговиц, одевание и раздевание и т.д. Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. Игры, согласно Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, совершенствуют его движения. Поэтому педагогу дошкольного образования стоит включать в режим дня различные виды игр, которые будут не только стимулировать развитие мелкой моторики дошкольников, но и получать от этого удовольствие. На протяжении всего дня, для развития мелкой моторики у старших дошкольников, педагог может использовать пальчиковые игры, гимнастику. Пальчиковые игры не только развивают мелкие мышцы рук, но и очень любимы детьми. В пальчиковых играх есть какой-либо сюжет, которому соответствуют действия. Эти игры могут проводиться в любое время, как и в утренний прием, во время утренней гимнастики, на прогулке, так и во время образовательных ситуаций. Не менее важны конструктивные игры, в их основе заложено стремление что-либо создать, содержание этих игр – строительство, складывание и т.д. Этот вид игры также можно организовать в различные режимные моменты, как в группе детского сада, так и во время прогулки. Развитие мелкой моторики происходит также во время режимных моментов, которые включают в себя культурно-гигиенические навыки. Например, мелкая моторика активно развивается в одевании – раздевании детей, когда детям нужно самим застегнуть пуговицы, молнию. Также, педагог может использовать это во время других режимных моментов, например, организовать игру, в которой дети должны кого-то одеть, раздеть или же использовать различные шнуровки, в результате которых может получиться какое-либо изображение. Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем более уверенными и координированными становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Игры с пластилином дают уникальные возможности для развития, как мелкой моторики, так и творчества детей. В исследовании З.А. Богатеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции - аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получится целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Игры с бумагой очень нравятся дошкольникам, так как обычная бумага может превратиться в забавные объемные игрушки, из бумаги можно сделать кукольный театр. Развитию точных движений помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание корабликов, самолетиков, в которые ребенок сможет потом играть. Рисование – занятие, любимое всеми детьми. Чем чаще ребенок держит в руке карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Педагог может проявить изобретательность, можно рисовать с детьми не только на бумаге, но и на песке, снегу, на запотевшем окне, асфальте. Дети очень любят игру «Дорожки», где надо дойти от начального пункта в конечный, найти пару и т.д., педагог может сам придумать разнообразные сюжеты, которые будут интересны детям. Такая игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, будет развивать творческое воображение, зрительную память и т.д. Также, в режимные моменты педагог может включить игры со счетными палочками, карандашами, если играть в группе, на улице можно использовать веточки, соломинки. Старшие дошкольники могут не только выложить красивую картинку, но и создать объемные фигуры. Играя со счетными палочками, ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Игры, в результате которых получается продукт можно включить, как и в образовательную ситуацию, так и в свободную деятельность детей, также, можно сделать общие поделки на улице при помощи природного материала. Включение педагогом в режимные моменты логоритмических игр с движениями, также будет стимулировать развитие мелкой моторики. Дошкольники под музыку, стихотворение должны выполнять различные движения. Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности. Говоря о современных методах, можно выделить интересную методику Железновых, которая включает в себя пальчиковые игры, массаж, самомассаж, пощипывания и другие различные движения под песенки, стишки, которые предлагают авторы. Включение воспитателем таких игр и упражнений разнообразит жизнь детей в разные режимные моменты. Игры и упражнения по методике Железновых укрепляет мышцы, развивает мелкую моторику, способствует развитию произвольности психических процессов. Жизнь в детском учреждении построена так, что педагог может использовать каждый режимный момент для развития мелкой моторики старших дошкольников. Важно, чтобы педагог осознавал это, знал разные игры и упражнения, которые будут интересны детям, а также будут способствовать развитию мелкой моторики.
Список литературы: 1. Железновы Е.С. Пальчиковые игры для малышей. 2006. 2. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. М.: Владос, 2005. 112с. 3. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 27-34; № 5. С. 43-53; № 6. С. 36-45. 4. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков». М.: ЭКСМО, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.