Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мы постоянно думаем, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.
Технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Особенности технологии:
• Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, присваивать.
• Не присвоение готового знания, а конструирование своего.
• Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, партнерские отношения.
• Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте [1:7].
Все умения работы с текстом можно разделить на две группы: общеучебные, которые есть в программе, и дополнительные, которые формируются и развиваются с помощью отдельных приемов технологии.
Возможности технологии РКМЧП для формирования и
развития умения работать с письменным текстом
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Мы
постоянно думаем, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию,
могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание.
Технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо) представляет собой целостную
систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Особенности технологии:
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет
управлять этой информацией: искать, присваивать.
Не присвоение готового знания, а конструирование своего.
Коммуникативнодеятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим
занятий, партнерские отношения.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и
отрицательных сторон в познаваемом объекте [1:7].
Все умения работы с текстом можно разделить на две группы: общеучебные, которые есть в программе, и
дополнительные, которые формируются и развиваются с помощью отдельных приемов технологии.
Для учеников 56 классов общеучебными умениями работы с текстом будут: умение находить ключевые слова в
тексте; умение пересказывать текст целиком или по частям; умение отвечать на вопросы, поставленные
учителем. Умения по технологии РКМЧП: умение заполнять таблицу по тексту; умение ранжировать
информацию по степени новизны; умение составлять и задавать вопросы, различать их по сложности; умение
рассуждать и аргументировать свои ответы; умение рефлексировать; умение классифицировать, обобщать.
Технология имеет в своем арсенале огромное количество приемов, способствующих воспитанию вдумчивых
читателей. Множество приемов дают возможность делать урок разнообразным, ярким. Стратегия уже содержит
внутри себя базовую модель "Вызов Реализация смысла Рефлексия", что облегчает планирование урока.
Один из приемов – "чтение с пометками". "Инсерт" – предполагает следующие знаки: "V" – то, что известно; "" –
то, что противоречит представлениям читающих; "+" – то, что является новым; "?" – ставится тогда, когда у
читателя возникло желание узнать больше [2:4].
Читая текст, ребята ставят знаки, показывающие их отношение к информации. Условные знаки помогают
ученикам читать более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании материала. Такое активное
чтение способствует развитию систематичности мышления, развивает умение классифицировать поступающую
информацию. В течение учебного года мои ученики читали многие информативные и художественные тексты с
такими пометками. Сначала они ставили знаки над небольшими абзацами, постепенно объем текстов
увеличивался, и к концу года учащиеся читают с маркировкой тексты большого объема.
У каждого человека есть потребность в самовыражении через рисунки. Авторы РКМЧП предложили ребятам
еще один прием – составление кластера. "Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают
несколько различных типов связи между объектами и явлениями" [3:2]. В центре листа пишется слово (тема,
проблема), далее записываются слова или предложения, связанные с темой. На уроке в 5 классе при изучении
лексики предлагаю текст:
"...Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой
простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – и
счастливого и несчастного – он сейчас – украшение жизни.
Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой.
Онито и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие.
Так и подснежник кажется капелькой неба на земле". (Г. Троепольский)
Общая работа учеников под руководством учителя закончилась составлением кластера:признаки
текста
Текст
(целостное законченное высказывание)
наличие темы и основной мысли;
наличие или возможность заголовка;
смысловая связь между предложениями;
определенная последовательность
предложений;
использование языковых средств связи.
На следующей стадии осмысления появился еще один кластер по теме: "Средства связи предложений в тексте".
Повторяющиеся слова Основные языковые средства между
Местоимения и
наречия
предложениями в тексте
Близкие по смыслу слова
Порядок слов в
предложении
Союзы
Мои ученики при работе с кластером стали лучше усваивать материал, они запоминают большую информацию,
видя перед собой её графическое изображение. Чем старше становятся дети, тем больше информации им
приходится усваивать. Обучая ребят работать с информацией обдуманно, системно, мы обеспечиваем их
навыками, необходимыми во внешкольной жизни.
Важнейшие логические операции вырабатывает прием под названием "составление таблицы на основе текста".
Реализация этого приема возможна в таких вариантах, как коллективное составление таблицы, заполнение
готовой формы таблицы, самостоятельное вычленение и заполнение граф таблицы. Выглядит эта таблица
просто: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы
предполагаем сравнивать какието явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от
"линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. Вот пример таблицы, составленной
пятиклассником по тексту о подснежнике:
Подснежник
Линия
сравнения
Люди
украшает
дело в жизни
украшают
радость и счастье
несет
крохотная капля
неба
размер
доброту,
простоту
маленькие
Прием «Сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между
явлениями, событиями, фактами. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее
задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.
Подлинное осмысление текста читающим достигается тогда, когда он начинает осознавать информацию, не
только лежащую на поверхности текста, но и вытекающую из связей и соотношений излагаемых научных
фактов. Такому глубокому изучающему чтению можно научить, вооружив наших учеников приемом
«самопостановки вопросов к тексту». Прием обеспечивает высокий уровень умственной деятельности, так как
учащиеся должны проделать три сложных операции: 1) найти в тексте ситуацию скрытого вопроса, 2)
сформулировать вопрос, 3) найти ответ на него.
Выполнению трех операций одновременно научить нельзя. Необходима постепенная, поэтапная работа. На
первом этапе нужно показать учащимся различие между двумя видами вопросов, которые можно поставить к
тексту. «Учеников необходимо учить различать тонкие и толстые (проблемные) вопросы» [4:6]. На тонкий вопрос
в тексте всегда есть прямой ответ, ответа на толстый вопрос нет: он либо «размыт» в тексте (но его можно
найти, так как информация для него в тексте есть), либо информацию для ответа нужно искать в другом
источнике. Задача учителя – научить ученика формулировать не только тонкие, но и толстые вопросы.Основные способы выработки этого умения – постановка вопросов учителем в качестве образца и побуждение
учащихся к самостоятельному формулированию вопросов. Так после чтения текста «Подснежник» учитель
задает классу вопрос: «Почему автор в тексте, где речь идет о цветке, употребил слово доверие?» Ответ
ученика: «Подснежник так поверил первым лучам весеннего солнца, он так хочет порадовать людей, и он не
боится, что могут наступить морозы и он замерзнет». Ответ убеждает в том, что толстые вопросы к тексту
приводят к пониманию его содержания.
Вспомним, что писал о вопросе «почему?» академик А.Ф. Лосев: «…Мыслить – всегда значит отвечать на вопрос
«почему». Без этого «почему» и без ответа на него тоже ведь не получается мышления» [5:25].
Примеры толстых вопросов, сформулированных учениками 67 классов на разных уроках русского языка:
1. Почему степени сравнения имеют только качественные прилагательные?
2. Почему неопределенные местоимения получили такое название?
3. Почему возвратное местоимение не может быть подлежащим?
4. Почему отрицательное местоимение может писаться то в одно слово, то в три, а отрицательное наречие
всегда только в одно?
Стратегия «Чтение с остановками» позволяет реализовать идею медленного чтения с глубоким осмыслением
текста. В произведении необходима интрига, которая чаще всего достигается использованием автором приема
«эффекта обманутого ожидания». Учитывая актуальность темы, я выбрала для работы рассказ Валерия
Тихонова «Последнее ранение» о судьбе ветерана в наше непростое время [6:8]. Непременное условие для
использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Этот прием требует не
только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ
не под чьимто влиянием, а в результате личной работы с текстом.
Почему рассказ так назван?
Почему я так думаю?
Списали фронтовика по ранению
I фрагмент. Война закончилась
На самом деле как?
Предположение не
подтвердилось.
У героя четыре ранения, осколок под
сердцем.
II фрагмент. По описанию жизни
ветерана.
Предположение не
подтвердилось.
Старика ранили люди своей грубостью.
Это душевное ранение.
III фрагмент. Ветеран жалеет,
что живет так долго.
Словом можно ранить
душу.
Больное сердце ветерана не выдержало. IV фрагмент. Ветеран умер
Словом можно убить.
прямо на улице.
Другой прием, позволяющий реализовать идею диалога с текстом – «двойной дневник» я использую для работы
с сильными учениками. «Это таблица из двух граф, предполагающая, что читатель по ходу индивидуального
чтения произведения выписывает в левую колонку те моменты текста, которые привлекли его внимание, а в
правой графе объясняет, почему он это записал, свои ассоциации. Так происходит сопряжение текста с
собственной жизнью» [7:12]. Вот пример дневника, составленного учеником 9 класса по данному тексту:
Слова из текста
«Мокрое лицо».
Мысли читателя
От дождя или от слез? Соль на
губах.
«Вседозволенность дождя».
Вседозволенность людей.
«За что ж они меня так?»
За что его ненавидят? За старость?
«Тут выручка нужна, а тут вы…» Деньги – главное, у ветерана их
нет.
«Незримая пуля».
Жестокость, бессердечие.«А до дома…всего три
остановки».
Жить бы да жить… Жалко.
На последнем этапе происходит творческое осмысление информации по данному тексту: написание эссе,
составление инструкции, написание синквейна или письма по кругу.
Примеры синквейна, сделанные моими учениками по данному тексту:
Война
Жестокая,
завистливая
Пуля пролетает
Смерть
Сердце
Дождь
Доброе, заботливое
Грустный и холодный
Тревожится, болит,
помнит
Последние минуты.
Память
Все льет и льет как из ведра
Плачущий по умершим в погонах.
Война.
Обращение фронтовика (сочинение ученицы):
Мы выжили, спаслись и победили.
За что упреки? В чем я виноват?
Мы воевали, вы детьми тогда ведь были,
И слава Богу, время не вернуть назад.
Скажите, заслужили мы немного,
Хоть каплю уважения в ответ?
Ну не молчите, люди, ради Бога!
Последний ветеранский вам совет.
Подводя итоги, можно сказать, что на одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более
эффективно развивать умения работы с текстом. «Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы
приблизить его к процессу познания, чтобы он получил и удовольствие» [8:17].
Хочется отметить, что работа по данной технологии доставляет мне и моим ученикам огромное удовольствие.
Впереди у нас еще много неизведанных тропинок вместе с технологией РКМЧП, которые ведут к большой дороге
под названием «Умение работать в информационном поле».
Примечания:
1. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005.
2. Столбунова С.В. Технология РКМЧП. Типы уроков: работа с информационным текстом, работа с
художественным текстом. // Русский язык. – 2005, №18.
3. Там же.
4. Там же.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. – С. 25.
6. Литературная газета. №18, 516 мая 2006 г.
7. Вишнякова Е.Е. не только о технологии РКМЧП. // Русский язык. – 2004, №15. – С. 1017.
8. Там же.